Предлагаю попробовать составить перечень инструментов необходимых для исследования окружающего нас мира. Сгруппируем их по некоторым отличительным признакам, руководствуясь сложившимся о них представлении. Также попробуем определить возможные их взаимосвязи, проявляющиеся в процессе познавательной деятельности. Субъектом познания определим человека. (Что, впрочем, не мешает попробовать интеллектуально исследовать познавательные возможности дургих существ и найти отличие от человеческого). Т.е. такого человека, как субъекта познания, который потенциально может воспользоваться всем разнообразием перечня средств познания. Объектом познания определим также и самого субъекта (так как субъект является неотъемлемой частью окружающего мира).
Сам перечень средств познания попробуем сгруппировать их по ряду отличительных признаков проявляющихся в процессе их использования. Понятное дело, что такая систематизация весьма конкретна и зависит от многих факторов. Однако, это не мешает пытаться.
Как вы уже догадались предметом рассмотрения данной темы будет гносеология.
Итак, основные группы...
Чувственные инструменты познанияНаверное, не стоит здесь усложнять. Познавательная деятельность посредством взаимодействия с окружающим миром органами чувств и воприятие как результат этого процесса. Классическое зрение, осязание, обоняние, слух, чувство вкуса. Сферу действитя органов чувств условно можно структуировать по дистанции в пространстве. К чувственному восприятию отнесем также вестибулярный аппарат и ощущение внутренних процессов, происходящих в собственном организме. Ощущение внутренних процессов в организме нельзя в полной мере отнести к групее осязания, т.к. обычно считается, что осязание отвечает за ощущение кржей. Что же касается вестибулярного аппарата, то выделять его в отдельную группу тоже спорно.
Отдельного разговора заслуживает процесс восприятия. Однако, сам по себе процесс без органов чувств - "не жилец"
Логическое мышлениеИли как еще принято считать инструменты рационального познания. От вышеизложенной группы, логичесое мышление, как инструмент познания, отличается, прежде всего, свойством получать новую информацию из уже имеющихся болоков информации, переданных органами чувств и, соответсвенно, воспринятых. Логика как средство познания, по своим функциональным особенностям занимает особое место среди других средств. В прикладном отношении, наверное, будет обоснованным упомянуть логические операции, применяемые при конкретном исследовании, а именно: сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, дедукция, индукция. Но это лишь для "затравки", т.к. в логике есть многие аспекты заслуживающие внимания.
Эксперимент и моделированиеМоделирование и эксперимент при реализации конкретного проекта, в свой сущности, - это такой же материал для органов чувств, как и любой объект окружающего мира для чувсвтенное воприятия. С одним небольшим условием: моделирование и экперимент - отчасти искусственно созданная картина для органов чувств самим субъектом познания. Т.е.отличительной чертой данного средства познания является - искусственность задаваемого в качестве объекта исследования, процесса или создание условий для этого.
Наблюдение и статистикаЕстественно, речь идет не столько о наблюдении как о чувственном способе познания (это выделено отдельно). А о наблюдении как специально организованном процессе, где явно не обошлось без аналитики в процессе и по итогам.
Сложно рассматривать статистку как отдельный метод. Пусть занимает производное от наблюдения и технических средств фиксации положение.
Технические средства познанияЗдесь особо вдаваться в подробности, я думаю, не следует. Т.к. понятно, что это приборы и инструменты, искусственно созданные человеком, посредством которых можно исследовать окружающий мир недоступный напрямую чувственным восприятием либо доступный восприятию, однако в силу неявности этого для огранов чувств, непринимаемый во внимание субъектом познания, как значимый в повседневном существовании. Сюда же отнесем все носители информации, фиксирующие любую абстрактную информацию "во веки веков" (вкупе, конечно же, и с конкретной) в наиболее сжатом и плотном виде. Речь об искуссвтенных источниках информации.
Иные средства познанияСамая спорная группа инструментов познания. Речь пойдет о пресловутом безмолвном знании, интуитивных прозрениях, вещих снах и прочих средствах получения информации помимо чувственного восприятия, логики и технических средств. Корнем спорности этих инструментов является сам процесс получения новой информации. Т.е. насколько обоснованным будет утверждать, что на информацю полученную таким способом не повлияли уже упомянутые выше способы. В частности, чувственные средства познания, логика или... то же моделирование (мысленное).
Естественно, условность такого деления в группы достаточно очевидна. Что лишний раз показывает, что окружающий мир един в своей взаимосвязанности элементов также как взаимосвязанны между собой средства его познания. Классификации и разделения же необходимы лишь для удобства исследования его при помощи интеллекта.
Поэтому стоит вставить несколько оговорок относительно взамосвязанности входящих в группы средств и условности подобного деления.
Так, к примеру, понятно, какие чувственные средства познания ближе всего "к телу".
И без чувственного познания не получится ни логического анализа, ни эксперимента, ни использования технических средств. Однако, как бы мы узнали больше о таком явлении, как радиация, без технических средств? Хотя ,вроде как, на организм (и соотвественно органы чувств) радиация влияет напрямую. В то же время создание и адекватное использование технических средств было бы невозможно без логического мышления.
Спорным остается то в какую группу уместнее отнести такие значимые познавательные методы как наблюдения и статистику? Если наблюдение основано на чувственном воприятиии, опирается на логику и определяется нередко результатами эксперимента. А статистика основана на наблюдении, невозможна без логики и фиксируется техническими средствами.
Целью данной темы не является подробное исследование каждого из инструментов исследования окружающей действительности. Каждой группе будет посвящена отдельная тема, там же можно раписать практическое применение каждого из инструментов и любого рода теоретические и прикладные нюансы.
Целью данный темы является попытка максимально полного учета средств познания имеющихся в распоряжении человека, и играющих существенную роль в его жизни, классификация по разным критериям и поиск наиболее удобной организации таковых инструментов в их взаимосвязи. Хотя бы в общих чертах... Посему привествуются и иные точки зрения на организацию групп гносеологических методов.
Предупреждая возможный вопрос "зачем mod завел в на ПНе тему о гносеологии?" отвечу так... Мне интересно мнение нагуалистов относительно гносеологии как совокупности методов познания окружающего мира. Какое место указанные средства занимают в мировоззрении каждого. И насколько стОит и уместно пользоваться данными инструментами по отношению, хотя бы и к нагуализму, как одной точек зрения на оркужающий мир.