Обмен существовал всегда, суть в том что "пекарь-живоглот" удовлетворяет потребности людей, а тот кто отнимал бы силой наоборот. То есть деятельность пекаря безусловно полезна, а грабителя вредна для остальных людей.
Видите ли, проблема в том, что "вредить" входит в ... потребность других людей
. Скажем, если "черный маг" внял просьбам клиента сделать для него приворот, то тем самым сделал пользу одному человек во вред другому.
Если посмотреть еще шире, то окажется, что стремления/желания людей в огромной степени конкурентно-антагонистичны. Т.е. люди занимают в социуме более-менее равновесное положение между положением ограбленного и грабителя. Т.е. имеет место некий баланс (у каждого человека он свой) в том, сколько он стяжает от других и сколько стяжают у него. Поэтому изменить состояние отдельного человека невозможно, без того, чтобы этот баланс не изменился в отношении других людей.
Делая кому-то "хорошо", мы тем самым извлекаем его из той точки пространства состояний, где он находился, полностью или частично обрывая его прошлые "пищевые" (здесь "взаимо-грабительские") связи и отношения. Но поскольку пусто место не бывает, то кому-то другому придется отдуваться "за себя и за того парня", которого мы облагодетельствовали своей помощью.
Жизненные примеры. Скажем кого-то мы продвинули по службе, назначив его начальником с более высоким окладом. Но ведь тогда надо куда-то девать прошлого начальника. Если оставить сразу двоих, то и их властные полномочия от этого пострадают, т.к. функции придется разделить. Можно вообще всех назначить начальниками
, но тогда от их начальственных полномочий не останется и следа. Грубо говоря, мы можем облагодетельствовать отдельного бурлака на Волге
, только от этого остальным бурлакам станет тяжелее тянуть ту баржу.
Далее. Помогая кому-то поступить в престижный ВУЗ или должность, мы тем самым лишаем возможности их занять того, кто бы их занял в том случае, если бы мы в этот процесс не вмешивались. Снова помогая одному, мы отодвинули в сторону другого.
Даже косметика и бижутерия, которую я вскользь уже упомянула, помогут той самке заполучить элитного самца тоже в ущерб какой-то другой особе, которой бы тот самец достался в противном случае. Ведь если бы престижные места, должности и самцы были бы в избытке, но и не пришлось бы никому помогать, чтобы их занять или получить. Но раз за помощью обратились, то, стало быть, конкурентов на места больше, чем самих мест. А в таких случаях, помогая одному из соискателей (делая ему "добро"), мы неминуемо причиняем кому-то "зло".