Гуля
|
Современный правовой статус центробанков В настоящее время центральные банки имеют различный правовой статус - в зависимости от национальных особенностей юридических лиц. В законодательстве большинства стран центральные банки обозначены как юридические лица («legal persons»), в некоторых государствах, в первую очередь в Великобритании и ее бывших колониях - Индии, Пакистане, Канаде, Австралии, законодательство определяет статус центральных банков как «bodies corporate» - корпорации. Субъектом права в таком качестве может быть или сам центральный банк (Австралия, Канада), или в некоторых случаях его органы управления - совет директоров (Пакистан), или совет директоров и управляющий (Великобритания).
В большинстве стран принято деление юридических лиц на юридических лиц частного и юридических лиц публичного права. Исходя из этой наиболее часто употребляемой классификации и анализируя законодательство о центральных банках, представляется обоснованным сделать следующий вывод. Центральные банки имеют статус либо частных акционерных обществ (private stockholding companies), либо публичных корпораций (public corporations) - юридических лиц публичного права (таблица 1). Статья 2 Закона о Немецком федеральном банке (Deutsche Bundesbank Law, 1957) определяет последний как независимый федеральный институт и юридическое лицо публичного права. Юридическим лицом публичного права (institute di diritto pubbli-co) является и Банк Италии.
Из-за исторических особенностей создания центральных банков, которые были основаны как частные коммерческие банки и долгое время функционировали именно в таком качестве, центральные банки сохранили форму акционерных обществ несмотря на то, что после Второй мировой войны большинство из них было национализировано и приобрело статус публичных корпораций. В настоящее время капитал центральных банков по-прежнему является акционерным и разделен на определенное число акций. Однако этот факт имеет небольшое практическое значение, поскольку во многих странах государство является единственным собственником акций и получает всю прибыль центральных банков. Это обстоятельство дало основания многим ученым рассматривать центральные банки как неприбыльные учреждения, институты «общественного сектора». Тем не менее не совсем обоснованно, с нашей точки зрения, классифицировать центральные банки лишь в подобном качестве, поскольку, как мы увидим в дальнейшем, наряду с выполнением социально значимых функций они в соответствии с законодательством ряда стран являются коммерческими организациями, осуществляющими банковские операции и извлекающими из этого прибыль, которая тем или иным образом, но распределяется между собственниками.
В отношении собственности на капитал и имущество центральных банков в законодательстве прослеживаются три варианта: 1) центральные банки могут полностью принадлежать государству; 2) государство совместно с другими лицами может владеть акциями центрального банка; 3) законы некоторых стран полностью исключают государство из состава собственников центрального банка.
В настоящее время большинство центральных банков являются собственностью государства. При этом одни были сразу же образованы в качестве государственных эмиссионных институтов (Германия), другие же сначала действовали как акционерные банки, а затем национализировались государством (Великобритания, Франция).
Законы некоторых стран называют собственником капитала центральных банков правительство, в других странах законодательство определяет, что права собственника от имени государства осуществляет министр финансов или иное высшее должностное лицо правительства. В Канаде, например, закон признает владельцем акций центрального банка министра финансов, а в реестре собственников Банка Англии указан управляющий Казначейством.
Центральный банк может рассматриваться законодательством как собственность правительства в целом или правительство может владеть всеми акциями центрального банка. Первый случай имеет место, когда центральный банк с момента своего создания стал собственностью государства. Подобная ситуация характерна для большинства центральных банков, основанных после Второй мировой войны. Второй случай типичен для стран, где центральные банки были созданы как частные, но позднее были национализированы, и государство получило акции частных акционеров.
Некоторые особенности содержит законодательство федеральных государств, где специально оговариваются вопросы разграничения права собственности в отношении центрального банка, субъектов федерации и центрального правительства. Центральный банк может находиться только в собственности федерального (центрального) правительства, как это принято, например, в Германии и Индии, или федеральное правительство разделяет право собственности с субъектами федерации (Пакистан, Мексика).
В некоторых случаях правовой статус центрального банка вообще трудно классифицировать. Например, Национальный банк Дании формально не принадлежит государству, его юридический статус - самоуправляемая организация, прибыль которой подлежит передаче правительству страны.
В некоторых странах мира центральные банки принадлежат наряду с государством и частным лицам, как правило, кредитным учреждениям страны, иногда - обычным юридическим и физическим лицам. В большинстве случаев такие центральные банки - акционерные общества, где правительству принадлежит большая часть акций. Законодательство различных стран содержит разные требования к соотношению долей собственности государства и частных лиц. В одних случаях правительство владеет 51 % акций центральных банков, в других - 55 %. В Мексике, например, капитал национального банка, составляющий 50 миллионов песо, разделен на акции двух серий - серии «А», принадлежащей федеральному правительству и неизменно составляющей 51 %, и серии «В», акции которой составляют 49 % от общего размера капитала и принадлежат кредитным учреждениям страны. В Японии государству принадлежит 55 % капитала национального центрального банка, остальные частные акционеры права голоса не имеют и в управлении банком не участвуют.
В редких случаях законодательство не регламентирует точное соотношение государственного и частного участия в капитале центрального банка, устанавливаялишь минимальный размер доли государственной собственности и предоставляя правительству право самостоятельно изменять его. По Закону о Банке Пакистана, например, не менее 51 % акций последнего должны принадлежать центральному правительству; остальные акции передаются на рынок для подписки всеми желающими (в том числе и правительством).
Таким образом, в большинстве случаев разделения собственности центральных банков между государством и частными лицами государство оставляет большую часть акций за собой. В некоторых странах и государство, и частные лица владеют 50 % акций (Австрия, Бельгия). В соответствии с Законом о Национальном банке Австрии, принятом в 1984 году (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 1992 года), Австрийский Национальный банк является акционерным обществом, капитал которого состоит из 150 тысяч именных акций номиналом 1 тысяча австрийских шиллингов. Половина этих акций принадлежит самой Австрийской Республике, но приобрести дополнительное количество акций она не имеет права. Владельцами же остальных акций являются австрийские резиденты - граждане, предприятия и организации, которые получили согласие Министерства финансов страны на покупку. Пай переходит по наследству и может быть продан также с согласия Министерства финансов.
Наконец, можно выделить несколько государств, где центральные банки принадлежат только частным лицам, как правило, коммерческим банкам (США, Швейцария, ЮАР, Сальвадор). Законодательство Сальвадора, например, устанавливает, что 25 % акций Центрального Резервного Банка могут быть приобретены в собственность банками, действующими в стране на момент принятия закона о центральном банке; оставшиеся 75 % могут принадлежать любым физическим и юридическим лицам - резидентам страны. Согласно статье 6 Закона о Центральном Резервном Банке Сальвадора «ни национальное, ни любое иностранное правительство не вправе являться акционером Банка». В Южно-Африканской Республике закон не делает различий между банками и другими акционерами. Акцио нерный капитал Южно-Африканского Резервного Банка полностью принадлежит частным акционерам; любое лицо - резидент ЮАР вправе приобрести акции Банка.
Некоторые особенности относительно собственности центральных банков содержит законодательство Швейцарии. В соответствии с Законом о Национальном банке 1953 года капитал Национального банка является частным; правительство конфедерации не вправе владеть его акциями. Право приобретать акции Национального банка предоставлено гражданам Швейцарии, юридическим лицам публичного права («public-law corporation») и частным юридическим лицам - резидентам Швейцарии. По данным на конец 1992 года, кантонам и юридическим лицам публичного права принадлежало 63 % акций Национального банка, частным акционерам - 37 %.
Согласно Закону о Федеральной резервной системе 1913 года, акционерный капитал Федеральных резервных банков США принадлежит на паевых началах коммерческим банкам - членам Федеральной резервной системы, которые обязаны подписываться на акции резервного банка соответствующего округа в размере 6 % своего уставного (акционерного) и резервного капитала, но при этом требуется оплатить лишь половину суммы. Акции одного класса имеют номинальную стоимость 100 долларов США и не могут быть переведены или заложены; по ним выплачиваются фиксированные дивиденды в размере 6 % годовых. Пока коммерческий банк является членом Федеральной резервной системы, он может лишь хранить указанные акции, причем их портфель увеличивается или уменьшается в зависимости от изменения общей суммы акционерного и резервного капитала этого банка. Любой банк - член Федеральной резервной системы, имеющий акции соответствующего резервного банка в количестве, превышающем требуемый уровень в 6 % его оплаченного уставного и резервного капитала, обязан сдать избыточные акции.
Законодательства практически всех стран содержат требование о необходимости формирования уставных фондов центральных банков. Создание таких фондов также является обязательным, если их формирование предусмотрено уставами центральных банков или же решение об этом принято специальными постановлениями общих собраний акционеров соответствующих центральных банков. В настоящее время собственные уставы имеют, например, Банк Италии, Немецкий федеральный банк и Федеральные резервные банки США. Банк Франции в своей деятельности руководствуется национальным законом от 4 августа 1993 года № 93-980 «Об Уставе Банка Франции, его деятельности и надзоре за кредитными учреждениями» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 31 декабря 1993 года № 1444).
Характерной чертой уставного капитала центрального банка является особая форма денежного капитала. Как отмечают российские экономисты3, материально-вещественной субстанцией данного капитала служат денежные средства в безналичной форме. Поэтому формирование и использование ресурсов уставного фонда центральных банков могут осуществляться только на денежной основе. В этом отношении уставный капитал центральных банков отличается от уставного фонда обычного коммерческого банка, представляющего собой совокупность материальных и денежных средств.
В большинстве стран величина уставного капитала эмиссионного банка постоянна и зачастую фиксируется в национальных законах о центральных банках. Поэтому увеличение размера уставного капитала производится по решениям законодательных или исполнительных органов государственной власти либо общего собрания акционеров центрального банка, если он был создан и функционирует на основе преимущественно частной собственности. В соответствии с параграфами 8 и 9 Закона о Национальном банке Австрии 1984 года уставный капитал последнего определен в размере 150 миллионов австрийских шиллингов и не может быть изменен иначе, чем посредством внесения поправок в действующее законодательство. Размер уставного капитала Банка Англии не менялся со времени принятия в 1844 году Закона об Уставе Банка Англии (Акт Роберта Пиля) и составляет сумму, равную 14553 миллионам фунтов стерлингов. Уставный капитал Немецкого федерального банка также остается неизменным с 26 июля 1957 года - даты принятия Закона о Немецком федеральном банке, и в настоящее время составляет 290 миллионов немецких марок.
Принципы, порядок, источники и условия формирования уставного капитала национальных центральных банков зависят от их правового статуса и форм собственности на капитал. Если центральный банк изначально создается как государственный эмиссионный институт, его уставный капитал формируется за счет государственного одного или нескольких денежных взносов. В этом случае основным источником формирования уставного капитала являются ассигнования из центрального (федерального) бюджета. Следовательно, банковский капитал полностью принадлежит государству.
При создании национального центрального банка в форме коммерческой акционерной компании на основе исключительно частной собственности его уставный капитал образуется путем продажи акций учредителям банка, то есть за счет средств, поступивших от реализации выпущенных и размещенных акций вновь создаваемого центрального банка. Состав его учредителей утверждается либо представительским собранием акционеров, либо теми государственными органами, которые определяет закон о центральном банке и которым впоследствии он будет подотчетен, - национальные парламенты или правительства. Как правило, акции центрального банка реализуются по спискам учредителей, составляемым согласно принятым актам об его учреждении. Продажа акции по таким спискам позволяет в превентивном порядке определить, какие представители акционерного общества будут в дальнейшем управлять деятельностью центрального банка.
Уставный капитал центральных банков, созданных согласно законодательству на основе государственной и частной собственности, формируется на долевых началах посредством совместной подписки на выпускаемые акции соучредителями центрального банка - государством, коммерческими банками, физическими и иными лицами, определенными законом. |