http://trojza.blogspot.com/2012/07/blog-post.htmlО людях с деформированными черепами (макрокефалах) упоминают такие античные авторы как Аристотель, Страбон, Плиний и Помпоний. Самое раннее описание подобных черепов находится в работе знаменитого древнегреческого врача Гиппократа (ок.460-между 377-356) «De aere, aquis et locis». В одном месте своего труда он писал: «хочу сказать о тех (народах), которые отличаются природой и обычаями. Прежде всего следует здесь сказать о макрокефалах. Нет народа, который бы имел подобное им очертание головы. Сначала, кажется мне, обычай (искусственного изменения формы черепа) содействовал удлинению головы; теперь сама природа приходит на помощь обычаю. Макрокефалы считают благороднейшими тех, которые имеют длиннейшие головы. Обычай их следующий: как только родится дитя и пока голова его ещё нежна и гибка, они ее формируют и заставляют расти в длину, окружая повязкой и употребляя соответственные средства с тем, чтобы круглое сферическое её очертание изменить и увеличить в длину».
В другом месте врач писал: «В начале эти большие головы, почитавшиеся за знать, за привелегированных лиц, воспитывались искусственно, но с течением времени механические действия оказались излишними, потому что природа начала сама вырабатывать такие вельможные головы путём унаследования» [Цит по: 1, с.148].
Интересно, что классические писатели не определяли с точностью место жительства макрокефалов, помещая их на востоке от Меотийского озера (др.-греч. Μαιῶτις, у римлян Palus Maeotis), - как называли греки Азовское море. Несмотря на то, что уже Гиппократ отмечал, что деформированный череп служил скорее признаком особого статуса человека внутри племени, чем отличительным признаком какого-то особого племени макрокефалов, наука XIX века настойчиво считала макроцефалию отличительным признаком какого-то одного племени (будто бы веря в возможность наследования приобретённых признаков).
Так, некоторое время считалось, что макроцефалы принадлежали тюркоязычному племенному союзу гуннов, образовавшемуся во II—IV веках н.э. путём смешения разных этносов Великой Евразийской Степи, Приволжья и Приуралья и в середине IV века проникших на Керченский полуостров. Гунны известны тем, что при полководце Аттиле они предприняли несколько походов на Византию (441-442 и 447 гг.) и Западную Римскую империю (451-454 гг.). Во многом это отождествление было основано на свидетельстве галло-римского поэта пятого столетия Сидония Аполлинария (ок.430-ок.486), который в панегирике императору Авиту писал об уродливой, вытянутой кверху голове гуннов: «на самых лицах его детей уже напечатан какой-то ужас. Круглой массой возвышается его сдавленная голова (consurgit in arctum massa rotunda caput)». Но уже в середине XIX века в учёной среде возникло мнение о том, что не следует безоговорочно доверять мнению поэта.
Царь гуннов Аттила. Художник: Э.Делакруа.
В 1820 году деформированный череп был обнаружен одним из основоположников сравнительной анатомии Карлом Эрнстом фон Бэром (1792-1876) в нижней Австрии около города Кремса в поместье Graffeneg. Учёный описал его в своей работе «Makrokephalen im Boden der Krim und Österreichs», изданной в 1860 году, отнеся его к кочевому племени аваров - народу азиатского происхождения, который появился на арене мировой истории в 555 году и пришел в Центральную Европу на смену гуннам. Однако обнаружение подобных деформированных черепов в Европе вне границ расселения аваров впоследствии привело учёных к отказу от этого предположения [Cм.2].
«Аварский» череп, найденный Бэром в 1820 году.
В той же работе К.Э. Бэр настаивал на том, что к аварскому племени принадлежали и черепа, найденные к тому времени в окрестностях города Керчь в Крыму [3].
Керченский музей древностей. Дореволюционная открытка.
Керченский музей древностей. Гравюра XIX в.
Впервые деформированные черепа появились в Керченском музее древностей, открытом в 1826 году на склоне горы Митридат у Пантикапея.
Керченский музей древностей. Фото 1926 года.
Как известно, в основу музейного собрания легла коллекция родоначальника керченской археологии Поля Дюбрюкса (1774-1835), собранная им в ходе раскопок, проводившихся на его средства с 1816 года близь Керчи, Еникале и на Таманском полуострове. Именно Дюбрюкс первым соотнёс керченские деформированные черепа с макрокефалами Гиппократа.
Деформированный череп, найденный П.Дюбрюксом у Керчи ок.1816-1826 гг. По Бэру.
В 1832 году путешественник Фредерик Дюбуа де Монпере (Frederic Dubois de Montpereux, 1798-1850) приписал черепа из Керченского музея легендарному народу киммерийцев, который упоминался в «Одиссее» Гомера как народ, живущий на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи Солнца. Однако это малообоснованное предположение было в дальнейшем отвергнуто научным сообществом.
Упомянутым выше К.Э. Бэром также высказывалось предположение о принадлежности керченских черепов генуэзцам, будто бы перенявшим обычай деформации черепа у мавров, но вскоре и сам учёный подверг своё предположение критике, а находки в Крыму деформированных черепов VII-VIII веков (генуэзцы появились в Крыму лишь в середине XIII в.) позволили учёным окончательно отказаться от этого предположения [См. 4., с.95].
С 1871 по 1876 год хранитель Кавказского музея в Тифлисе и археолог-самоучка Фридрих Самойлович Байерн (1817-1886) обнаружил подобные крымским деформированные черепа на Кавказе в Грузии близь Мцхеты. Некоторые из этих черепов были описаны доктором Степаном Францевичем Сцепура (1826-1881) в 1875 году [4]. Эти черепа были отнесены исследователями к представителям кочевого ираноязычного племени аланов (предков осетин) скифо-сарматского происхождения. Племенной союз аланов появился в предгорьях Кавказа в I-III веках н.э. и после поражения от гуннов в 372 году частично переселилась в Европу, через Пиренейский полуостров достигнув Северной Африки. Во второй половине XIX века деформированные черепа были найдены во многих древних могильниках Осетии, около Эльбруса в захоронениях, содержавших византийские монеты, в курганах близь устья Дона, в Воронежской и Самарской губерниях.
В 1884 году археолог Владимир Ильич Сизов (1840-1904) нашёл подобные деформированные черепа при раскопках кладбища в Крыму у Биа-Сала (в 10 км. к югу от Бахчисарая). Черепа с этого кладбища в том же году были представлены на шестом Археологическом съезде в Одессе. На них сохранились еще остатки кожи, волос, тканей, а также металлические украшения: бронзовые сережки и большие бронзовые булавки с цепочками, состоящими из колечек и различных (круглых и продолговатых) блях. Черепа были подвергнуты кольцевой перевязке, с ясно выраженным уплощением затылка, вытянувшимся «непосредственно от долгого ношения младенца в колыбели, в которой к доске может быть и привязывалась голова с помощью винтов» [5]. Почти все выставленные на обозрение черепа, судя по их типу и украшениям, были женские, по своей первоночальной форме (не деформированной) они были ортокефальными, с довольно большим тонким носом и с большими глазницами. Погребения были определены В.И. Сизовым как греческие, но относящиеся к XVI-XVIII векам (до выселения греков в 1779 году – прим. trojza). Черепа были деформированы иным способом, чем более древние макроцефалические черепа Крыма. А.Н. Харузин заключал по этому поводу: «следовательно, обычай деформировать черепа встречаем мы и у греков в очень позднюю эпоху: в XVI-XVIII столетиях» [6, стб. 101].
В 1886 году деформированные черепа были обнаружены в крымской Алуште при раскопках, производимых археологом Всеволодом Фёдоровичем Миллером (1846-1913) [см. 7]. По вопросу о племенной принадлежности алуштинских черепов, учёный писал: «Византийские писатели называли это варварское население (Алушты и Гурзуфа) неопределенно Тавроскифами, что, конечно, не дает никаких этнографических указаний; и для нас едва ли явится возможность когда-нибудь более точно определить национальность этих варваров. В виду следов иранского элемента, сохранившихся, например, в древнем названии близлежащего Аюдага (Вриксава) и Судака, тавроскифское население, быть может, принадлежало к ветви сарматов или аланов; но столько же вероятия, что оно принадлежало какому-нибудь более древнему племени, предшествовавшему в этих местах иранским сарматам. Во всяком случае, едва ли можно думать, что древнейшее население Алушты принадлежало к тюркским племенам» [7, с.131]. Датируя алуштинские черепа V-VI вв. н.э., Миллер сделал следующий вывод: «по вопросу о национальности покойников алуштинских могильников пока не представляется возможным сделать какие-нибудь определенные заключения». Стоит лишь добавить, что ираноязычное племя сарматов населяло Крым с конца III в. до н.э. по II в. н.э.
В 1890 году в Крыму под Гугушем и Гурзуфом этнограф и антрополог Алексей Николаевич Харузин (1864-ок.1901) обнаружил в захоронениях 6 деформированных черепов, датированных учёным VII-VIII веками. В заключении своей работы, Харузин, отмечая, что деформация черепа не может сама по себе служить признаком того или иного племени и задаваясь вопросом к какому племени могли принадлежать раскопанные им захоронения под Гурзуфом и Гугушем, пишет: «Принимая во внимание, что черепа, найденные нами нет основания считать монгольскими или тюркскими, далее, что могилы христианские и при этом варварские, а не греческие, затем, что могилы не следует отнести позже, чем к VII- VIII веку, мы невольно, вспоминая, что в местности Гурзуфа жили готы, склонны считать могилы, а следовательно и черепа, принадлежащими готам» [6, с.101]. Известно, что в Крым готы пришли в середине III в. н.э (на смену сарматам), в следующем, IV веке готы имели столкновения с гуннами, а с VII века готы были подчинены хазарам. А.С. Башкиров, описывая народы, населявшие Крым писал: «При археологических исследованиях могильников по берегу Черного моря от Феодосии до Херсонеса (особенно в окрестностях Гурзуфа), были находимы в большом количестве так называемые деформированные черепа, которые одни относят к готам, другие к аланам» [8, c. 174].
Готский вождь — мозаика Большого дворца в Константинополе.
В 1896 году деформированные черепа были обнаружены в захоронениях Херсонеса Таврического К.К. Костюшко-Валюжиничим. Здесь же были обнаружены подобные черепа и при раскопках 1937 года.
Деформированные черепа из Херсонесского музея. Фотография 1937 г.
В советское время много трудов проблеме крымских деформированных черепов посвятил первый заведующий кафедрой анатомии Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского, профессор Виктор Владимирович Бобин, собравший коллекцию из 30 деформированных черепов из Херсонеса, Керчи , Алушты, Гурзуфа, Судака и Симферополя [См.: 9].
Реконструкция лица жителя Пантикапея с деформированным черепом, выполненная В.В.Бобиным. Кабинет-музей профессора В.В. Бобина.
Деформированные черепа, обнаруженные в первой половине XX века в Нижнем Поволжье и Западном Казахстане, по данным учёных В.В. Гинзбурга и Б.В. Фирштейн, относятся к IV-V вв. н. э. и принадлежат представителям того же племени сарматов, населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная.
Сходны большинство учёных в том, что деформированные черепа (по крайней мере, из крымских могильников) нельзя отнести к представителям древних греков, населявших колонии южного берега Крыма с ок. VII в. до н.э. По словам В.Миллера: «Культура, следы которой мы встречаем в могилах крымских макрокефалов, гораздо беднее греческой и относится, по всем признакам, к другому народу и к более поздней эпохе, может быть, тождественной, или близкой к той, к которой приурочивают керченские катакомбы, то есть к I-IV векам н.э.» (Миллер, с.130). Д.Н. Анучин сделал вывод, что деформированные черепа не попадаются в греческих гробницах, но нередко обнаруживаются среди земляных гробниц представителей бедного класса, открываемых в сплошных могильных местах на горе Митридат (в Керчи).
Раскопки на горе Митридат в Керчи. Дореволюционная открытка.
Сходятся большинство учёных и в том, что деформированные черепа в Европе появляются в эпоху великого переселения народов. Подобные черепа, кроме Крыма, встречаются в захоронениях англо-саксов и франков. А.Н. Харузин писал: «район распространения деформированных, макроцефалических черепов постоянно расширялся наряду с возраставшим нашим знакомством с древними могилами разных стран. Не говоря об Америке, где в Перу были найдены деформированные черепа, действительно, с деформацией несколько иного типа, чем черепа Европы, не говоря о черепах Нового Света, мы должны заметить, что искусственная макроцефалия была в Европе сильно распространена и, по всем вероятиям, заходила далеко за пределы нашего континента на восток в Азию. Из стран, изобилующих деформированными черепами, следует упомянуть Венгрию, отчасти Австрию, наши южные степи, Кавказ, конечно, и Крым, далее Балканский полуостров, окрестности Константинополя, наконец, деформированные макроцефалические черепа были находимы в Италии, Швейцарии, Германии, во Франции и в единичных случаях даже в Англии и Малой Азии. Хотя, как мы видим, район и очень велик, но всё-таки резко заметно, что центр этого обычая находился очевидно в наших степях и в Австро-Венгрии, другой, может быть, довольно самостоятельный центр на Кавказе» [6, стб. 13].
Пример деформированного черепа из Нидер-Ольма, Германия (справа) в сравнении с обычным черепом.
Но вернемся к крымским деформированным черепам…
По словам Д.Н. Анучина, черепа, найденные в Керчи, деформированы куда в большей степени, чем черепа из Перу и Западной Европы. Керченские черепа «наиболее типичны в их деформации и сильнее деформированы» и представляют собой столь характерный тип, что его нельзя спутать с образцами макроцефалии из других стран. По словам А. Харузина, деформированные макроцефалические черепа были находимы по всему южному побережью Крыма, начиная от Керчи и кончая Инкерманом. Серия деформированных черепов из Инкермана была доставлена в Москву на Антропологическую выставку 1886 года и описана А. Богдановым.
Искусственно деформированный череп (из Керчи).
Сходятся учёные и в том, что обычай деформирования черепа распространялся с востока на запад. Так Д.Н.Анучин, относя появление этого обычая в окрестностях Керчи к III-IV векам н.э., писал: «около этого времени произошло, по-видимому, какое-то передвижение племен, сопровождавшееся и появлением макроцефалов на территории черноморских греческих колоний» [2]. Е.В. Жиров, первый из советских авторов давший сводку о распространении в древности на территории нашей страны обычая искусственной деформации черепа, пришёл к заключению, что обычаи распространялись с востока на запад и были связаны с движением племенного союза гуннов. Этот автор расположил могильники, в которых констатировался обычай кольцевой (циркулярной) деформации черепа, в следующий хронологический ряд: 1) таласские могильники (Киргизия); 2) сарматские захоронения Поволжья, Украины и Северного Кавказа; 3) «готские могильники Крыма»; 4) средневековые могильники Северного Кавказа и Закавказья и отдельные погребения в раннесредневековых могильниках Западной Европы [10].
А.Н. Харузин подробно описал способ искусственной деформации найденных им черепов: «Деформация черепа достигается перевязыванием черепа различной системой повязок еще в детском возрасте. /…/ Одна повязка /…/ шириною около 2-3 дюймов, шла вокруг головы через лоб и затылок, таким образом, что напереди она давила преимущественно на лобные бугры, на место перегиба лба, а назади – проходила несколько выше затылочного бугра. /…/Впрочем, одна горизонтальная кольцевая повязка не в состоянии была произвести ту форму черепа, которой придается название «макроцефалов». Она только несколько округляла череп и увеличивала его высоту, но не могла произвести той удлиненной вверх и взад формы, которая поражает нас на более типичных экземплярах керченских макроцефалов. /…/ Вторая повязка налагалась почти перпендикулярно к первой через темя, точнее через часть теменного свода, приходящуюся сейчас же за брегмой или даже вдоль венечного шва. Она была такой же ширины или несколько уже первой и проходила, повидимому, внизу под подбородком или, может быть, тоже через затылок, но ниже, под затылочным бугром. Придавливая темя, она допускала увеличение черепа, главным образом, в промежутках между первой и второй повязкой и преимущественно в заднем промежутке, в который и выпячивалась, вверх и взад, большая часть теменного свода. В передний же промежуток, гораздо меньший, выступала лишь самая верхняя часть лба, причем этот выступ получался не столько от роста здесь черепа, сколько от вдавления последнего кпереди и кзади от этого места. Чем сильнее были вдавления, тем резче оказывались компенсирующие выступы, но кроме того, в целях большего удлинения головы вверх и взад накладывалась, повидимому, иногда еще и третья поперечная повязка, след от которой (вдавление) виден на некоторых черепах выше ламбды, поперек задней части стрельчатого шва» [6, стб 15-17].
Казалось бы, отнесение деформированных черепов к сарматам, готам, аланам или гуннам можно было бы представить как не в меру затянувшийся научный спор. Однако, скорее всего, речь идёт о широком распространении транс-племенного обычая деформирования черепа. Можно утверждать, что вытянутый назад череп служил знаком принадлежности к некой более-менее обособленной и привилегированной социальной касте внутри племени, а не признаком принадлежности к какому-либо определённому племени. Думается, что в данном случае стоит говорить об историческом процессе распространения этого обычая, процессе, который был непосредственно связан с Великим переселением народов, но не о распространении какого-то одного народа будто бы по преимуществу обладавшего «эксклюзивной» традицией деформации головы. Так В.Ф. Миллер писал: «Впрочем, обычай деформирования головы ни у одного из этих племен (тюркских) не был распространен сплошь, а практиковался, по-видимому, лишь известными родами и был доводим до крайней степени только в некоторых более обособленных уголках, как, например, в Крыму или ущельях западного Кавказа». К примеру, среди находок А.Н. Харузина под Гугушем и Гурзуфом в 1890 году следы деформации носили лишь 36% черепов , а остальные черепа из одновременных захоронений не несли следов деформации. Кроме того деформация черепа не была прерогативой мужской или женской части племени и не была связана с гендерной демаркацией внутри сообщества.
Лучше всего мнение о транс-племенном распространении обычая деформации голов высказался А.Харузин : «есть много оснований, да и кажется логичнее объяснять нахождение макроцефалических черепов в разных странах занесением самого обычая в данную местность извне, а не всеместным распространением одной народности».
А. Послыхалин, 2012. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
Печатное воспроизведение без разрешения автора не допускается.
Сноски:
1. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов. М., 1884.
2. Анучин, Д. Н. О древних искусственно деформированных черепах, найденных в преде- лах России // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1887. – Т.49. – Вып.4. – С.367-414.
3. Von Baer. Makrokephalen im Boden der Krim und Österreichs. St.-Petersbourg, 1860.
4. Сцепура С.Ф. Опыт антропологического исследования макрокефалических черепов / Приложение к протоколу годичного заседания Императорского Кавказского медицинского общества за 1874-1875 гг.
5. Древности, труды Московского археологического общества. Т.Х. С.96-98. М., 1885.
6. Харузин А. Древние могилы Гурзуфа и Гугуша на южном берегу Крыма. М., 1890.
7. Миллер В.Ф. Археологические разведки в Алуште и ее окрестностях в 1886 году. Древности. Т. XII. М., 1889. С.129 и далее.
8. Башкиров А.С. Историко-археологический очерк. /Крым. Путеводитель. Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы. Симферополь, 1914.
9. Работы: Бобин В. В. Искусственно деформированные черепа, найденные при раскопках в Крыму.//Труды кафедр нормальной анатомии и гистологии с эмбриологией Крымского гос. мединститута. Симферополь, 1957; Бобин В.В. Об искусственной деформации черепа// Сборник работ, посвященный 60-летию проф. П.О.Исаева. - Алма-Ата, 1958; Бобин В.В. Искусственная деформация черепа// Труды 6-го Всесоюзного съезда АГЭ. Киев, 8-14 июля 1958 г. Т.2. - Харьков: Медгиз, 1961.
10. Жиров Е.В. Об искусственной деформации головы. // Краткие сообщения о полевых исследованиях Института истории материальной культуры АН СССР. Вып. 8. М.,-Л., 1949.