Постнагуализм
04 декабря 2025, 05:06:29 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

      Логин             Пароль
 
   Начало   Помощь Правила Поиск Войти Регистрация Чат  
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
Автор Тема: Внимание  (Прочитано 3136 раз)
0 Пользователей и 18 Гостей смотрят эту тему.
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« : 10 февраля 2025, 21:19:19 »

Когнитивные искажения в цифровую эпоху — Ивар ft. Мария Фаликман | Мыслить как ученый

ПостНаука


<a href="https://www.youtube.com/v/aPf2X_Bdjto" target="_blank">https://www.youtube.com/v/aPf2X_Bdjto</a>
Записан
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« Ответ #1 : 09 октября 2025, 20:33:10 »

М. Мерло-Понти «Внимание» и «суждение»[125]


Наше обсуждение традиционных предрассудков направлено, таким образом, против эмпиризма, но фактически мы выступаем не только против него. Мы должны теперь показать, что и его интеллектуалистский антитезис лежит в том же плане, что и сам эмпиризм. Оба они, когда это случается, берут объективный мир как объект своего анализа прежде всего вне времени и не через его смысл, и оба они не способны выразить тот особенный способ, посредством которого перцептивное сознание конституирует свой объект. Оба выдерживают известную дистанцию по отношению к восприятию, вместо того чтобы держаться к нему как можно ближе.

Это мы могли бы показать на примере истории понятия «внимания». В мышлении эмпирициста внимание выводится из «гипотезы константности», или, как мы это показали, из первичности объективного мира. Даже если то, что мы воспринимаем, и не соответствует объективным свойствам источника стимуляции, гипотеза константности заставляет нас признать, что «нормальные ощущения» были и в этом случае. Просто они не восприняты, и функция, которая их выявляет, подобно прожектору, падающему на уже предсуществующий в темноте объект, и называется вниманием. Внимание, таким образом, ничего не создает, оно словно вспышка света выхватывает именно те объекты, которые способны дать ответ на то, что мы спрашиваем. Поскольку «bemerken», или «подмечивание», не является действительной причиной идей, которые этим актом пробуждаются, то оно оказывается одним и тем же во всех актах внимания, как одним и тем же является луч прожектора, какой бы ландшафт при этом ни освещался. Внимание поэтому есть всеобщая и безусловная сила в том смысле, что в любой момент она может быть безразлично приложена к любому содержанию сознания. Будучи везде бессодержательной, она нигде не может иметь своей собственной цели {…}.

Чтобы привязать внимание к жизни сознания, нужно было бы показать, как восприятие пробуждает сознание и как внимание затем, в свою очередь, развивает и улучшает его. Должны быть описаны некоторые внутренние связи, а эмпиризм имеет в своем распоряжении лишь связи внешние и не может делать ничего сверх сопоставления состояний сознания. Эмпиристский субъект, поскольку ему отводится некоторая инициатива, которая и является оправданием для теории внимания, может выступать лишь в виде абсолютной свободы.

Интеллектуализм, с другой стороны, исходит из продуктивности внимания: поскольку я сознаю, что благодаря вниманию я воистину прихожу к объекту, то последовательность картин, доставляемых вниманием, не является случайной. Каждое новое проявление объекта отводит подчиненное место предыдущему и выражает все то, что пытался передать его предшественник. Воск уже с самого начала есть пространственное тело, одновременно и податливое и изменчивое; я лишь реализую более или менее ясно это свое понимание «соответственно тому, как мое внимание в большей или меньшей степени прикладывается к вещам, которые находятся в его поле и на которых оно останавливается»[126]. Поскольку я переживаю прояснение объекта, то воспринимаемый объект уже должен содержать определенную интеллигибельную структуру, которая в нем и раскрывается. Если сознание обнаруживает геометрическую окружность в круглой форме тарелки, то происходит это потому, что окружность уже заложена в ней {…}. Нет никакой необходимости в анализе акта внимания как перехода от неотчетливости к ясности, поскольку никакой неотчетливости для интеллектуализма просто не существует. Сознания с этой точки зрения просто не существует до тех пор, пока оно не положит границы какому-нибудь объекту, и даже фантомы «внутреннего опыта» возможны только как нечто заимствуемое из внешнего опыта {…}.

Но в сознании, которое {…} вечно овладевает интеллигибельной структурой всех своих объектов и которое именно как эмпирическое сознание вообще ничего не конституирует, в таком сознании внимание остается абстрактной и бездейственной силой, поскольку здесь ему просто нечего делать. Сознание не менее интимно связано с объектами, к которым оно невнимательно, чем с теми, к которым оно проявляет интерес, и дополнительная ясность, доставляемая актом внимания, не возвещает никакого нового отношения. Внимание поэтому снова становится неким светом, который не изменяет своего характера при смене объектов, на которые он падает, — таким образом, снова вводятся пустые акты внимания, которые занимают место «модусов и специфических направлений интенции»[127].

Наконец, акт внимания с точки зрения интеллектуализма ничем не обусловлен, поскольку все объекты находятся в его распоряжении, точно так же как и «подмечивание» эмпиристов, поскольку по отношению к нему все объекты являются трансцендентными. Да и как может объект, уже выделенный самим своим наличием, вызывать еще и внимание, коль скоро сознание уже включает в себя все объекты? Если уж где эмпиризм и оказывается несостоятельным, так это в понимании внутреннего отношения между объектом и актом, который его выполняет. Если уж чего и лишен интеллектуализм, так это представления о случайности в сфере мысли. В случае первого — сознание оказывается слишком бедным, а в случае второго — слишком богатым, поскольку всякий феномен неотразимо притягивает его. Эмпиризм не видит того, что мы должны уже знать о том, что мы ищем (или, иначе говоря, не видит того, что мы вообще не должны были бы искать); а интеллектуализму недостает понимания того, что мы не должны были бы знать про то, что мы ищем (или в равной мере — того, что и в этом случае мы не должны были бы ничего искать). И там и тут оказывается невозможным ни постичь сознание в акте приобретения знания, ни придать должного значения тому, описанному выше незнанию, которое хотя еще и «пусто», однако уже определяет интенцию, которая и есть само внимание {…}. Стало быть, вопреки намерениям интеллектуализма обе доктрины разделяют одну и ту же идею, что внимание вообще ничего не создает {…}.

Вопреки такому представлению о бездействующем субъекте психологический анализ внимания приобретает значение самооткрытия, и критика «гипотезы константности» перерастает в критику догматической веры в «мир», который оказывается или реальностью самой по себе (для эмпиристов), или же имманентной границей знания (для интеллектуалистов).

Внимание предполагает прежде всего трансформацию смыслового поля, некий новый способ, которым сознание предстоит своим объектам.

Так, совершая акт внимания, я тем самым локализую некоторую точку на своем теле, ту, которая испытала прикосновение. Анализ психических нарушений, наблюдающихся при поражениях центральной нервной системы, которые делают такую идентификацию невозможной, раскрывает глубинные слои работы сознания. Опрометчиво можно было бы говорить в этом случае о «локальном ослаблении внимания». В действительности, однако, дело тут вовсе не в одном или большем числе «локальных сигналов» или в ослаблении вторичной силы понимания. Решающее условие такого расстройства состоит в дезинтеграции сенсорного поля, которое теперь уже больше не остается стабильным во время восприятий субъекта, но приходит в движение в ответ на исследующие действия и по мере его обследования отступает от субъекта[128].

Смутно локализованная точка является противоречивым феноменом, который выдает существование некоторого дообъектного пространства, в котором уже существует протяжение, поскольку различные точки на теле, которых касаются одновременно, не смешиваются субъектом, однако пока еще и не имеют однозначного положения, ибо еще нет пространственной системы отсчета, которая бы сохранялась при переходе от одной перцепции к другой. Первым делом внимания поэтому и является создание для себя некоего поля, перцептивного или умственного, которое могло бы быть «просмотрено», внутри которого стало бы возможным перемещение взгляда, или развитие мысли, но в котором сознание уже не теряет того, что оно однажды завоевало, и тем более не теряет себя самого среди тех изменений, которые оно вызывает. Точное положение точки прикосновения будет тогда неким инвариантным фактором в ряду ощущений, которые я испытываю соответственно положениям своих конечностей и тела. Акт внимания может локализовать или объективировать этот инвариантный фактор, коль скоро он отделяется от изменений восприятия. Внимания поэтому как некоей общей формальной активности вообще не существует[129]. В каждом отдельном случае должна быть завоевана определенная свобода, а также определенное смысловое пространство, в котором она могла бы быть наилучшим образом реализована. Пространство это должно сохраняться для того, чтобы можно было вызвать на свет сам объект внимания. Здесь мы имеем дело буквально с актом творения. Например, давно уже известно, что в первые десять месяцев жизни дети различают только вообще окрашенное и лишенное цвета; затем окрашенные области начинают образовывать «теплые» и «холодные» формы, и только потом для детей открываются, наконец, те или иные конкретные цвета. Психологи, однако[130], могут допустить здесь не более как игнорирование или смешение ребенком названий цветов, что, по их мнению, и препятствует различению. Ребенок, утверждают они, должен видеть зеленый цвет именно там, где он действительно есть; и вся беда состоит-де только в том, что ребенок не может обратить на это внимания и понять свои собственные переживания. В основе подобных утверждений лежит то, что психологи все еще не способны представить себе мир, в котором цвета были бы неопределенными, или, иначе говоря, такой цвет, который не обладал бы точной качественной определенностью. Критика этих предубеждений, напротив, должна исходить из того, что видимый мир цветов может оказаться вторичным образованием, имеющим в своей основе ряд «физиогномических» различий, таких, как «теплые» и «холодные» формы или формы «окрашенные» и «неокрашенные». Мы не можем соотнести эти феномены переживания цвета ребенком с каким бы то ни было определенным качеством, точно так же как мы не можем отождествить ни с одним из цветов спектра те «странные» цвета, которые воспринимаются людьми при некоторых психических расстройствах[131]. Первое восприятие цвета есть поэтому некое изменение структуры сознания, установление некоторого нового измерения опыта {…}.

Внимание следует рассматривать по аналогии с этими изначальными актами, поскольку вторичное внимание, которое ограничивалось бы вызыванием однажды уже приобретенного знания, было бы только еще одним отождествлением внимания с приобретением. Уделить внимание — не значит просто высветить предсуществующие данные, но значит предать им новое расчленение[132]. Эти данные преформированы только как горизонт. Фактически они конституируют новые области внутри мира в целом. Именно изначальная структура, которую они вводят, есть то, благодаря чему выявляется идентичность объекта до и после акта внимания. Только после того как определенное качество цвета уже усвоено и только посредством этого, предшествующие данные выступают как материал этого качества {…}. Именно посредством преодоления этих данных настоящий акт внимания соотносится с предыдущим, и единство сознания, таким образом, строится шаг за шагом посредством своеобразного «синтеза перехода». Чудо сознания состоит в том, что оно приводит к свету (посредством внимания) феномены, которые восстанавливают единство объекта в некоем новом измерении именно в тот самый момент, когда они его разрушают. Внимание не есть ни ассоциация образов, ни возвращение к себе мысли, уже имеющей власть над своим объектом; оно есть активное конституирование нового объекта, который делает явным и расчлененным то, что до этого существовало не более как неопределенный горизонт. И в то самое время, когда объект приводит внимание в движение, в каждый момент он вновь и вновь оказывается в состоянии зависимости от него. Он вызывает «доставляющее знание событие», которое должно видоизменить его лишь посредством все еще двусмысленного значения, необходимого ему, дабы прояснить себя; он есть поэтому мотив[133], а не причина события.

{…} Этот переход от неопределенности к определенности, эта переплавка в каждый момент собственной истории сознания в единство нового смысла и есть сама мысль. «Работа ума существует только в акте»[134]. Результат акта внимания не следует искать в его начале. Если луна у горизонта кажется мне не больше, чем в зените, когда я смотрю на нее в телескоп или через картонную трубку, то отсюда еще нельзя делать вывода о том, что и при обычном зрении ее видимая величина тоже будет постоянной. Но это именно то, во что верит эмпиризм, поскольку он имеет дело не с тем, что мы видим, но с тем, что мы должны видеть в соответствии с проекцией на сетчатке. И это также то, во что верит интеллектуализм, поскольку он фактическое восприятие описывает в соответствии с данными «аналитического», или внимательного, восприятия, при котором луне действительно возвращается ее истинный видимый диаметр. Точный и полностью определенный мир стоит тут все еще на первом месте, возможно, правда, уже не как причина наших восприятий, но как их имманентная цель {…}

Когда я смотрю совершенно свободно и естественно, то различные части поля взаимодействуют друг с другом и мотивируют эту огромную луну у горизонта, эту лишенную меры величину, которая тем не менее есть величина. Сознание должно обратиться к своей собственной, нерефлексивной жизни в вещах и прийти к осознанию своей собственной истории, которую оно предало забвению; такова истинная роль, которую должна играть философская рефлексия, и таков путь, которым мы действительно придем к истинной теории внимания.


Психология внимания
Гиппенрейтер Юлия Борисовна
Записан
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« Ответ #2 : 03 ноября 2025, 07:12:14 »

<a href="https://youtube.com/v/4Q0rUJaEsNk?si=V_wGk_2w6oHjMlWP" target="_blank">https://youtube.com/v/4Q0rUJaEsNk?si=V_wGk_2w6oHjMlWP</a>
Записан
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« Ответ #3 : 30 ноября 2025, 23:55:03 »

Когнитивные психологи, которые на первых этапах становления этого направления
начали с поиска места «механизма внимания» в системе переработки информации под влиянием представлений о ресурсных ограничениях этой системы и в качестве закономерного шага
прошли этап представлений о гибкости этого механизма и зависимости его работы от выполняемой субъектом задачи (напр.: Johnston, Heinz 1978) или от уровня загрузки, или предъявляемых задачей требований (Lavie 1995; 2006), в последние десятилетия всё чаще в принципе
отказываются от рассмотрения таких специализированных механизмов и приходят к идее о
том, что внимание прямо связано со строением, осуществлением и становлением познавательной активности и практической деятельности человека. Согласно этой точке зрения, внимание
определяется ее структурой и требованиями, а виды и свойства внимания следует рассматривать в контексте осуществления человеком целенаправленных действий. Иными словами,
внимание выступает как процесс, обеспечивающий приспособление человека к окружающему
миру и решение им той или иной задачи. Отметим, что этот способ рассмотрения внимания,
который уже в 1990-х гг. находит отражение не только в специальных статьях, но и в учебниках
по психологии внимания (Styles 1997; Pashler 1998), напрямую перекликается с положениями
конструктивистского подхода в психологии.
Записан
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« Ответ #4 : 01 декабря 2025, 00:04:30 »

Дополнительная проблема заключается еще и в том, что само по себе наличие «центральных ограничений» в работе мозга, хотя и принимается всеми по умолчанию, до сих пор не
доказано. Как подчеркивает У. Найссер, «вопреки распространенному убеждению, в голове не
существует никакого огромного хранилища, находящегося под угрозой переполнения» (Найссер 1981: 116). Бодрствующий мозг параллельно обрабатывает огромные количества информации, и всё многообразие процессов переработки, успешно осуществляемое мозгом помимо
сознания, совершенно не сопоставимо с требованиями простейших задач «на внимание», с
одной стороны, и ограничениями, наблюдаемыми при решении этих задач, – с другой. В качестве примера традиционно рассматривается явление «психологического рефрактерного периода» – задержки в выполнении второй из двух последовательных задач, если интервал между
ними составляет около половины секунды (Welford 1952; Greenwald 1972). Например, наблюдатель должен ожидать и отмечать нажатием на кнопку четко различимые звуковые сигналы.
Казалось бы, все, что необходимо для успешного решения этой задачи – не отвлекаться на собственные мысли, поскольку не заметить сигнала невозможно. Однако сколь бы ни был внимателен наблюдатель, реакция на второй сигнал закономерно замедляется по сравнению с реакцией
на первый, что обусловлено исключительно когнитивным компонентом задачи и не связано с
ее двигательным компонентом. Парадокс налицо: возможности мозга, казалось бы, не ограничены, а выполнить два простейших действия подряд с равной продуктивностью человеку не
удается.
Записан
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« Ответ #5 : 01 декабря 2025, 00:12:39 »

 К числу этих парадоксов можно отнести, в
частности, парадокс «разумного отбора», состоящего в том, что если отбор происходит рано,
до того как станет ясно, что именно релевантно задаче, а что нет, то на основании чего он
происходит, а если позднее, когда работа по анализу информации уже проделана, то зачем
тогда вообще отбор? По всей видимости, именно с этим парадоксом связано появление моделей гибкой и множественной селекции, допускающих более одного локуса отбора в системе
переработки информации и зависимость этого локуса от поставленной задачи и от загрузки с
ее стороны (Johnston, Heinz 1978; Lavie 1995).
Однако едва ли не самая большая проблема моделей, основанных на понятии «ограниченной мощности» или «ограниченной пропускной способности» и на соответствующем круге
метафор внимания, заключается в том, что при такой модели, как и при любом техническом
устройстве, всегда востребован оператор, обеспечивающий бесперебойное функционирование
системы. При фильтре – «настройщик», меняющий его установки; при резервуаре – «дежурный», ведающий тем, куда и сколько ресурсов направить; при прожекторе – «осветитель», регулирующий направление и яркость прожектора.
Психологическое объяснение упирается здесь в тупик: если не иметь в виду, что в мозгу
или в модели присутствует «маленький человечек», который в самый ответственный момент
появляется и «нажимает на кнопку», многие модели просто не работают, не дают исчерпывающего объяснения тому, как человек решает задачи на внимание.
Эта проблема известна как «проблема гомункулуса». Обнаружить его в моделях познания
можно там, где реальный психологический механизм управления блоками системы переработки информации исследователям до сих пор непонятен. Прежде всего это касается активности познания человека: здесь вопрос о гомункулусе встает особенно остро. Когда когнитивный
психолог берется строить модель того или иного процесса, в какой-то момент он доходит до
предела, за которым дальнейшее объяснение средствами сугубо механическими (взаимодействием гипотетических «устройств», запускаемых внешним стимулом или предыдущим блоком модели) невозможно. Именно здесь в объяснении появляется понятие «внимание» или
«управляющие функции» (напр., «центральный исполнитель» в  модели рабочей памяти А.
Бэддели, который сам признается в том, что для него это временное решение проблемы – см.
(Baddeley 1997)), а мог бы появиться и «маленький человечек», который решил бы задачу
управления системой переработки информации. К сожалению, его появление неизбежно ведет
к дурной бесконечности в психологическом объяснении: в голове маленького человечка должен быть еще один маленький человечек, в его голове – еще, и так далее.
Проблема «изгнания гомункулуса» продолжает оставаться одной из острых проблем
современной когнитивной психологии,....
Записан
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« Ответ #6 : 01 декабря 2025, 00:16:43 »

Первые шаги по направлению к теории внимания как перцептивного действия связаны
с книгой У. Найссера «Когнитивная психология» (Neisser 1967), которая вышла в свет менее
десятилетия спустя после публикации модели ранней селекции Д. Бродбента и вскоре после
появления первой модели поздней селекции Д. и Э. Дойчей. В ней У. Найссер выступил с критикой центрального для этих моделей положения о необходимости специальных механизмов
отбора (фильтров) в системе переработки информации. И хотя он был далек от того, чтобы
отрицать принципиальную избирательность человеческого познания, но предлагал трактовать
ее иначе, не через уподобление человека техническому устройству с ограниченной пропускной
способностью.
Первое и главное отличие человека от такого устройства состоит в том, что человек активен. Он не просто отражает некоторую ограниченную часть окружающего мира в виде набора
образов, он активно строит, конструирует образы тех объектов, которые необходимы ему для
решения актуальных задач. Эти соображения привели У. Найссера к «конструктивной теории
внимания», где оно было представлено как механизм активного процесса построения перцептивного образа.

Записан
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« Ответ #7 : 01 декабря 2025, 00:20:27 »

В ранней модели У. Найссера еще сохраняется характерное для первых этапов развития
когнитивной психологии представление о линейности процесса переработки информации, в
котором У. Найссер выделил две стадии. На стадии «предвнимания», существование и содержание которой до сих пор дискутируется современными когнитивными психологами (напр.: Di
Lollo et al. 2001; Wolfe et al. 2003b; Appelbaum, Norcia 2009; Utochkin 2015 и др.), осуществляется грубая параллельная обработка всей поступающей информации. На стадии «фокального
внимания» происходит более глубокая обработка части этой информации и активное конструирование перцептивного образа целевого объекта в соответствии с целями, намерениями и
ожиданиями познающего субъекта: «мы выбираем то, что хотим видеть» (Найссер 1981: 104).

Вся остальная информация не отфильтровывается и не ослабляется, как предполагают разные
модификации моделей фильтра: человек ею просто пренебрегает.
Но чем, если не специальными механизмами отбора, может быть обусловлена избирательность человеческого познания? Отвечая на этот вопрос, У. Найссер (1981) полностью
отказывается от линейной модели переработки информации и предлагает рассматривать восприятие как циклически организованное перцептивное действие, или «перцептивный цикл»,
в котором отбор осуществляется благодаря тому, что человек воспринимает мир, «предвосхищая структурированную информацию, которая будет при этом получена». С остальной же
информацией, по мнению У. Найссера, попросту «ничего не происходит»
Записан
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« Ответ #8 : 01 декабря 2025, 12:59:29 »

Очевидно, что, если мы рассматриваем схему как основу познания, его избирательность
обусловлена не «центральными ограничениями» системы переработки информации и специальными механизмами (фильтрами), защищающими систему от перегрузки, а функционированием схемы в перцептивном цикле, ее спецификой и настройками, которые складываются
в ходе индивидуального научения. Отсюда У. Найссер выводит два следствия, важных для
построения теории внимания.
Во-первых, не существует специальных «механизмов селекции». Более того, не существует внимания как отдельного процесса, внешнего по отношению к процессу восприятия как
перцептивному циклу. Внимание – это и есть активный процесс восприятия, рассмотренный
в аспекте избирательности. Это положение проверялось в серии экспериментов У. Найссера
и Р. Беклена с «избирательным смотрением». Испытуемому предъявлялись два прозрачных
движущихся изображения (записи игры в баскетбол и игры в ладошки), наложенных друг на
друга. Задача заключалась в том, чтобы отслеживать события в одном фильме и игнорировать
другой. В целом она сходна с классической задачей избирательного слушания с бинауральным предъявлением, решение которой изначально объясняли модели внимания как фильтра
(Черри 1972). Напомним, что в этой задаче испытуемому через наушники подаются два текста,
записанных на одну и ту же пленку, тогда как отчитаться необходимо только об одном из них.
Поскольку человек часто сталкивается с ситуациями наложения нескольких звуковых сообщений, для слуха в ходе эволюции вполне могли сформироваться механизмы «фильтрации». Но
в зрительном опыте человека такие ситуации практически не встречаются, и тогда испытуемый, по определению не обладающий зрительным «фильтром», не сможет эффективно решать
задачу отслеживания событий только в одном из двух фильмов.
Основной результат состоял в том, что испытуемые сразу, легко и безошибочно справлялись с этой задачей, а, следовательно, за «избирательным смотрением» не стоит никаких специфических «фильтров». Согласно циклической модели У. Найссера, наблюдатель успешно
отслеживает ту игру, в отношении которой в данный момент актуализирована схема и запущен
перцептивный цикл, позволяющий предвосхищать ход событий и вовремя на них реагировать.
Вторую игру отслеживать не нужно, значит, в отношении нее активных схем в данный момент
нет, и она просто не воспринимается, несмотря на то что постоянно присутствует на экране.
Аналогично человек не замечает неожиданных однократных событий, не имеющих отношения к задаче: например, появления на экране девушки с зонтиком.
Д. Саймонс и К. Шабри
(Simons D., Chabris 1999), пытаясь воспроизвести этот результат, обнаружили, что в работе с
наивными испытуемыми та же самая судьба может постичь и более экзотический объект, не
имеющий отношения к задаче слежения за игрой в мяч. Следя за передачами мяча в одной из
двух баскетбольных команд, участники их эксперимента закономерно не замечали человека
в костюме гориллы, который неторопливо проходил через весь зал и даже останавливался в
центре, чтобы ударить себя в грудь. Этот феномен – пример так называемой «слепоты по
невниманию» (Mack, Rock 1998), до сих пор не получившей исчерпывающего объяснения и
активно изучаемой в современной когнитивной психологии, а с недавнего времени и в нейронауке (напр.: Thakral 2011; Torralbo et al. 2016).
Записан
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« Ответ #9 : 01 декабря 2025, 13:05:02 »

Если ни одно из указанных выше условий не нарушено, координации схем можно
добиться, выработав навык сочетания задач, за которым не обязательно стоит автоматизация
выполнения одной из задач. Автоматизированные действия и процессы переработки информации, согласно общепринятой точке зрения, не требуют «ресурсов внимания», поэтому для
У. Найссера важно было показать, что тренировка приводит к успешному сочетанию двух не
автоматизируемых полностью и, следовательно, требующих внимания действий.
Эксперименты, направленные на проверку данной гипотезы, были проведены под его
руководством Э. Спелке и У. Херстом, см. (Найссер 1981). В их исследовании два студента
выполняли двойную задачу: читали про себя отрывки прозы, понимание которых затем проверялось, и записывали под диктовку слова. Это повторялось каждый учебный день в течение
17 недель по часу. Сперва показатели понимания текста, скорости его чтения и записи слов
под диктовку были очень низкими по сравнению с решением каждой из задач по отдельности.
В определенный момент задача записи слов стала решаться автоматизированно (испытуемые
не понимали и не запоминали, что они записывают), но исследователей это не удовлетворило,
поскольку они ставили своей целью показать возможность сочетания двух неавтоматизированных действий, требующих внимания. Поэтому задача была модифицирована, и в конце эксперимента испытуемые уже могли читать текст, полностью понимая его, и параллельно записывать категории, к которым относились диктуемые слова. Таким образом, было показано,
что распределение внимания зависит не от фиксированного количества его «ресурсов», а от
навыка наблюдателя, сформированного в результате упражнения соответствующих перцептивных действий.
Сходной точки зрения придерживался и П. Я. Гальперин, который подчеркивал,
что вниманию, как любой умственной работе, необходимо научиться, сформировав свернутое
и обобщенное действие умственного контроля, например, на материале выполнения школьных
заданий (Гальперин 1958; Гальперин, Кабыльницкая 1974).
Записан
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« Ответ #10 : 01 декабря 2025, 13:22:50 »

Таким образом, участие внимания в осуществлении как умственных, так и внешних,
практических действий состоит прежде всего в управлении этими действиями, в их координации.
Записан
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« Ответ #11 : 01 декабря 2025, 13:35:20 »

Затраты на переключение установки можно экспериментально оценить, давая испытуемым задачи разного типа в отношении одних и тех же наборов стимулов (Allport, Hsieh 2001).
Например, в одном из исследований Д. А. Оллпорта испытуемые должны были опознавать в
ряду быстро последовательно предъявляемых слов такие слова, которые отличались от остальных либо размером букв, либо категорией. Смена инструкции осуществлялась прямо по ходу
предъявления слов посредством изменения цвета экрана, на котором они появлялись. Сразу
же после смены «критерия», который отличал целевые стимулы от отвлекающих, и, соответственно, после изменения «установки внимания» испытуемые закономерно делали больше
ошибок. Этот результат воспроизводит закономерность, описанную более столетия назад Э. Б.
Титченером: «Легче сохранить известное направление внимания, чем проложить ему новый
путь» (Титченер 1914).
В современной когнитивной психологии для объяснения этой закономерности наряду с понятием «установки внимания» используется понятие задачи и, в частности, «переключения задачи» (Allport, Hsieh 2001; Kawahara et al. 2003 и др.), а стоящие за ними
механизмы объясняются на основе представлений, близких к трактовкам внимания с позиций
психологической теории деятельности.
Записан
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« Ответ #12 : 01 декабря 2025, 13:41:30 »

В отечественной психологии сложилась традиция исследований внимания именно через
призму деятельности, в частности, в контексте психологической теории деятельности (Леонтьев 1975; Гиппенрейтер 1983а; 1983б). Эти понятия неразрывно связаны через категорию
активности. Деятельность – всегда активность человека, побуждаемая и направляемая его
мотивами, в соответствии с которыми человек ставит цели и достигает их, выполняя требуемые действия и операции, сообразные условиям их выполнения. За вниманием, прежде всего
произвольным, стоит активность человека, заключающаяся в выборе того, что именно воспринять, запомнить и принять к исполнению
(хотя вклад познающего субъекта можно усмотреть и
в актах непроизвольного внимания: например, в невольном и привычном, связанном соответственно с актуальными потребностями и прошлым опытом человека – см. (Добрынин 1938)).
Записан
Ртуть
Постоялец
*****
Online Online

Сообщений: 1217



« Ответ #13 : 01 декабря 2025, 22:33:38 »

 :)

<a href="https://www.youtube.com/v/Yt3GVbH_uuE" target="_blank">https://www.youtube.com/v/Yt3GVbH_uuE</a>
Записан
Вернер
Постоялец
***
Online Online

Сообщений: 2140


Милостью Божьей Вернер


Email
« Ответ #14 : 02 декабря 2025, 02:12:10 »

Купить книгу Парадоксы зрительного внимания. Эффекты перцептивных задач Автор Мария Фаликман. Год издания 2018.
Записан

"В труде и похвале стяжаем упоенье." Иоанн Залесский
"Послали в жопу, значит существую." Рене Декарт
"Вы можете хранить молчанье, закрыть хлебало то есть." Вернер
"Важно не Второе вниманье, которое мы выбираем, а то внутри нас, что понужает выбирать это вниманье". Карлос Кастанеда
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
 
Перейти в:        Главная

Postnagualism © 2010. Все права защищены и охраняются законом.
Материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам.
При использовании любого материала с данного сайта в печатных или интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна.
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC