Постнагуализм
01 декабря 2024, 02:46:53 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

      Логин             Пароль
 
   Начало   Помощь Правила Поиск Войти Регистрация Чат  
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
Автор Тема: нагуализм как система (фрагмент из книги)  (Прочитано 94473 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Ксендзюк
Модератор своей темы
Пользователь
*
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 215



Модератор: Ксендзюк
« : 27 июня 2010, 17:32:45 »

Это отрывок из Раздела 2. ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ: ДВЕНАДЦАТЬ ЭТАПОВ ПСИХОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Я подумал, что вам интересно будет почитать. Буду кусочками выкладывать разные места из новой книги. Только там переносы остались - не обращайте на них внимание. А таблица выглядит вообще не так :)

Философско-практическая система (система духовного знания) должна отвечать на ключевые вопросы, возникающие у практика, формулировать основные задачи дисци-плины и показывать, в какой последовательности их необходимо решать. Иными словами, практик, имеющий дело с системой, понимает, с чего начинать свои занятия, в каком по-рядке осваивать навыки и техники, каких результатов ожидать от каждого этапа занятий, в чем смысл и значение каждого этапа с точки зрения цели, которую система заявила ко-нечной (то есть, с точки зрения смысла системы).
Практический нагуализм включает в себя целый ряд задач.
На первый взгляд, они могут показаться разнородными, не связанными друг с дру-гом. Эти задачи охватывают практически все психологическое поле, доступное сознатель-ному контролю, а также значительное пространство психотехнических навыков и способ-ностей. Может возникнуть впечатление, что освоить дисциплину нагуализма на протяже-нии одной жизни вообще невозможно.
Но если проанализировать суть работы, которую нужно проделать, а затем найти оптимальную последовательность выполнения психотехнической практики, то достиже-ние конечной цели нагуализма покажется вполне реальным делом.
Самым важным моментом на первых этапах работы в дисциплине нагуализма явля-ется практика остановки внутреннего диалога . Этот метод действительно имеет исклю-чительное значение. Когда субъект имеет предрасположенность к произвольному погру-жению в измененные состояния сознания, остановка внутреннего диалога может привести к стабильной перестройке восприятия, что, в свою очередь, инициирует процесс Транс-формации энергетического тела человека.
Тем не менее, остановка внутреннего диалога не является первым шагом на пути нагуализма. Чтобы приостановить или ощутимо замедлить внутренний диалог, практи-кующий должен обрести базовые навыки управления собственным вниманием. Именно поэтому психотехническая часть первого этапа дисциплины нагуализма посвящена обу-чению концентрации и деконцентрации внимания – двум основным состояниям внима-ния, с помощью которых практик может влиять на собственное состояние. Это главные рычаги саморегуляции, позволяющие изменять психоэнергетический фон организма.
Мои попытки систематизировать психоэнергетическую работу в нагуализме, орга-низовать ее таким образом, чтобы она стала ясной системой, способной помочь практику пройти этот путь с самого начала до наивысших уровней усиления сознания и восприятия привели к созданию последовательности из двенадцати этапов, которая отражена в табли-це ниже.

/ таблица /
Двенадцать этапов психоэнергетической дисциплины

 
ЭТАП 1. СТАЛКИНГ СЕБЯ

Внимание как инструмент саморегуляции

Сила внимания – это условие и предпосылка для любой психотехнической проце-дуры в психоэнергетической дисциплине нагуализма.
Сила внимания формируется с помощью концентрации внимания и деконцентра-ции внимания.
В работе с нагуалистскими психотехниками необходимо использовать весь потен-циал человеческого внимания. Усиление внимания требует:
1) работы с концентрацией внимания;
2) развития способности к деконцентрации внимания;
3) специальной тренировки внимания в контексте перцептивного паттерна «фигу-ра-фон».
Практик должен уметь по собственному желанию выделять любую произвольную фигуру из фона, и наоборот – разрушать фигуру, растворять ее в перцептивном фоне.
Человек, желающий полностью использовать потенциал своего внимания, должен овладеть четырьмя фундаментальными навыками.
1. Концентрация.
2. Деконцентрация (т.е. равномерное распределение внимания по всему сенсорно-му полю).
3. Выделение «фигуры» из «фона» (сборка эманаций в пучок).
4. Утопление «фигуры» в «фон» (прекращение сборки пучка эманаций).
Наше внимание должно владеть всеми четырьмя навыками.
Овладение ими позволит практику работать с любой психотехникой, необходимой для психоэнергетического развития субъекта. Ибо подлинная суть этих навыков (или спо-собностей) заключается в управлении силовым полем, которое мы ощущаем как собст-венное внимание. Делание и неделание, остановка внутреннего диалога, сталкинг, пере-стройка перцептивного поля, формирование фигуры безупречности – все эти приемы и психотехники опираются на предельно развитую способность практика управлять энерги-ей внимания.
***
Перед тем, как приступить к последовательному описанию двенадцати этапов пси-хоэнергетической дисциплины нагуализма, я хочу разъяснить некоторые моменты, ка-сающиеся отношений между нагуализмом Нового цикла и работами Карлоса Кастанеды.
Я отношусь к нагуализму как к развивающемуся учению.
То, что написал Кастанеда, в нашей ситуации не дает практических результатов. Любой читатель Кастанеды, если он хочет воплотить в жизнь написанное Карлосом Кас-танедой, должен в какой-то степени «переделать» его – под свои особенности, под изме-нившийся тональ времени, под тональ страны, в которой он живет. Он переделывает Кас-танеду сознательно или бессознательно, удачно или неудачно – но переделывает.
К сожалению, в изначальном виде тексты Кастанеды невозможно использовать как руководство по усилению осознания и трансформации энергетического тела. Я говорю об этом обстоятельстве откровенно и прямо. Чтобы сделать нагуализм эффективной систе-мой в условиях современного европейского тоналя, мне пришлось отказаться от некото-рых понятий и привнести ряд инструментов («психических орудий»), которые в наше время и в нашей цивилизации позволяют не просто рассуждать о том, что написал Каста-неда, но и добиваться реального прогресса на этом Пути.
Люди консервативные неприязненно относятся к любым изменениям в том, что они привыкли называть «учением дона Хуана». Они считают книги Кастанеды чуть ли не святыней. Их возмущает, что другой автор использует «кастанедовские» термины, но при этом имеет смелость развивать учение дальше, добавлять в систему нагуализма новые ме-тоды и техники. Их гнев можно понять – но все это уже было.
Зигмунд Фрейд, например, создал систему, ставшую теоретическим обоснованием психоанализа, где впервые ввел такие понятия, как либидо, Эго, Ид и др. Последователи Фрейда использовали созданную Фрейдом терминологию – в первую очередь, Юнг и бес-численное множество постфрейдистов. Все они понимали фрейдистские термины немного иначе. А некоторые придавали фрейдистским терминам уж совсем специфическое значе-ние.
Я специально остановился на теоретической системе Фрейда, потому что главные понятия фрейдизма до сих пор никак не относятся к научному знанию – то есть, не были ни опровергнуты, ни доказаны. (А нагуализм находится именно в таком положении по от-ношению к научному знанию.) Однако это не помешало фрейдизму успешно развиваться на протяжении века.
Я считаю нагуализм открытым учением – открытым к новым психотехникам и но-вым психологическим методам. Разумеется, чем больше новых методов и психотехник я применяю в работе над нагуализмом Нового цикла, тем чаще говорят, что «это уже не Кастанеда».
Разумеется, это – не Кастанеда. Если учение развивается, оно неминуемо отдаляет-ся от своего «отца-основателя». Иначе мы будем «топтаться на одном месте», рассказы-вать одно и то же разными словами.
На мой взгляд, каждое учение (или научная теория), если оно стремится к разви-тию, обречено на эту судьбу.

Записан
Ксендзюк
Модератор своей темы
Пользователь
*
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 215



Модератор: Ксендзюк
« Ответ #1 : 27 июня 2010, 17:34:44 »

1.1. Работа с чувствами и эмоциями

Каждый этап практики нагуализма включает в себя две основных составляющих:
1) работу с чувствами, эмоциями и реакциями, и
2) работу с вниманием и энергией (психотехника как таковая).
На первом этапе эти два аспекта тесно пересекаются.
Начинающий практик знакомится с так называемой «доктриной» безупречности. Во-первых, он исследует ее содержание. Во-вторых, постигает ее значение и смысл – для чего ему необходимо изучить и принять основные теоретические предпосылки нагуализ-ма: философию энергетической Вселенной и концептуальную модель энергетического те-ла человека.
Это необходимо, чтобы практик хотя бы теоретически смог осознать, что безу-пречность является важнейшим источником Энергии, обеспечивающим работу воспри-ятия, внимания, осознания. Состояние безупречности исполняет роль аккумулятора Силы или ее идеального проводника – когда мы поглощаем энергию извне.
Почему это так?
Как уже было сказано, обычное состояние человеческой психики и эмоциональной реактивности (состояние, которое в целом можно назвать небезупречным) отличается ак-тивностью трех базальных комплексов . Это – страх смерти, чувство собственной важ-ности, жалость к себе. Перечисленные формы эмоционального переживания и реагирова-ния включают в себя множество компонентов, и именно поэтому я назвал их «комплекса-ми».
Страх смерти скрывает в себе практически все типы переживаемых человеком страхов. Выслеживание любого выбранного наугад типа страха в конечном итоге приво-дит сталкера к общему «корню» данного комплекса – к самому страху смерти.
Однако наибольший объем различной продукции (эмоциональных состояний и со-ответствующих схем реагирования) производит чувство собственной важности. Сюда входит и сама «важность», обладающая различной интенсивностью переживания и эмо-циональной окрашенностью (высокомерие, снобизм, честолюбие, завышенная самооцен-ка, чувство превосходства, исключительности и т.д.), и длинный список эмоций, возни-кающих в результате «посягательств» других людей. Чувство собственной важности со-стоит из активных и реактивных проявлений. Эмоции, отражающие саму сущность ЧСВ, являются ее активной составляющей, а эмоции, вызванные посягательством на ЧСВ, мож-но рассматривать как реактивные (то есть, как различные реакции на ЧСВ) .
Что же касается жалости, то природа этого комплекса рефлексивна. Иными слова-ми, жалость к себе является рефлексией на страх или на неудовлетворенное чувство соб-ственной важности. Если субъект терпит поражение, столкнувшись с первыми двумя ком-плексами (страдает от страха, тревоги, озабоченности, обиды, уязвленного самолюбия, ревности, стыда, зависти к чужому успеху и т.д.), он ощущает себя несчастным. Испыты-вая эту совокупность неприятных переживаний, человек склонен рефлексировать о себе как о «жертве», что активизирует комплекс жалости к себе  и неминуемо усиливает со-стояние самопоглощенности через все механизмы рефлексии, работу которых человек большей частью не умеет контролировать. Хуан Матус – магический наставник Карлоса Кастанеды – называл эту черту нашей психологии потаканием себе, или индульгировани-ем  (термин, предложенный изобретательными переводчиками кастанедовского эпоса).
В более ранних работах я называл индульгирование «психической реверберацией». Это, разумеется, метафора, которая подчеркивает присущую человеку способность много-кратно повторять те или иные переживания, обладающие рефлексивной природой.
Всякий раз, испытывая подобные эмоции, субъект размышляет о них и воспроиз-водит их снова и снова. Размышление (рефлексия) вызывает повторное переживание ре-акции, а повторное переживание реакции может вызвать еще один цикл рефлексии. Так формируется устойчивый контур, продлевающий реагирование.
Когда человека особенно пугают собственные телесные или эмоциональные реак-ции, когда он озабочен состоянием своего организма и невольно концентрирует внимание на соматических ощущениях (так называемый «ипохондрический тип»), каждое повтор-ное переживание, подкрепляемое тревогой и опасением, становится сильнее. В конечном итоге потакание себе превращается в «невротический круг» – последовательность реак-ций, интенсивность которых возрастает без участия внешнего стимула. Такой невротиче-ский круг может перерасти в приступ «беспричинной» паники.
Основным содержанием первого этапа является сталкинг себя.
Также эту практику можно назвать выслеживанием себя (самовыслеживанием). Смысл данной работы состоит в определенной перестройке внимания и в стабильном удерживании новой позиции внимания.
Как правило, человек пассивно относится к тому, как работает его эмоциональная сфера. Он не рассматривает эмоции и эмоциональные реакции в качестве объектов созна-тельного управления или коррекции.
Нам дано обширное поле психических и психологических содержаний, с которыми мы «сливаемся» в повседневной психической жизни. Иными словами, в психическом ми-ре постоянно происходит автоматическое отождествление осознания (внутреннего «сви-детеля», или «наблюдателя») и различных продуктов тоналя – эмоций и реакций, произ-водных от базальных комплексов, затянутого реагирования (потакания себе), множества иной реактивной и психоэмоциональной продукции.
Саморегулятивные процессы, которые являются сущностью психоэнергетической дисциплины, проявляют свою активность в момент растождествления – когда наблюда-тель «пробуждается» и начинает следить за событиями, происходящими в наблюдаемом поле. Растождествление наблюдателя и наблюдаемого в психическом поле является пер-вым действием намерения сталкера, которое привносит новый элемент организованности в работу психоэнергетики.
Человек, который не пытается трансформировать психику и, тем более, тело, отно-сится к своему внутреннему миру довольно пассивно. Его внимание покорно следует за сильными раздражителями (сенсорными или эмоциональными) либо занято реализацией мыслительных стереотипов. Пассивное «Я» не отличает себя от других содержаний пси-хики – мотива, интереса, объекта внимания, эмоции, реакции и т.д. Если человек испыты-вает страх, он сливается с собственным страхом. Если он злится или грустит, обижается или ревнует, он сливается с каждой из перечисленных реакций. В таком состоянии психи-ческое поле переживается как аморфный сгусток разнородных содержаний и неуправляе-мых напряжений, которые постоянно возникают в ответ на внешние обстоятельства или как продолжение ментального потока субъекта, то есть как ответ на собственную рефлек-сию. Возникшее напряжение исчезает лишь в том случае, когда субъект бессознательно находит возможность «разрядить» его.
Человек не отделяет себя от собственной психоэмоциональной конституции. Со-гласно внушенному стереотипу он относится к различным чертам своего характера и к собственному реагированию на возникающие ситуации как к обстоятельствам, на которые он не может оказать значительного влияния. При этом каждый из нас не только знает, что способен управлять своими реакциями, но и обладает личным опытом такого рода.
Все люди умеют сдерживать как раздражение, так и неуместное веселье, тревогу и восторг, ревность и проявления жалости к себе. Когда дело доходит до социально осуж-даемых реакций нашей эмоциональности, механизм самоконтроля включается очень бы-стро. Чтобы это произошло, нужны только два условия: 1) чтобы реакция входила в кате-горию социально неприемлемых; 2) чтобы субъект находился в «зоне» социальной ком-муникации (проще говоря, чтобы его видели другие люди).
Почему же человек не считает свое реагирование объектом сознательного управле-ния или коррекции, несмотря на имеющееся знание и личный опыт? По двум причинам.
Во-первых, сфера эмоциональной реактивности закрепила свою неизменность по-средством совокупности психических автоматизмов. А когда включается автоматизм, осознание происходящего резко сужается.
Во-вторых, большая часть эмоционального реагирования обусловлена социальны-ми содержаниями (ценностями, стереотипами и т.д.), которые существуют в его психике как императивы и были импринтированы в период ранней социализации личности.
Таким образом, человек бессознательно воспринимает многие формы своего эмо-ционального реагирования как вынужденные, а значит – отчужденные от него.
Другими словами, человек склонен относиться к целому ряду собственных реакций как к чему-то «внешнему» и не подвластному его воле.
Сталкинг себя изменяет существующее положение.
В процессе сталкинга реагирование (чувства, эмоции, реакции) осознанно фикси-руется как внешнее по отношению к наблюдающему «Я», поскольку в этом состоянии реа-гирование становится объектом осознанного наблюдения. В дальнейшем форма реагиро-вания и его качество трансформируются под влиянием «выслеживающего Я».
О разных формах осознания и о специфической работе с вниманием стоит сказать отдельно.
На первом этапе нагуалистской практики работа с чувствами, эмоциями и реакция-ми заключается именно в выслеживании реактивных процессов собственного тоналя. Практик узнает о безупречности и приобретает общее представление о главных психоло-гических проблемах, мешающих достичь этого состояния.
Записан
Ксендзюк
Модератор своей темы
Пользователь
*
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 215



Модератор: Ксендзюк
« Ответ #2 : 27 июня 2010, 17:36:23 »

1.1.1. Энергетические уровни осознания

В начале работы над психоэнергетической Трансформацией мы не имеем подлин-ного опыта, а потому любое знание здесь может быть только теоретическим. Конкретная терминология, как и нюансы концептуальной модели, не имеют значения. Именно отсут-ствие опыта порождает преувеличенный интерес к теоретическому описанию самых сложных моментов концепции и невообразимых (для начинающего) психических состоя-ний. По мере продвижения в психоэнергетической работе интерес к логическим моделям и рациональному философствованию ослабевает.
Наше внимание перестает интересоваться изображением жизни (каковым является любая философская, логическая, метафизическая конструкция) и переключается собст-венно на жизнь.
Тем не менее, это важный период в жизни личности, обратившейся к Трансформа-ции. Теоретические размышления, если они креативны, компенсируют изначальное отсут-ствие ориентиров для практики, которые начинают осознаваться субъектом после обна-ружения фигуры чувства безупречности (т.е. на третьем этапе дисциплины).
На первом этапе теоретические инструкции чрезвычайно важны. Они подсказыва-ют, на чем сосредоточиться, на что обратить особое внимание. Таким образом, «доктри-на» безупречности помогает сформировать фундаментальные категории, на которые мож-но опираться в процессе выслеживания самого себя.
Надо заметить, что сталкинг себя начинается с наблюдения всех собственных чувств, эмоций и реакций. Субъект особенно отмечает те формы проявления активности своего тоналя, которые можно отнести к базальным комплексам (страху смерти, чувству собственной важности, жалости к себе).
Смысл этой работы состоит в пробуждении осознания.
Здесь осознание выступает в роли «выслеживающего Я», но в дальнейшем, по мере усиления, осознание становится более деятельным – оно не только наблюдает, но и втор-гается в различные процессы психоэнергетического поля: реактивные, психоэмоциональ-ные, ментальные, соматические. Можно сказать, что прогресс практика в нагуализме за-ключается в непрерывной экспансии его осознания. На разных этапах осознание может быть «Наблюдателем» или «Свидетелем» (это не одно и то же!), «Сталкером» и, наконец, «Делателем».
Последовательность психоэнергетического развития, которую я предлагаю в этом разделе, подразумевает следующую эволюцию осознания:
«Наблюдатель» – «Сталкер» – «Свидетель» – «Делатель».
Это – энергетические состояния осознания. Поскольку я иногда буду упоминать о них, коротко опишу их сущность.
«Наблюдатель» – осознание, отделившее себя от остальных содержаний психики и способное изучать их динамику и проявления. Это – первая ступень «пробуждения», ес-ли выражаться языком буддистских метафор. «Наблюдатель» занят самопознанием. Он находит закономерности и делает выводы. Однако он не может оказывать серьезного воз-действия на события, происходящие в психике и, тем более, во внешнем поле.
«Сталкер» – осознание, способное целенаправленно выслеживать психические со-держания определенного типа и влиять на них. «Сталкер» может остановить ту или иную эмоциональную реакцию либо, наоборот, усилить ее. При этом – что очень важно – он со-храняет осознание своей отдельности от эмоций, реакций или чувств.
«Свидетель» – осознание, которое может сохранять свою отдельность и независи-мость от других содержаний психики в то время как психика субъекта продолжает функ-ционировать привычным образом, т.е. исполнять автоматизмы, следовать поведенческим и иным стереотипам. Такого осознания достичь непросто. Автоматизмы и стереотипы ис-ключают осознанность. Когда человек начинает заниматься усилением осознания и фор-мирует состояние «Наблюдателя», он может испытать так называемый «эффект сороко-ножки». Поскольку значительная часть внимания занята наблюдением, практик сталкива-ется с неожиданными трудностями при исполнении автоматических или стереотипных действий. Эти трудности изменяют характер поведения и реагирования – делают их более контролируемыми, но менее спонтанными. А неспонтанность реакций и поступков часто производит впечатление скованности и неестественности поведения в целом. Эти пробле-мы можно считать преодоленными, когда интенсивность осознания достигает уровня «Свидетель».
«Делатель» – осознание, способное воздействовать на другие психические содер-жания, перестраивать, трансформировать и создавать их по собственному усмотрению. Если сфера влияния «Сталкера» ограничена и заключается в остановке либо коррекции присущих человеку чувств, эмоций и реакций, то «Делатель» получает доступ ко всему психоэнергетическому полю и, соответственно, к внешнему миру. Главное отличие «Де-лателя» состоит в способности творить новые содержания, новые энергетические формы и поля. «Делатель» создает их и управляет ими.
Этот тип осознания присутствует во всяком произвольном действии человека. «Де-латель» – это суть нашей психической природы, то, что отличает человека от всех извест-ных нам живых существ. Все, что человек создал за время существования своего вида – культуру, религию, науку, социальный строй и его институты, – он создал как «Делатель». Люди, имеющие особую предрасположенность к этому уровню осознания, занимаются творчеством или строительством цивилизации.
Систематическая дисциплина нагуализма, которая здесь изложена, усиливает эту черту осознания. На высших этапах Пути человек использует непосредственное делание как способ психоэнергетического творчества. Именно «Делатель» создает тело сновиде-ния и второе тело сталкера, формирует новые каналы энергетического метаболизма и обучается с их помощью целенаправленно поглощать либо излучать энергию.
Завершая рассмотрение четырех энергетических уровней осознания, хочу отметить принципиальное различие, существующее между первыми двумя уровнями и последую-щими. Оно касается таких важных категорий, как свобода и не-свобода.
В процессе усиления осознание стремится к Свободе. Исследователь может заме-тить, что «Наблюдатель» и «Сталкер» – это уровни осознания, которые сопровождаются в большей или меньшей степени неспонтанным, а значит, несвободным поведением.
Попытки наблюдать и выслеживать собственное психическое поле ведут к опреде-ленному напряжению, что неминуемо влияет на характер реакций и поступков. Если че-ловек, чье осознание находится на первом или втором уровне («Наблюдатель» или «Стал-кер»), попытается вести себя безупречно («очистить» определенные области тоналя и трансформировать реактивность, связанную со страхом смерти, чувством собственной важности, жалостью к себе), – внимательный наблюдатель заметит внешние признаки са-морегуляции. Это указывает на определенную несвободу, которую испытывает субъект в обращении с собственной психикой. Иными словами, осознание встречает сопротивле-ние со стороны тех областей психики, которые оно пытается регулировать. Из чего следу-ет простой вывод – пробужденное осознание до сих пор не трансформировало работу соб-ственных базальных комплексов.
Принципиальные изменения в осознании происходят при переходе на уровень «Свидетель». Здесь мы впервые чувствуем себя свободными, поскольку дистанция между осознанием и областями психики, которые должны быть трансформированы, ощутимо со-кращается. Субъект обретает способность контролировать свои чувства, эмоции и реакции без того напряжения, которое характерно для предыдущих энергетических уровней.
Состояние «Свидетеля» трудно описать. Мы словно регулируем, не регулируя. Управляем, не управляя. На этом уровне мы именно свидетельствуем происходящие про-цессы, сохраняя отдельное осознание. На уровне «Делателя» осознание становится не только свободным, но и подлинно активным – оно начинает творить психоэнергетическую реальность.
Может возникнуть вопрос: в чем смысл разделения осознания на четыре уровня энергетической интенсивности? Не является ли это бесполезным нагромождением терми-нов? Я убежден, что данный подход к осознанию имеет не только теоретический, но и практический смысл.
Во всех случаях, когда мы говорим об осознании, речь идет как минимум о двух явлениях – 1) об осознании как таковом, и 2) об осознании, трансформирующем личность. Аналитическая школа психотерапии, основанная Зигмундом Фрейдом, исходит из важной терапевтической гипотезы, что осознание в любых его формах обладает трансформи-рующим потенциалом. Фрейд и его ученики считали, что осознание травмы способно ее исцелить, осознание комплекса ведет к освобождению от комплекса и т.д.
Но опыт нескольких десятилетий психоаналитической практики показал, что это далеко не всегда так. Человек может осознать свою проблему и не избавиться от нее. Ча-ще так и происходит. Сегодня во многих психотерапевтических направлениях, работаю-щих с осознанием, принято считать, что осознание начинает оказывать трансформирую-щее воздействие на личность только тогда, когда субъект обретает соответствующий опыт (т.е. совершает определенные действия и получает перцептивные впечатления).
Однако ключевой вопрос остался без ответа: что заставляет человека, осознавшего свою проблему, совершать действия и получать впечатления (т.е. обретать опыт, который придает осознанию трансформирующий эффект), в то время, как другой «осознавший» продолжает пассивно наблюдать за происходящими в его психике автоматизмами и сте-реотипами и не изменяется?
Классическая интерпретация не может обойтись без привлечения сложных допол-нительных пояснений, где говорится о разнообразных процессах эмоционально-чувственной сферы, порождающих мотивацию поведения. К тому же, надо заметить, эти пояснения далеко не всегда убедительны.
Нагуализм подходит к осознанию как к энергетической формации, сила которой может быть различной. Исходя из предложенной классификации, в традиционном курсе психоанализа то, что называется «осознанием» проблемы (или комплекса), часто оказыва-ется всего лишь временным достижением энергетического уровня «Наблюдатель».
На этом уровне осознание крайне редко изменяет привычный способ реагирования личности на внешние и внутренние проблемы – оно только замечает их. Будучи «На-блюдателем» и отчасти «Сталкером», осознание не способно трансформировать те струк-туры психики, которые являются источниками психологических проблем и заставили че-ловека обратиться к психоаналитику. Этим, возможно, объясняются некоторые неудачи аналитической терапии.
Записан
Ксендзюк
Модератор своей темы
Пользователь
*
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 215



Модератор: Ксендзюк
« Ответ #3 : 27 июня 2010, 17:37:20 »

1.1.2. Безупречность. Работа над безупречностью на разных этапах

Работа над безупречностью – это длительный процесс. Она начинается на первом этапе психоэнергетической дисциплины, на том уровне, где основная задача заключается в обучении самому принципу «выслеживания самого себя». Смысл сталкинга себя на первом этапе нагуалистской дисциплины – осознание осознания, или то, что в некоторых восточных школах духовного развития называют «внимательность».
На втором этапе сталкинг себя обучается работать с конкретным психическим со-держанием. Здесь мы обретаем ценное знание – мы узнаем, что, с точки зрения достиже-ния безупречности, все психоэмоциональное поле можно разделить на три неравные час-ти: 1) на поле безупречности (т.е. поле чувств и эмоций, для которых характерно отсутст-вие страха смерти и производных от него страхов, отсутствие всех форм ЧСВ и жалости к себе), 2) поле небезупречности и 3) нейтральную часть.
Поле безупречности очень содержательно. Наверное, каждый за свою жизнь имел хотя бы один «энергетический всплеск», во время которого испытал нечто вроде «возвы-шенной отрешенности» и покоя. В эти моменты реагирование на внешние стимулы стано-вится иным, не-стереотипным и не-автоматическим. Если нечто подобное произошло с нами хоть раз в жизни, мы надолго запоминаем это переживание. Такой опыт становится драгоценным ресурсом, значимость которого очевидна, если мы начинаем работать над безупречностью.
Надо иметь в виду, что ресурс безупречных чувств и эмоций гораздо больше, чем нам кажется. Каждый из нас регулярно переживает отсутствие страхов, чувства собствен-ной важности и жалости к себе, но не рефлексирует по этому поводу. Каждый вечер и ка-ждое утро мы проходим через так называемые «транзитные» состояния (когда засыпаем или когда пробуждаемся). В эти периоды тональ пассивен и не способен генерировать чувства и эмоции, относящиеся к базальным комплексам. Таким образом, каждый чело-век, будучи осознающим существом, владеет достаточным опытом переживания безу-пречности. Проблема в другом! Мы не научились сочетать безупречность и осознанность. Стоит человеку выйти из бессознательного состояния (сна, гипнотического транса, силь-ной интоксикации и т.п.) – и включаются психологические механизмы, управляющие ба-зальными комплексами. Каждое утро, как только сознание полностью пробудилось, все чувства, эмоции, реакции оказываются в той или иной мере обусловлены этими комплек-сами.
Механизм этой обусловленности очень прост. Мы можем осознавать себя только в ситуации полноценной активности всех высших психических функций. А это обозначает «включение» того описания мира, в котором человеческий вид живет уже несколько де-сятков тысяч лет. Ценности, значения, смыслы, входящие в описание мира, автоматически активизируют страх смерти, ЧСВ, жалость к себе, поскольку в этом описании всегда при-сутствует самый главный компонент – описание самого себя.
Вторую часть – поле небезупречности – описать несложно. Здесь сосредоточены все переживания, которые возникают в процессе реализации базальных комплексов – все чувства, эмоции, реакции. Эта часть психического поля определяет поступки и поведение абсолютного большинства людей. Она привлекает наибольшую часть психической энер-гии. О ней больше всего думают и говорят. На этой части, как правило, сосредоточено внимание обычного человека.
Третья – нейтральная – часть психического поля содержит значительный объем информации и множество навыков (начиная с простейших – скажем, умения читать или считать и заканчивая наивысшими достижениями в профессиональной области). Человек неминуемо проводит какую-то часть времени в нейтральной части психического поля, не-зависимо от темперамента, профессии и интересов. Иначе он бы катастрофически страдал от энергетического истощения.
Сталкинг себя – работа, которая осуществляется не только на первом и втором эта-пе. Это необходимая часть практики вплоть до завершения процесса психической транс-формации (согласно рассматриваемой 12-этапной модели дисциплины – до 10 этапа). На каждом следующем этапе сталкинг себя выражает себя по-новому.
Человеческая психика очень подвижна. Некоторые ее области быстро изменяются, даже если субъект не занимается целенаправленной практикой самотрансформации. В случае же использования психоэнергетической дисциплины нагуализма ситуация внутри психического поля субъекта может меняться с большой скоростью – и эти неизбежные изменения необходимо осознать. А для того, чтобы осознать, их необходимо выследить. Именно поэтому сталкинг себя становится постоянным компонентом нагуалистской прак-тики на любом этапе приближения к третьему вниманию.
С помощью сталкинга себя мы можем следить за изменением соотношения между тремя полями, описанными выше. Этот способ особенно актуален, пока мы проходим первые четыре этапа практики. На пятом этапе, именуемом «Тотальный сталкинг», основ-ная работа по достижению безупречности завершается. Это – выдающееся событие. Оно настолько значительно, что разделяет весь нагуалистский Путь на две части – до обрете-ния безупречности и после. Работая над достижением безупречности, мы следим за тем, как трансформируется поле небезупречности – как изменяются чувства, эмоции и реак-ции, прежде бывшие небезупречными. Уже на четвертом этапе практики («Свидетель безупречного восприятия и реагирования») психический материал, составлявший поле не-безупречности, изменяется настолько, что внимание начинает распределять его между ос-тавшимися двумя областями. Часть чувств, эмоций и реакций полностью трансформиру-ются и становятся частью поля безупречности, другая часть трансформируется частично – и попадает в нейтральную часть психического поля.
После достижения «Тотального сталкинга» (т.е. пятого этапа согласно этой моде-ли) внимание сталкера постоянно поддерживает новое состояние. Кроме того, сталкинг себя применяют для достижения качественно иных целей в области психической саморе-гуляции: для выслеживания сверхслабых сигналов, поступающих от психоэнергетическо-го фона; для выслеживания самого режима восприятия, чтобы таким образом научиться произвольно его изменять. Выражаясь языком дона Хуана, мы используем силу сталкинга себя для того, чтобы находить «места силы», узнавать «знаки духа», замечать иные дета-ли, недоступные нормальному восприятию, или непосредственно для смещения точки сборки.
Записан
Княже
Гость
Модератор: Ксендзюк
« Ответ #4 : 27 июня 2010, 21:23:34 »

Алексей Петрович, а эти упражнения состыкуются как-то с философией нахуа, мироописанием тольтеков и содержанием книг, которые издал Постум? просто в приведеных фрогментах можн банально заменить нагвализм на нлп, аутотренинг иле например сайентологие. без особых потери 
Записан
`
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 200


Email
Модератор: Ксендзюк
« Ответ #5 : 28 июня 2010, 01:56:34 »

Алексей Петрович, спасибо. Чётко написано, безупречно. Как говорил дон Хуан:"главное эффективность". За технологичность будут снова наверное критиковать. Eсть люди кому нужна загадочная волшебная магия, где есть возможность "красоваться" перед другими - это можно понять... А мне нравятся практичные рецепты типа: два яйца, мука, вода - получи.
Записан
Saemon
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 28


Модератор: Ксендзюк
« Ответ #6 : 28 июня 2010, 11:38:48 »

И получаются блины :)

Княже, ну вы действительно, говорите какие то глупости!
В тексте ведь присутствует термин "ТОЧКА СБОРКИ"!
Записан
Ксендзюк
Модератор своей темы
Пользователь
*
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 215



Модератор: Ксендзюк
« Ответ #7 : 28 июня 2010, 14:49:41 »

Княже,
Алексей Петрович, а эти упражнения состыкуются как-то с философией нахуа, мироописанием тольтеков и содержанием книг, которые издал Постум? просто в приведеных фрогментах можн банально заменить нагвализм на нлп, аутотренинг иле например сайентологие. без особых потери 

Возможно, если взять этот фрагмент и больше ничего не читать, то возникает такое впечатление. Я ведь выбрал маленький кусочек технологического описания. А в технологическом описании всегда можно заменить одно слово на другое и сказать - это такой вид аутотренинга. Не знаю, как насчет нлп (там иначе) или сайентологии (я никогда ею не интересовался). Но философия, идеология того, что я пишу, опирается на описание Карлоса Кастанеды. И цель практики - достижение третьего внимания, или "огонь изнутри".
Записан
Княже
Гость
Модератор: Ксендзюк
« Ответ #8 : 28 июня 2010, 15:11:34 »

Алексей Петрович, йа потому и спрашиваю. еше раз. опираетсо ли ваш последний труд на философие нагуа и тольтеков, про который выпущены книги с вашим предисловием? или он ращитан на токо тех, кто читал кк?
Записан
Relictum
Гость
Модератор: Ксендзюк
« Ответ #9 : 28 июня 2010, 15:17:07 »

Кстати, у Кастанеды четко не расписано ни третье внимание, ни его достижение, ни огонь изнутри. Мало того, такого материала нет ни в одной книжке. Ни у одного бринтона ни у одного портильи. Возникает резонный вопрос - откуда же дровишки? Есть ли прецеденты и, главное, чем вызван такой оптимизм, каким ходом мысли? 
Записан
Ксендзюк
Модератор своей темы
Пользователь
*
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 215



Модератор: Ксендзюк
« Ответ #10 : 28 июня 2010, 15:38:25 »

Кстати, у Кастанеды четко не расписано ни третье внимание, ни его достижение, ни огонь изнутри. Мало того, такого материала нет ни в одной книжке. Ни у одного бринтона ни у одного портильи. Возникает резонный вопрос - откуда же дровишки? Есть ли прецеденты и, главное, чем вызван такой оптимизм, каким ходом мысли?

Так и у меня тоже не расписано. Я сделал систему из 12 этапов последовательной работы. Из них описаны примерно девять. Подробно описаны шесть или семь. Там, где начинается то, что мне неизвестно, я так и пишу - не знаю. А последние три этапа просто задекларированы (10, 11 и 12-й).
Записан
Relictum
Гость
Модератор: Ксендзюк
« Ответ #11 : 28 июня 2010, 15:48:48 »

Ксендзюк,

Вопрос стоял так: откуда столько оптимизма и уверенности в том, что это "Огонь изнутри" и в том, что он, если он таковой, осуществим, в данной концепции?
Записан
Ксендзюк
Модератор своей темы
Пользователь
*
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 215



Модератор: Ксендзюк
« Ответ #12 : 28 июня 2010, 18:28:09 »

Вопрос стоял так: откуда столько оптимизма и уверенности в том, что это "Огонь изнутри" и в том, что он, если он таковой, осуществим, в данной концепции?

Я верю в эту модель. Верю, не веря.
Это моя жизнь. Это смысл, который я вложил в данный проект. А там - посмотрим.
Записан
Ксендзюк
Модератор своей темы
Пользователь
*
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 215



Модератор: Ксендзюк
« Ответ #13 : 28 июня 2010, 18:30:50 »

1.2. Психотехника

Сталкинг себя требует сильного и хорошо контролируемого внимания. Поэтому психотехнический аспект первого этапа дисциплины заключается в освоении двух главных навыков работы с вниманием – концентрации и деконцентрации.
Разумеется, попытки выслеживать собственное психическое поле сами по себе усиливают способность к концентрации. Но чаще всего этого недостаточно. Чтобы добиться успеха в психоэнергетической дисциплине, необходимо уделять значительное внимание психотехническим процедурам. В нагуализме психотехники не имеют сакрального или мистического значения. Это упражнения, цель которых – усилить и развить конкретные функции психики.
Однако результатом подобных «упражнений» становится обретение весьма необычного опыта. Опыт такого рода на протяжении веков рассматривался как мистический. Изменение качества и диапазона восприятия, вызванное психотехническими приемами, интерпретировали как «нисхождение благодати», «общение с потусторонними силами» и т.д. Такие мощные направления ориентальной мысли, как индуизм, буддизм и даосизм, использовали психотехнику в качестве главного инструмента достижения высших состояний человеческого духа. Благодаря их тысячелетним усилиям некоторые виды психотехники были отшлифованы до мельчайших деталей и стали восприниматься адептами чуть ли не как религиозный ритуал.
Цель нагуализма – Свобода, и поэтому мы стремимся избегать догм и ритуалов. Даже в самом начале психоэнергетической практики не следует забывать, что техника – только инструмент. Мы имеем право творчески подходить к решению поставленной задачи, экспериментировать, даже создавать собственные методы. Главное – не забывать о цели, которую мы поставили перед собой. А цель психотехники на первом этапе – усилить, насколько это возможно, способность к концентрации и деконцентрации внимания.
Традиционно работа с концентрацией внимания начинается с визуальных техник, поскольку визуальный канал восприятия предоставляет человеческой психике самое насыщенное и дифференцированное информационное поле. При этом важно учитывать основную задачу этого этапа дисциплины, которая заключается в формировании сильного осознания, способного в дальнейшем влиять на другие области психики, на энергетику и на соматику.
Чтобы добиться отделения осознания «Наблюдателя» (в дальнейшем – Сталкера, Свидетеля, Делателя) от наблюдаемого и выслеживаемого поля, практик должен сначала обрести опыт устойчивого переживания максимальной сосредоточенности внимания на фоне глубокой релаксации физического тела. Это – первый шаг при освоении любого навыка, касающегося сферы психической саморегуляции. Этот опыт является основополагающим. Он необходим для того, чтобы практик научился выделять фигуру из фона и наоборот – прекращать автоматическое выделение конкретной фигуры по собственному желанию. Во втором случае фигура становится фоном. Человек, свободно владеющий этим умением, легко входит в состояние неделания любого типа.
Напомню, что управление вниманием в Реальности (нагуале) есть не что иное, как управление энергетическим полем. Мы склонны забывать о том, что внимание и осознание – не идеальные понятия, а реальные «энергетические факты». Эта идея настолько далека от привычного описания мира, что непрерывно вытесняется сознанием – до тех пор, пока мы не обретем однозначный эмпирический опыт, безоговорочно подтверждающий ее истинность. Работая с концентрацией и деконцентрацией внимания, не забывайте, что мы управляем реальными энергетическими потоками, и отнеситесь к тренировке соответствующим образом.
При выборе объекта концентрации следует учитывать энергетический аспект работы внимания. Не используйте для тренировки внимания объект, вызывающий «плохие» ощущения, ассоциации, мысли, ощущения в теле. То же касается места: если оно вам чем-то не нравится, прислушайтесь к своей интуиции.
Я не буду описывать методы тренировки концентрации. Они давно разработаны и хорошо описаны в многочисленных работах – от древних трактатов по Йоге, где приводятся методы концентративной медитации, до современных работ по психической саморегуляции.
Хочу заметить лишь то, что мне кажется наиболее важным в связи с достижением психоэнергетической Трансформации. При работе с концентрацией и деконцентрацией внимания мы должны помнить, что имеем дело исключительно с вниманием. В этом весь смысл упражнений. Работая с концентрацией и деконцентрацией, не забывайте, что при исполнении любой психотехники наша задача – максимально отделить мышечные напряжения и иные телесные функции (если они не являются объектом концентрации) от работы внимания. Добиться этого можно только в состоянии глубокой релаксации. Таким образом, обучение глубокому расслаблению тела обязательно входит в любой психотехнический комплекс, целью которого является управление вниманием.
Начало психотехнической работы в нагуализме заключается в двух одинаково важных для дальнейшего прогресса практика действиях:
1) в отделении психической активности от физиологической (движение внимания от движения мышц, и др.);
2) в постепенном освоении основных каналов восприятия.
Мы начинаем осваивать концентрацию внимания с визуального канала (зрения) и на этом – самом простом – примере учимся обращаться с некоторыми своими психическими функциями как с особыми органами, которые в дальнейшем будут развиваться и усиливаться.
Подобным же образом мы развиваем способность к концентрации внимания, когда переключаемся на иной канал сенсорных сигналов. Поскольку сосредоточенность на зрительном поле для нас привычна и ближе всего к тому, что можно назвать стереотипным поведением, то и эффект от такой сосредоточенности – наименьший.
Намного интереснее работать с аудиальной либо кинестетической концентрацией, то есть сосредоточением внимания на слухе или осязании. Как правило, человек гораздо хуже осознает то, что он слышит, и еще хуже осознает то, что он осязает. Если же речь заходит о проприоцептивных ощущениях (т.е. об ощущениях внутреннего пространства организма – тканей, конкретных органов и т.д.), то здесь осознанность совсем низкая.
Во всех этих занятиях главное – помнить, что концентрация внимания ни в коем случае не должна смешиваться с физическим или физиологическим напряжением. Где бы ни находился объект концентрации (вне тела или внутри него), какой бы сенсорный канал мы ни фокусировали (зрение, слух, осязание), сосредоточение внимания никак не должно влиять на состояние тела и его органов. Тело остается спокойным и расслабленным, внимание – максимально сосредоточенным, собранным, активным и сконцентрированным.
Если практик смог достичь предельной концентрации внимания на избранной точке зрительного поля либо на поле ощущений избранного сенсорного канала, сохраняя максимальную расслабленность физических или физиологических функций – он выполнил психотехническую задачу, стоящую перед ним на первом этапе практики.
Работа над релаксацией и работа над концентрацией внимания должны происходить одновременно. И чем более искусными в релаксации мы станем, тем эффективнее для нас будут техники по управлению вниманием – концентрация и деконцентрация. Этот навык затем распространится на все используемые психотехники и повысит их эффективность.
Однако нагуалист должен научиться управлять вниманием (входить в состояние концентрации или деконцентрации), в том числе, и на фоне отсутствия релаксации. Это, разумеется, непросто.
Несколько лет требуется на то, чтобы выработать в своей психике навык игнориро-вать мышечные напряжения и обычную моторику. Таким же образом человек обучается игнорировать сенсорные сигналы (визуальные, аудиальные), которые попадают в его перцептивное поле и отвлекают внимание от избранного объекта концентрации.
Способность управлять своим вниманием безо всякой релаксации в дальнейшей практике совершенно необходима. Мы можем позволить себе релаксацию лишь на первом и на втором этапе дисциплины, то есть в первые 1,5 года.
Точно таким же способом практик начинает работу над деконцентрацией внимания. У нас в стране этот психотехнический подход наиболее подробно и тщательно разработан Олегом Георгиевичем Бахтияровым .
Однако, несмотря на относительную разработанность деконцентративных методов, мы должны учитывать специфику тех целей, которые ставит перед собой нагуализм. Знаменитая «походка Силы», описанная в одной из книг Кастанеды, является весьма удачной психотехнической «уловкой», достигающей эффекта за счет деконцентрации внимания на визуальном поле. Связь между ОВД и деконцентрацией внимания обнаруживает каждый, кто хотя бы пару раз испытал на практике «походку Силы».
Таким образом, деконцентрация – не просто один из методов управления вниманием. Это – психотехника, тесно связанная с остановкой внутреннего диалога, а значит – со всеми режимами измененного восприятия (тем, что в кастанедовском описании именуется состояниями со «смещенной точкой сборки»). Кроме того, деконцентрация внимания дает практику телесный и психический ресурс, на который можно опираться, начиная практику того или иного неделания.
В целом деконцентративное состояние, будучи по своей сути полной противоположностью обычному, «концентративному» состоянию сознания, порождает множество вопросов экзистенциального характера. Это специфическое состояние вдохновляет на размышления о природе сознания (или осознания) и о природе человека вообще.
С психологической (психотехнической) точки зрения, деконцентрация внимания позволяет нам ощутить собственное осознание в реальной перспективе. Благодаря ей мы обретаем опыт «второй стороны» психического бытия – того, что символически можно назвать «Пустотой», «Фоном», «Хаосом» и т.д.
« Последнее редактирование: 28 июня 2010, 18:53:18 от Ксендзюк » Записан
Ксендзюк
Модератор своей темы
Пользователь
*
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 215



Модератор: Ксендзюк
« Ответ #14 : 28 июня 2010, 18:31:50 »

(завершение подпункта)

Существование осознания становится особенно выпуклым и явным благодаря тому, что мы обретаем возможность «рассмотреть» себя осознающего не только в привычном состоянии, где осознание распределяет внимание между некоторым числом фигур, созданных с помощью концентрации внимания, но и в совершенно ином состоянии – там, где фигуры отсутствуют, поскольку внимание рассредоточено по всему полю воспринимаемых сигналов.
Поскольку вся психоэнергетическая дисциплина нагуализма построена на способности практика четко отделять «Я» (осознание) от других психических феноменов, деконцентрация внимания приобретает особый смысл. Благодаря этой психотехнике практикующий может, наконец, заметить так называемый «психический фон» и осознать самого себя как нечто отличное от фона.
Обычный человек полностью отождествлен с собственным осознанием и поэтому не способен его изменить. Если ему сказать, что существует дисциплина, цель которой – усиление осознания, он, скорее всего, просто не поймет, о чем идет речь. Я уже говорил выше, что человек всегда сливается с той психической функцией, которую он в данный момент выполняет. Если он размышляет, то он – это его размышления. Если он тревожится, злится, радуется – он отождествляет себя с этими эмоциональными феноменами. Его «Я» (осознание) проявляет себя довольно редко и в эмбриональной форме. С таким осознанием трудно работать.
Благодаря деконцентрации внимания, создающей внутреннюю перспективу, осознание становится одной из фигур, которые можно вычленить. С этой фигурой можно работать, как с любой иной – усиливать, ослаблять, расширять или сужать. Осознание, как это и предполагается в нагуализме, становится инструментом (орудием) особого рода. Его особенность заключается в том, что оно имеет внутреннюю (в данном случае – психическую) природу и обращено на самого себя. Оно может произвольно (т.е. подчиняясь собственной воле или намерению) усиливать себя, что и является задачей первого этапа психоэнергетической дисциплины.
Записан
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
 
Перейти в:        Главная

Postnagualism © 2010. Все права защищены и охраняются законом.
Материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам.
При использовании любого материала с данного сайта в печатных или интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна.
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC