Тесей и Минотавр
Следующей интересной отсылкой, которая к слову очень важна для понимания одной из сюжетных линий, является авторская интерпретация Ноланом мифа о Минотавре. Центральным элементом сюжета, вокруг которого выстраивается интрига, является, так называемый, «лабиринт», искомый неким Человеком в Черном. По внутренней мифологии сериала, в парке, помимо очевидного уровня «игры» (убийства, секс и разврат), есть еще один, именуемый «лабиринтом», который, якобы, был создан давно умершим соратником Роберта (царя Миноса), Арнольдом (его можно назвать Дедалом) с целью проверки андроидов на наличие сознания.
Собственно, загадочный (до поры до времени) Человек в Черном (Эд Харрис), андроид Долорес (Эван Рейчел Вуд), Уилльям (Джимми Симпсон) и еще несколько персонажей заняты поисками этого самого лабиринта причем в разных временах. Так какая же тут связь с мифом о Тесее? Самая что ни на есть прямая и очевидная. Обо всем по порядку.
Давайте проинтерпретируем сам сюжет сериала с позиции данного мифа. Парк можно расценивать как остров Крит, куда в качестве гостя (в рамках интерпретации звучит иронично) прибывает Уилльям (Тесей). Совершив ряд необходимых процедур, он попадает в сам парк, где встречает Долорес (Ариадну), и они вместе начинают поиски лабиринта.
Как вы наверняка прекрасно знаете, в оригинальном мифе Ариадна помогла Тесею победить Минотавра и дала ему клубок ниток, который Тесей использовал, чтобы выбраться из лабиринта. В данном случае клубком ниток выступают подсказки, на которые постоянно натыкается Человек в Черном в настоящем (помним, что он и Уилльям – одно лицо). Остается последний вопрос: кто или что в таком случае является «Минотавром»? Я отвечу на этот вопрос, но чуть позже.
Помните, для чего был создан «лабиринт»? Главной целью его создания была проверка андроидов на наличие сознания. Арнольд (Дедал) представляет сознание в виде пирамиды: память, импровизация и личная выгода (есть еще четвертая пустая ступень). То есть, «лабиринт» - это продвинутая версия теста Тьюринга с тремя испытаниями (на память, импровизацию, личную выгоду), призванными подтвердить или опровергнуть сознательность андроида.
Правда есть одно «но» - четвертая ступень. В одной из серий Арнольд, обращаясь к Долорес, произносит такую фразу: «Я все это время ошибался, представляя сознание как пирамиду. Но сознание – это не путь вверх, а путь внутрь. Поэтому я избрал лабиринт, как форму, ведь жизнь – это череда решений, каждое из которых может приблизить тебя к центру лабиринта или пустить по касательной».
Так вот, отвечая на вопрос «кто или что такое «Минотавр»?», можно сказать, что «Минотавр» в данном случае не персонаж, а некое состояние осознанности, «четвертая ступень» или условный центр лабиринта, то, к чему каждый из нас стремится. Или же это последнее испытание на пути к личностной целостности, находящееся «в центре лабиринта», добраться до которого можно лишь пройдя предыдущие три. Естественно, понимать все это нужно только как красивую и поучительную метафору.
http://concepture.club/post/okolo_kino/okolo-kino-problemy-bikameralnogo-soznanija-analiz-serial-westworld