мастер
Гость
|
Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках
Тридцать две улики, выявленные в ходе допросов, которым подвергались ведьмы:
I. Ведьма-наставница получает согласие новичка перед тем, как произвести инициацию. II. Взрослые ведьмы натирают себя снадобьями и отправляются на шабаш не во сне, а наяву. III. Иногда путь проделывается пешком. IV. И если идет дождь, то ведьмы намокнут. V. Во время путешествия они слышат звуки, издаваемые пастухами, мычание скотины, хрюканье свиней и лай собак VI. По дороге они встречают людей: иногда сотоварищей, ведьм, с которыми они вместе отправляются на шабаш, иногда – посторонних, которые ведьмами не являются. VII. Днем, встречая друг друга, ведьмы обсуждают то, что происходило на их собраниях. VIII. Шабаш наблюдали люди, не причастные к ведовству. IX. Если на собрании произнести имя Христово, все ведьмы разбегаются в ужасе. X. Ведьм наказывают, если они не посещают собрания. XI. Отрекаясь от христианской веры, ведьмы служат дьяволу днем и ночью. XII. Оказавшись в церкви, они не видят облатки на алтаре. XIII. Принимая ведьму, дьявол ставит на ее теле знак, который остается на всю жизнь. XIV. Каждая ведьма получает ряженую жабу – своего помощника и «ангела-хранителя». XV. Наставник получает деньги за каждого новообращенного. XVI. Когда послушник достигает десятилетнего возраста, его могут возвести в старший ранг и обучить мастерству изготовления ядов – обычно они занимаются этим на шабаше. XVII. Иногда яды готовят, собравшись дома у одной из ведьм. XVIII. Порошки используются, чтобы уничтожить урожай. XIX. Яды иного рода применяются, когда ведьмы, желая отомстить, стремятся причинить вред человеку. XX. На шабаше происходит поедание трупов. На следующий день у ведьм болит живот и их рвет – этот факт свидетельствует о том, что поедалась настоящая плоть. XXI. Человеческое мясо, которое остается после пиршества на шабаше, отдают старшим ведьмам. Они забирают его домой, хранят в погребе и питаются им во время холодов. XXII. Отправляясь грабить могилы, ведьмы берут с собой лопаты, разделочные ножи и вертела. XXIII. У девственников и девственниц при первом совокуплении с дьяволом происходит сильное истечение крови. Возвратившись домой, они обнаруживают на своей одежде кровавые пятна. XXIV. Ведьмы совокупляются с дьяволом как посреди дня, так и на шабаше. XXV. Иногда они беременеют и рожают на свет жаб. XXVI. Собрания могут проводить и в дневное время. XXVII. Иногда дьявол посещает днем ту или иную ведьму и принуждает ее не исповедоваться. XXVIII. Пока ведьма находится на шабаше, дома ее подменяет демон. XXIX. Иногда домашние замечают ее отсутствие. XXX. Если ведьмы отправляются на шабаш в праздничную ночь, они берут с собой подношения, которые вручают дьяволу. XXXI. Дьявол говорит ведьмам не исповедоваться, даже если они стремятся к этому, а тех, кто исповедался и признал свои грехи, принуждает отречься от собственного признания и возвратиться в лоно своей секты. XXXII. Те ведьмы, которые нарушают обет молчания и раскаиваются, подвергаются наказанию дьявола и их бывшие соратницы расправляются с ними. Многие свидетели видели следы подобных наказаний на теле пострадавших.
Конец 14-15 века. Распространение представлений о ведовстве
1390 г. Первый ведовской процесс, проведенный светским судом в Париже; некоторая видимость законности сохранена, в отличие от инквизиторских процессов. 1428 г. В Бриансоне, Дофине, 110 женщин и 57 мужчин сожжены заживо по обвинению в ведовстве за два десятилетия, прошедших до середины века. 1453 г. Инквизиция Эвре приговорила Гийома Аделина, настоятеля Сен-Жермен-ан-Лей, к пожизненному заключению за сношения с суккубом, полеты на метле и целование козла под хвостом. 1456 г. Робера Олива сожгли в Фалезе за полеты на шабаш. 1459 г. Инквизиторы расследовали вспышку ведовства в Аррасе, сожгли четырех старух и одного старика. Парижский парламент и епископы вмешались и заставили освободить оставшихся в живых узников. В 1491 г. парламент реабилитировал и казненных 1479 г. Священник из Макона казнен за ересь, колдовство и дьявольское искусство. 1490 г. Карл VIII издает эдикт против предсказателей, чародеев и некромантов; закон предусматривает конфискацию имущества осужденных
1497-1575 гг Распространение ведовских процессов
1508 г. Массовый процесс в Беарне. 1529 г. Процесс в Люксейе, суд инквизиции. 1556 г. Ведьма из Бьевра, около Лаона, сожжена живьем по ошибке; Жан Боден объяснил эту ошибку тайным судом Господа. 1557 г. 40 ведьм сожжены в Тулузе. 1564 г. Четырех ведьм (троих мужчин и одну женщину) сожгли в Пуатье за то, что целовали козла под хвостом и танцевали спиной к спине. 1571 г. Казнь чародея Труа-Эшеля в Париже; перед смертью маг заявил, что во Франции 100 000 ведьм. 1575-1625 гг Пик охоты на ведьм во Франции 1579 г. Церковный совет в Мелюне провозгласил: «Всякого шарлатана и предсказателя и всех остальных, кто занимается некромантией, пиромантией, хиромантией, гидромантией, должно карать смертью». 1581 г. Церковный совет в Руане изгоняет из города чернокнижников под страхом отлучения. 1582 г. Авиньон. 18 ведьм сожжены инквизицией. 1584 г. Церковный совет в Бурже распространил решения прежних советов на тех, кто накладывает лигатуру, и дополнительно назначил смертную казнь как наказание всякому, кто обращается за помощью к предсказателям. Вообще церковные советы, в отличие от инквизиции, преследовали исключительно предсказания и колдовство, почти полностью игнорируя ересь ведовства. 1589 г. 14 ведьм из Тура обратились к королю Генриху III; королевский врач осмотрел их и, не обнаружив никаких печатей дьявола, объявил их «глупыми несчастными старухами». «Наш совет был дать им чемерицы и отпустить, что и сделал парламент (Парижа) по нашей рекомендации». Впоследствии самого короля обвинили в том, что он защищает ведьм
1625-1688гг Закат веры в ведовство.
1631 г. Отец Доминик Гордель замучен инквизицией в Лотарингии. 1659 г. Томас Лоотен из Байоля умирает под пыткой в светском суде. 1670 г. Руанские ведовские процессы. Однако наибольший интерес центрального периода развития ведовства, между 1580 и 1620 гг., заключается в массовых преследованиях, которые проводили гражданские судьи.
Пример: В 1669 г. эпидемия нервных болезней охватила местечки Кутанс, Каретан и Ла-Эйе-де-Пюи в Нижней Нормандии. Местные врачи, бессильные против этой напасти, прибегли к традиционному диагнозу – порча. Дело стало за малым: определить виновных. Тут же нашлись люди, которые вспомнили, что встречали на шабаше соседа или соседку. Среди свидетелей, опрошенных за несколько месяцев начиная с мая 1669 г., был Жак ле Буланже, который видел, как по воздуху целых полчаса летели обнаженные люди, Мишель Марэ, который видел, как 200 с лишним человек нагишом танцевали возле Ла-Эйе-де-Пюи, Исаак Марэ, который, заснув в лесной хижине, проснулся от шума и увидел целую толпу обнаженных людей, которые обступили козла, держа в руках черные свечи. Некоторые крестьяне утверждали, что видели среди них и священников, которые служили мессы, стоя на голове. Итог обвинениям подвел в своем письме местный священник: Этот шабаш был в точности такой, как те, о которых пишут в книгах, всегда и повсюду. Ведьмы натерлись мазью, и высокий человек с рогами унес их через дымоход. Развлекались они тоже согласно обычаю: сначала танцы, потом то, что они называют «удовольствием», потом резали младенцев на части, варили их на огне вперемешку со змеями, принимали от дьявола порошки для порчи, подписывали договор с хозяином, огромным козлом, собственной кровью и тому подобное, вплоть до черных свечей. Единственное, чем был примечателен этот шабаш в Ла-Эйе-де-Пюи, так это тем, что дьявол, ради пущей надежности, часто метил своих слуг печатью. Чрезвычайно необычно также и то, что более ста священников опознали как участников этих сборищ. Я, со своей стороны, убежден, что все, о чем говорили на процессе, чистая правда, и верю в то, что дьявол, приняв облик крысы, на самом деле разговаривал с одним обвиняемым, мальчиком десяти лет. Так совместными усилиями судьи и местные жители нашли 525 человек, которым и предъявили обвинение в ведовстве. Некоторых, правда, назвали дважды, и сосчитаны они тоже, соответственно, дважды. Сведения поступили от девяти информаторов: Жан ле Кустелье 154 имени Маргарита Маргери 90 имен Жак ле Гастолуа 85 имен Симеон Маргери 78 имен Жан ле Маршан 43 имени Шарль Шампель 35 имен Анна Ноэль 20 имен Рене ле Маршан 15 имен Катрин Роберде 5 имен Суд позаботился о том, чтобы большинство арестованных сознались. Парламент утвердил смертный приговор первым 12 осужденным (еще 34 ждали подтверждения), когда их родные взмолились королю о заступничестве. По совету своего министра Кольбера Людовик заменил смертную казнь изгнанием из провинции и распорядился вернуть осужденным их собственность. |