dgeimz getz
Гость
|
Сериал Чернобыль и агенты влияния, которые помогали писать сценарий. Эксклюзивное расследование
В этом расследовании вы впервые узнаете подробности о двух главных консультантах в США автора сценария сериала «Чернобыль» Крейга Мазина, которые оказались агентами влияния. Будет подробно рассказано, какие детали их раскрыли, как связанны и что скрыто за их официальными биографиями: от Оранжевой революции 2004 года на Украине до санкций против России, очень много фактов! Эта часть расследования готовилось для публикации в одном из изданий, но не получилось договориться, поэтому публикуется в Дзен рабочая версия со всеми деталями из чувства долга перед правдой.
С мая по июнь жители планеты были прикованы к экранам – на них транслировался художественный сериал от HBO и Sky «Чернобыль», который получил самые высокие оценки за точную передачу советской действительности. Автор идеи – сценарист сериала, Крейг Мазин, акцентировал внимание общественности на реалистичности и тщательности проработки деталей. В то же время многие телезрители и эксперты заметили, насколько ангажирована политическая часть сериала, демонизирующая советскую систему всеми возможными методами. Многие российские политики увидели в этом пример пропаганды высшего качества, направленный против России из-за её устоявшейся в мире ассоциации с Советским Союзом. Другие же полностью доверились высококачественному медиа продукту. Но реализм в деталях здесь, действительно – всего лишь орудие, за счет которого сценарист сериала пытается донести до аудитории совсем другие мысли, однако они не совсем те, о которых он заявляет. Как так получилось, что по ходу повествования зрителям протолкнули голодомор, чекистов, алкоголиков и автоматчиков, сгоняющих на смерть шахтеров?
Сцена из сериала «Чернобыль», где министр угольной промышленности заставляет тульских шахтеров ехать в Чернобыль, а те предупреждают, что «на всех патронов не хватит, убейте сколько сможете, а кто останется, из вас всё г**но вышибет»...
С чего началась утечка
В июне 2019 года на волне успеха сериала немецкому изданию dw.com (Deutsche Welle) неожиданно дает интервью эмигрантка из Украины, волонтер благотворительных организаций в США Елена Козлова-Пейтс. В нём она повествует, как год назад консультировала Крейга Мазина, особо акцентируя свою незначительную роль, которую внесла на завершающей стадии написания сценария. Она рассказывает, что её муж, являясь сценаристом-любителем, следил за работой Мазина, и когда тот сообщил о том, что работает над сценарием «Чернобыля», предложил в Твиттере помощь жены.
Мазин почему-то ни разу не упоминает Козлову-Пейтс по имени, но в одном из интервью замечает, что его главный безымянный консультант родилась в г. Кременчуг и жила в Киеве. Изучив связанных лиц, было установлено, что главный консультант Мазина именно Козлова-Пейтс, родившаяся в городе Кременчуге УССР. Зачем же Козловой-Пейтс, не устоявшей перед славой, было преуменьшать свою роль?... Потому что если бы главный консультант Мазина имел такую биографию, репутация сериала «Чернобыль» была бы поставлена под сомнение.
Елена Козлова-Пейтс
В 1999 году Козлова получила степень бакалавра искусств по английскому языку с отличием в Йоркском колледже и степень магистра публичной политики с двойной специализацией в области международных отношений и экономики в Пеппердинской школе государственной политики, где познакомилась с будущим мужем Джейсоном Пейтсом, аспирантом, и впоследствии, «сценаристом-любителем». Работала в некоммерческой организации в Вашингтоне, округ Колумбия, которая продвигает демократические принципы во всем мире.
Официально в США занимается вопросами гуманитарной помощи для Украины и возглавляет группу украинцев в штате Северная Каролина. Является волонтером Wounded warrior Ukraine («Раненые воины Украины») и некоммерческой организации Razom for ukraine.
О широкой волонтерской работе Козловой-Пейтс пишут на сайте её первой альма-матер в статье посвященной ее гуманитарной работе под названием «The Angel of Ukraine» (York College Heritage Magazine, Winter 2018 - Vol. 21, No. 1):
«Нынешняя гуманитарная работа Козловой-Пейтс является кульминацией ее различных рабочих мест, опыта и обучения. «Это полностью волонтерская работа, но это гораздо больше работы, чем я когда-либо делала на любой другой должности»»
«Ее работа в США также включает в себя пропаганду и повышение осведомленности о бедственном положении ее народа», добавляет автор статьи.
Остается только добавить, что Козловой-Пейтс помогает в этой пропаганде сайт euromaidanpress.com, на котором она публикуется.
Можно предположить, что этот интерес к Майдану появился в 2013 году, однако это оказалось лишь вершиной айсберга.
Официальная биография Козловой-Пейтс так бы и оставалась недосказанной, если бы не заметка в альбоме выпускников Пеппердинской школы государственной политики, теперь нам известно, дословно:
«Г-жа Козлова-Пейтс проработала почти десять лет в Национально-демократическом институте международных отношений. Ее последняя должность была старшим руководителем программы в отделе Евразии, где её работа включала управление работой NDI на Украине во время Оранжевой революции 2004 года, политические оценки для госсекретаря США Мадлен Олбрайт и визиты по наблюдению за выборами по всей Евразии, а также управление демократическими процессами, включая программы развития России, Украины, Белоруссии и других евразийских стран».
В 2017 году экс консультант госсекретаря США и магистр в области публичной политики являлась главным консультантом сценариста сериала «Чернобыль».
Чтобы продолжить историю Козловой-Пейтс, сначала мы должны познакомиться с её мужем, который выступает связующим звеном в истории её знакомства с Мазиным.
Джейсон Пейтс
Удивительно не публичная персона для человека, который попал в списки самых успешных выпускников своей альма-матер. Г-н Пейтс является двойным выпускником Университета Пеппердин, получив степень бакалавра экономических наук в колледже Сивер в 1995 году и степень магистра государственной политики в Школе государственной политики в 1999 году. Известно лишь, что этот глубоко религиозный человек является старшим консультантом и менеджером по трансформации бизнеса клиентов в Cisco Systems. Однако и с этим сухим отчетом нас снова выручает альма-матер, где Джейсон Пейтс, как бы к слову упоминает, что работал на министерство обороны США.
…«Государственная политика означает нечто большее, чем просто государственная служба, и я рад сообщить, что универсальность степени магистра государственной политики выходит за рамки того, что я ожидал» - подытоживает г-н Пейтс на представленной брошюре. Замечательные слова.
Когда украинские агенты женаты на американских, получается маленькая революция
Удивительно, но на этой странице г-н Пейтс забыл упомянуть о своем невероятном путешествии на Украину в период Оранжевой революции 2004 года.
Детали снова раскрывает альма-матер с её беспорядочной системой хранения архивов. Проспект «PROSPECTS FOR DEMOCRACY IN THE MIDDLE EAST FIVE-PART LECTURE SERIES» (2005 год) рассказывает об увлекательной поездке американо-украинской семьи «сценаристов-любителей» на Украину во время Оранжевой революции 2004 года.
«В ноябре 2004 года наша семья путешествовала в Украину присоединиться к международной делегации, организованной Национальным Демократическим институтом (NDI) для наблюдения»… «Усилия наблюдателей окупились, свидетельства международных наблюдателей помогли и Верховный суд Украины отменил фальсифицированные ЦИК результаты. Что еще более важно, люди во всей стране решили мирно выйти на улицы в «Оранжевой революции», чтобы решительно получить прочную демократию для Украины» Насколько же сплоченна в своей борьбе семья Пейтсов?
Подпись к фотографии: «Д. А. Пейтс, молодой революционер». (С флагом блока партий «Наша Украина», прим. о семье объективных наблюдателей и «сценаристов-любителей»)
Наша героиня рассказывала, как вышла на Мазина, и что её муж «сценарист-любитель – следит за работой Крейга», что он «написал ему» и уже через 10 минут они общались по телефону.
Это было действительно так и хронологически происходило следующим образом:
Впервые за 9 месяцев Джейсон Пейтс, «менеджер по трансформации бизнеса клиентов», закидывает в твиттере удочку в виде весьма привлекательного призыва к сценаристу и тот на него отвечает. На следующий день мы можем видеть публикацию нейтрального характера и всё, аккаунт снова умирает на 8 месяцев, чтобы разразиться твитом на тему Российского терроризма в связи с арестом Олега Сенцова. Тема сама по себе настолько актуальна в Америке, что её даже никто не лайкнул. Видимо у семьи Пейтсов своя атмосфера, из которой иногда выбивает паром твиты.
«Самым тяжелым было перечитывать эти истории снова и снова, переживать. О КАЖДОЙ я сама искала информацию» - продолжает в интервью неутомимый волонтер из Северной Каролины.
«Для меня было важно, что трагедия была поставлена в контекст других советских преступлений против человечества, против граждан своей страны» - добавляет Козлова-Пейтс, ставя своими заявлениями под вопрос политическую неангажированность сценария сериала «Чернобыль».
Возможно, именно из-за последующего осознания политизированности Козловой-Пейтс, Крейг Мазин, на фоне критики, нигде не упоминает её по имени и вспоминает только имена подруг, посчитав, что упоминания города будет недостаточно для идентификации личности главного консультанта сценариста.
Насколько же всё-таки был политически ангажирован главный консультант сценариста в тот период?
Вот какую публикацию создает в Фейсбуке Козлова-Пейтс 24 июля 2017 года, за месяц до начала работы со сценарием:
«Скорее всего, завтра, во вторник, 25 июля, Палата представителей (палата конгресса прим.) проголосует за законопроект о санкциях против России, который кодифицирует введенные в настоящее время санкции и введет более строгие санкции против России за вторжение в Украину и незаконную аннексию Крымского полуострова. Чтобы донести информацию до тех, кто неравнодушен к агрессивным действиям России, пожалуйста, свяжитесь с вашим представителем (конгрессменом, прим.), чтобы повысить осведомленность о российской агрессии и призвать их поддержать законопроект о санкциях против России!
Сегодня и завтра покажите поддержку принятию Закона о санкциях в отношении России, Ирана и Северной Кореи, отправив электронное письмо, позвонив и отправив твит своему представителю. Примеры твитов, которые можно использовать, включают в себя следующее:» далее идут примеры стикеров.
Таким образом, главный консультант сериала лоббировала в конгрессе принятие санкций против России, всего за месяц до начала работы с Мазиным. Поэтому было бы просто удивительно, если бы Козлова-Пейтс не пыталась перенести свое политическое видение в сценарий и повлиять на восприятие Мазиным истории, учитывая её активную общественную работу против России и всего общего, что связывает её с Украиной. А ведь у Козловой-Пейтс имеются работы, как в области истории, так и по психологии, поэтому есть аргументы и средства для воздействия. В конце концов, если бы она не сделала всё что только можно, смогла бы она и дальше гордо называть себя патриоткой Украины?
«Елена трудолюбивая личность. Ее внимание к деталям превосходно, и ее стремление выполнить задачу быстро и эффективно является выдающимся» – вспоминает о ней одна из коллег на Linkedln. Самоотверженность и трудолюбие, с которыми Козлова-Пейтс работает на благо Украины, можно ставить в пример патриотам и агентам влияния всех стран, в том числе и тем, у кого нет американского гражданства и которым запрещена подобная деятельность на территории США под страхом длительного тюремного заключения.
Голодомор и другие консультанты
«Думаю, это чуть ли не первый раз, когда в сериале такого уровня в США произносится слово "голодомор". Это очень интересное историческое влияние, и я надеюсь, что люди обратили на это внимание. Это было в оригинальном сценарии, и я была приятно удивлена, насколько Крейг знаком с историей Украины»- вспоминает Козлова-Пейтс всё в том же интервью dw.com.
Г-жа Козлова-Пейтс вероятно упоминает голодомор с досадой, потому что кто-то опередил её с исполнением патриотического долга - донести правду про голод 1932-1933 года на Украине - важную повестку в её общественной жизни, настолько, что благодаря её усилиям, 24 ноября официально стало денем памяти голодомора в Северной Каролине и признанным штатом актом геноцида.
«Мы с гордостью сообщаем, что губернатор Северной Каролины Рой Купер провозгласил 24 ноября 2018 года в качестве дня памяти голодомора. Отдельное спасибо Олегу Воловыни и Елене Козловой-Пейтс за их помощь и поддержку в том, чтобы сделать это возможным» - сообщает официальная страница Ассоциации украинцев в Северной Королине в Фейсбуке.
Именно со слова «голодомор» началось это расследование. Понятие настолько политизировано с упором на «соседа», что сразу возникает вопрос, каким образом сцена с упоминанием голодомора, людей царя, да ещё и с намеком на расстрел старушки советским солдатом-ликвидатором (к которому вроде как с уважением относятся), могла появиться в сериале HBO о горбачёвской эпохе? Обратите внимание, что это удивило даже Козлову-Пейтс.
«Насколько я знаю, еще с университетских времен у него было несколько украинских друзей, которые ему постоянно рассказывали об Украине» - отмечает Козлова-Пейтс всё в том же интервью dw.com.
Козлова-Пейтс пробивала каждую историю и знала про друзей из университета, упомянув их в интервью, но так и не удосужилась спросить про Ульяну Хомюк – главную героиню сериала, которая оказалась вымышленным персонажем. Дело в том, что в этом и других случаях всплыло бы знакомое ей имя нашей второй героини. Удивительно, но при этом и со стороны Крейга не было любопытства прояснить, не знакома ли она с его подругами, одна из которых работает директором в волонтерской организации. Чтобы понять эту деталь точнее, нужно узнать, как вообще появилось имя этого персонажа. Детали, как и в случае с Козловой-Пейтс, всплыли снова в интервью, на этот раз Доры Хомяк, одной из тех самых подруг Крейга Мазина из университета, которая поведает нам, как же появилась «Ульяна Хомюк»:
«Он мне сказал, что у него есть такая идея – а я говорю: «Хомяк лучше нет, может немного изменим? Так он превратил фамилию на Хомьюк. А Ульяна Легедза с нами тоже училась, она американка украинского происхождения» - вспоминает Дора Хомяк, в совместном с Крегом Мазиным интервью украинской службе «Голос Америки».
Примечание: Ульяна Легедза не будет рассматриваться в этом расследовании, как лицо не принимавшее активного участия в создании сценария.
Проводник, через который сценарист рассказывает зрителю об ужасах политической системы, Ульяна Хомюк – оказалась собирательным образом Доры Хомяк, при этом она - самая важная из вымышленных персонажей как в целом, так и в рамках политической линии сериала.
Сцена с Ульяной Хомюк в тюрьме КГБ.
Все сцены, где Хомюк взаимодействует с советской системой являются художественными приемами по дискредитации режима. Наиболее яркие моменты произвола, такие как похищение Хомюк КГБ, вымышлены и не могли не вызвать у Козловой-Пейтс множество вопросов об этом персонаже, в результате чего, она услышала бы знакомое имя.
Почему знакомое?
Дело в том, что Дора Хомяк - соучредитель и директор по развитию в Razom for Ukraine, где Козлова-Пейтс работает волонтером.
Вот, например, в 2018-м году Козлова-Пейтс упомянута как «неутомимый волонтер» Razom for Ukraine на показе фильма «Невидимий Батальйон» организованного в посольстве Украины в Вашингтоне (На фотографии не присутствует, но упомянута в благодарственной части):
Кроме того, Razom поддерживает просветительский проект Козловой-Пейтс «ZnaU» о многострадальной истории Украины.
Грань того, что Козлова-Пейтс узнала про друзей из университета, но не спросила и не услышала знакомое ей имя, в том числе и в процессе обсуждения персонажа, настолько тонка, что сложно поверить в то, что она действительно не столкнулась с этим именем. Всё это значит, что сверх удачный выход Козловой-Пейтс на финальную стадию написания сценария, как и цепляющий твит Пейтса, мог быть не случайным – Козлова-Пейтс вышла на Мазина через Дору Хомяк, а связь скрывалась. Это значит, что в этом случае была цель и по факту мы видим, что она достигнута. В любом случае, даже если семья Пейтсов закинула удочку Крейгу независимо, не отменяет того факта, что известные из этого расследования консультанты имели возможность продвигать свои политические взгляды, что не встречало бы сопротивления со стороны Крейга и двигало сценарий в удобном законам жанра направлении. Знакомы они были или нет, это по сути лишь вопрос кооперации, поскольку сложно представить себе более негативную линию по отношению к СССР.
ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ЛАЙК
Узнать, когда познакомились наши главные героини и знакомы ли лично вообще, было бы не просто, если бы не опрометчивый лайк Козловой-Пейтс на странице Хомяк под её семейной фотографией.
Установить дату лайка в Facebook невозможно непосредственно, но их показывают в хронологическом порядке. Сопоставив комментарии друзей под фотографией, которые уже идут с датами и их лайки, была определена дата - 7 августа 2017 года, в тот же день что и публикация.
Это было за 22 дня до того, как Джейсон Пейтс закинул удочку и доказывает связь между Дорой Хомяк и Козловой-Пейтс, которую они не афишировали перед сценаристом. Только это событие помогает нам верить, что Мазина просто обрабатывали, и он ничего не знал о том, что уже вовлечен во что-то большее. К сожалению, узнать, как познакомились две наши героини, уже не представляется возможным. Можно лишь предполагать, что именно Хомяк понадобилась помощь, потому что она родилась уже в США, и не смотря на то, что воспитывалась в интеллигентной семье с львовскими корнями, с бытом советских граждан была не знакома, ровно также как и вся её родня, бежавшая из Львовской области в 1944 году. Мазину отчаянно требовалась помощь в бытовых деталях, и он получил её как по волшебству от Козловой-Пейтс, жившей на Украине до 1997 года. Тщательность передачи этих деталей в итоге повлияла на восприятие правдивости в целом и политической части сценария в частности. Крейг Мазин часто упоминает в интервью про цену лжи правительств, которые что-то скрывают от народа, жаль, что свою глубокую мысль он в итоге донес за счет СССР, приемами, не на много отличающимся от того, против чего он выступает. Реальная история редко имеет черные и белые стороны, всё обычно серое, но без злодея сложно снять зрелищный экшен, а политическая линия и законы жанры его требовали.
© Алексеев Святослав.
|