Иерархия заложена в природе человека, т.е пирамидальная структура.
Это, смотря как трактовать "природу человека", т.к. существует достаточно большая дистанция между тем, что человек МОЖЕТ делать (типа его природа такую возможность дает), и тем, что он ПРЕДПОЧИТАЕТ делать (хочет тело и сознание). И то и другое равно вытекают из "природы человека", однако разница между ними весьма существенная.
А из этой разницы вытекает то следствие, что в комфортных условиях человек обычно ведет себя так, как он ПРЕДПОЧИТАЕТ, а когда обстоятельства усложняются, то вынужденно отходит от своих ПРЕДПОЧТЕНИЙ, все более задействуя резервы из того, что потенциально МОЖЕТ.
Если на это посмотреть с физической стороны, то можно отождествить ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОЕ поведение с низкоэнергетическим состоянием, переход которого в сторону возМОЖНОГО сопровождается дополнительными энергозатратами, т.е. требует напряжения. Та же самая закономерность справедлива и в отношении всего человеческого общества.
Строго доказать я не берусь, но общее впечатление у меня такое, что иерархия не есть то, что люди ПРЕДПОЧИТАЮТ, а есть то, что МОЖЕТ возникнуть на базе общества, когда обстоятельства жизни усложняются, становясь менее комфортными.
Например, я не исключаю того, что "феодально-раздробленная" Русь (где-то XIII век) чувствовала себя вполне комфортно и не имела тенденции к централизации, а возникла централизация в ответ на татаро-монгольское нашествие. Тогда как в Западной Европе уже тогда было тесно, а потому и войны там велись почти непрерывно, из-за чего государства с иерархической организацией там возникли раньше.
Короче говоря, "естественной" структурой общества я считаю не властную пирамиду/иерархию, а плоскую структуру типа ... бутерброда
. Т.е. двухслойную структуру с двумя классами - "угнетателей" и "угнетенных". Причем, эту структуру стабилизируют ограниченные возможности угнетателя по подчинению себе угнетаемых (как один человек против многих). Именно так возникли рыцари - всадники, закованные в латы. Только так они могли держать в подчинении свою деревню.
А вот третий пласт намазывается на тот бутерброд уже с трудом, т.к. предполагается, что, став рыцарем, человек достиг потолка своих личных возможностей и примерно уравнял свою силу с сопротивлением угнетаемых. Т.е. ему не хватит в одиночку сил покорить себе подобного, т.к. у того тоже есть конь, меч и латы. Опять же, до тех пор, пока есть еще неразобранные свободные, бутерброд будет расти вширь, а не в высоту.
Структура общества по принципу "бутерброд" слабо связана в горизонтальном направлении, а потому имеет тенденцию ломаться на отдельные кусочки - бутербродики меньшего размера.
Ситуацию, когда по стране бродят банды/армии я пока не рассматриваю
, т.к. в масштабах общества это уже смахивает на самоедство, ибо разрушает "плодоносящий" нижний слой бутерброда. Вход общества в эту стадию ослабляет его по сравнению со "здоровыми" соседями, а потому и делает его уязвимым. Тем не менее, "бандитский" вариант вполне эффективен, если "банды" грабят не свою страну, а чужую. Так оно и с римлянами было, и с монголо-татарами, - банды приходилось водить по чужим землям, иначе такому общество хана.
Я намеренно выбрала для рассмотрения не современность, а седую старину, т.к. сложные вещи предпочтительнее рассматривать на простых примерах. А потому я пойду еще дальше - в мир ... одноклеточных грибов! Мир грибов это - мир №2 после мира растений. И появился он, видимо, в те времена, когда в каменноугольный период растения усвоили почти всю углекислоту из атмосферы и начали массово дохнуть. И вот те процессы повсеместного гниения их останков (полагают, что нефть и уголь именно из них образовались) и стали добычей грибов. Примитивные грибы не похожи на мухомор
, а представляют собой бактериальные клетки, внешне мало отличающиеся от обычных бактерий. Т.е. разница была в основном лишь во внутренних биохимических процессах, имеющих грибную специфику. А именно - способность в неблагоприятных условиях среды агрегировать/слипаться друг с другом, образуя сперва грибное тело, а затем продуцировать споры, обладающие исключительно высокой устойчивостью к неблагоприятным условиям среды. Поэтому люди обычно заблуждаются, думая, что грибы любят сырость
. На самом же деле с приходом осеннего похолодания и обилия дождей грибница решает, что ей пришел каюк
, а потому и решает "строить Вавилонскую башню", чтобы с ее вершины распылить споры, имеющие гораздо большие шансы выжить, чем сама грибница.
И здесь мы видим поразительно близкую аналогию с пирамидальной иерархией, возникающей не спонтанно, а лишь в период жестоких испытаний. Т.е. в условиях, когда нет тесноты и дофига корма, одноклеточные грибы растут и размножаются обычным образом (путем деления) и не проявляют ни малейшей склонности к "социальной жизни". Но как только наступают тяжелые времена, то возникает и "социализация", и пирамидально-иерархическое строительство" - кто-то образует из себя ножку гриба, кто-то шляпку, а спорулировать будут лишь избранные на самой макушке, тогда как остальные погибнут, т.к. грибное тело уже не может расклеиться на индивидуальные клетки.
Эта аналогия простирается очень далеко. Скажем, когда России стало х%ёво
, набирает силу строительство "вертикали власти", тогда как в хлебные годы страна выглядела ближе к бутерброду - каждый чиновник, предприниматель, криминальный вожак или гаишник собирал дань со своей территории, которую "окучивал".