Постнагуализм
19 апреля 2024, 12:47:24 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

      Логин             Пароль
В разделе "Свободная территория" можно общаться без аккаунта!
"Тема для быстрой регистрации"
 
   Начало   Помощь Правила Поиск Войти Регистрация Чат Портал  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Траи вида внимания и антахкарана  (Прочитано 1310 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
fedia
Гость
« : 01 февраля 2013, 11:45:10 »

В книге
Алексей Петрович Ксендзюк
"Человек неведомый. Толтекский путь усиления осознания"
ЧАСТЬ II. НЕПОСТИЖИМОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОЛТЕКА
Глава 6. СТАЛКИНГ: ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ
АПК дает описание трех видов первого внимания - произовольного, непроизовльного , и послепроизовльного
Это стандартные термины психологии
Википедия : Внимание
Описание АПК из за бессмысленной перегруженности терминологией понять достаточно сложно
Не так давно я столкнулся с тем, что три вида внимания описывает и йога, как три таттвы в троичном органе
Википедия : Антахкарана
Мне кажется что имет смысл связать эти два описания и использовать более глубокое - йогическое
Описание трех типов первого вниания у АПК:
Цитата:
Прежде всего, мы должны учитывать, что человек постоянно пользуется тремя типами вни-
мания. Именно сочетание всех типов внимания выстраивает обычную схему переживания и
основанного на нем поведения, результатом чего становится непрерывная потеря энергии.
Внимание бывает 1) произвольным, 2) непроизвольным и 3) послепроизвольным.

(1) Первый тип внимания есть прямая манифестация осознанно принятого описания мира.
 Работать с ним проще всего, поскольку оно легко меняет свое направление и интенсивность, если тол-
тек намеренно изменяет описание мира. Эта разновидность внимания опирается на те аспекты мо-
дели воспринимаемого мира, которые требуют подтверждений и не воспроизводятся автоматиче-
ски. Обычно это сложные семантические конструкции, работа со структурами, состоящими из зна-
чений, опознаваемых по шаблону (практически без участия активного осознания). Однако интер-
претация многоэлементных структур вынуждает внутренний диалог всякий раз повторять законы
описания, что сопровождается участием произвольного внимания.
Произвольное внимание выслеживается просто, поскольку каждое его движение связано с усилием
осознания. Оно охватывает информационно наиболее плотные области описания, которые предла-
гают несколько выборов (что требует не-автоматичности поведения), и по этой же причине сопро-
вождаются ментальным комментированием — самым явным компонентом внутреннего диалога.
Остановка ментального комментирования вызывает паузу, которая может перенаправить произ-
вольное внимание и изменить сценарий сложного реагирования. Благодаря этим относительно не-
сложным процессам возможно так называемое «позднее» обучение и переучивание. Так охотник
учится различать следы животных, а современный человек — управлять автомобилем или работать
с компьютером. Ибо во всех случаях обучения надо знать, на чем сосредоточить внимание, чтобы
выделить важное и убрать второстепенное. Каждый навык требует собственного распределения
внимания и нового алгоритма. Поэтому вполне естественно, что сталкинг начинается с выслежи-
вания произвольного внимания.

(2) Непроизвольное внимание обусловлено биологией и нейрофизиологией. У всех млекопитающих
с развитой ЦНС непроизвольное внимание работает по схожим законам. По сути, непроизвольное
внимание — это простое отражение доминирующих энергообменных процессов. Среда (внешнее
поле) диктует законы непроизвольного внимания так же, как законы самого выживания.
Например, пучок энергетических полей, который интенсивно перемещается в непосредственной
близости от субъекта, может оказаться опасным. Подобный пучок, пребывающий в состоянии от-
носительного покоя, реже представляет собой угрозу. Непроизвольное внимание в этой ситуации
всегда фокусируется на более активном пучке. Близкие объекты для непроизвольного внимания
важнее далеких, крупные важнее мелких, яркие важнее бледных и т.д.
Подобные законы работают и во внутреннем мире субъекта. Эмоции и переживания, впечатления и
мысли имеют свою иерархию важности для непроизвольного внимания. Главная проблема в вы-
слеживании непроизвольного внимания, когда речь идет о психических фактах, заключается в том,
что содержание внутреннего мира чаще всего обусловлено всеми видами внимания одновременно.
Некая часть бодрствующего сознания всегда следует за произвольным вниманием, другая — за по-
слепроизвольным. Вычленить биологический автоматизм — это значит обрести важный инстру-
мент сталкинга, поскольку этот автоматизм может исполнять роль конкурирующего сигнала в це-
лом ряде нежелательных эффектов тоналя.
Сущность непроизвольного внимания заключена в непосредственности. Оно всегда пребывает
«здесь» и сейчас», и уже этим противостоит самозабвению бесконечных проекций в будущее и
прошлое, в условное (воображаемое) наклонение. Непроизвольное внимание в чистом виде несо-
вместимо с индульгированием. Таким образом, в процессе сталкинга можно опираться на непроиз-
вольное внимание, чтобы устранить психоэмоциональные нагромождения, порожденные тоналем.
Внутренний диалог принимает минимальное участие в этом виде внимания. Причем именно здесь
внутренний диалог всегда опаздывает. Он не сопровождает и не оформляет внимание, он фиксиру-
ет последствия непроизвольного акта.

(3) Основное поле для выслеживания сталкера — это послепроизвольное внимание. Этот тип вни-
мания поддерживает основную часть тоналя, фиксирует режим восприятия и поглощает наиболь-
ший объем энергии. Почему? Субъективно нам кажется, что как раз произвольное внимание требу-
ет максимальных усилий от воспринимателя. На деле же все обстоит немного иначе.
Во-первых, послепроизвольное внимание занимается поистине колоссальным объемом сигналов.
Оно вычленяет, о-значивает, оценивает абсолютное большинство сигналов и сенсорных комплек-
сов, поступающих из внешнего поля. Оно непрерывно «делает» окружающую среду — как при-
родную, так и социальную, оно раскладывает по пунктам инвентаризационного списка эмоции,
чувства, переживания. Во-вторых, сущность послепроизвольного внимания — это своего рода «за-
бытая произвольность». Любой акт послепроизвольного внимания так же неестественен, как и дей-
ствие произвольного внимания. Он обусловлен цепочкой символов, взятых из описания, совокуп-
ностью элементов внутреннего диалога. В известном смысле послепроизвольное внимание — все-
гда результат размышления. Иногда оно бывает простым, но чаще скрывает в неотслеженных глу-
бинах множество ходов и последовательностей. Мы не замечаем, как всякий раз повторяем это
«размышление» — в сокращенном виде, разумеется. Но даже в сокращенном виде внутренний
диалог потребляет все накопившиеся ресурсы, за исключением неприкосновенного запаса, кото-
рый хранится на случай катастрофических перцептивных и психических нагрузок.
Не будет большим преувеличением сказать, что взрослый человек живет в мире послепроизволь-
ного внимания. Даже простейшие действия (например, ходьба) — результат послепроизвольного
внимания. Когда-то ребенок потратил достаточный объем произвольного внимания, чтобы нау-
читься ходить, а не ползать на четвереньках.
Конечно, в царстве послепроизвольного внимания тоже существует своя иерархия сложностей
(энергоемкости). Ходьба, например, относится к простейшим действиям и потребляет совсем мало
энергии. Распознавание звуков и слов родного языка — более сложный процесс. К нему примыкает
целая система социальных сигналов, условностей, возникших на ранних этапах антропогенеза, ко-
гда формировались первобытные племена с их примитивными (но уже искусственными) ритуала-
ми.
Своеобразным апофеозом послепроизвольного внимания стали для человека чтение и письмо. Эти
навыки ярче всего демонстрируют искусственность мироописания и его условность. Одновремен-
но они легли в основу глобального феномена человеческой культуры в целом. Сегодня чтение и
письмо пребывают далеко не на вершине сложных автоматизмов послепроизвольного внимания.
Есть навыки куда более сложные, но все они базируются на тех же принципах: сотворение знака
после многократного абстрагирования мысли и представления, а затем — сотворение синтаксиса,
т.е. законов, управляющих последовательностями знаков.
Язык, чтение и письмо сделали мышление человека синтаксическим. Одновременно собственный
неприродный синтаксис приобрели все виды восприятий и описание мира целиком. Само устрой-
ство общественной жизни человека с какого-то момента стало детищем синтаксиса. Абстрактные
понятия генерируют социальные феномены, и общество существует как определенный язык.


Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:        Главная

Postnagualism © 2010. Все права защищены и охраняются законом.
Материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам.
При использовании любого материала с данного сайта в печатных или интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна.
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC