божье бешенство
Гость
|
В православном богослужении[править | править вики-текст] Псалом 50 является самым употребляемым псалмом: он входит в состав рекомендуемых утренних молитв, присоединяется к наиболее часто читаемым канонам (к Причащению, к Богородице, к Ангелу-хранителю и проч), является частью чина общей исповеди. Псалом 50 является одним из трёх псалмов Третьего часа, читается на утрени после Евангелия (в приходской практике обычно из него поётся только первый стих). На литургии псалом 50 читается диаконом тайно во время каждения перед великим входом, а последние стихи (Пс. 50:20-21) — священником после великого входа.
Помимо общего покаянного смысла псалма церковное сознание увидело в 12-13 стихах псалма («Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене») предвидение Давидом события Пятидесятницы — сошествия Святого Духа. В связи с этим данные стихи вошли в евхаристический канон литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, а именно в эпиклезис — молитву призывания Святого Духа на молящихся и предложенные Дары.
В католическом богослужении (Miserere)[править | править вики-текст] В католическом богослужении латинского обряда первые стихи псалма 50 (Пс. 50:1-4) читаются или поются во время воскресной литургии в ходе начальных обрядов мессы. Часто они совмещаются с окроплением прихожан освящённой водой. 50 псалом также часто используется в качестве респонсориального псалма Литургии слова (читается или поётся между первым и вторым библейским чтением). Отдельные стихи псалма используются в качестве антифонов во время богослужения Пепельной среды. В Литургии часов псалом входит в состав утрени, где читается каждую пятницу. Псалом часто используется в личной молитвенной практике, особенно в период Великого поста.
Псалом 50 в музыке[править | править вики-текст] Музыкальные обработки Miserere — полного текста, либо отдельных стихов — были широко распространены в полифонической музыке эпохи Возрождения и барокко, например, мотеты Жоскена Депре, О. Лассо, Дж.П. Палестрины, Дж. Габриели, У. Бёрда, (итальянский фобурдон) К. Джезуальдо, Ф. Дентиче, М.А. Шарпантье (H 173), сочинения Ж.-Б. Люлли, Н. Йомелли, Я.Д. Зеленки, С. де Броссара и мн. др. Изредка встречаются в современной музыке (А. Пярт).
Распев Miserere в технике alternatim[править | править вики-текст] У католиков членение псалма на стихи в дореформенном богослужении отличалось от нынешнего[3]. Так, первый (третий по современной нумерации) стих псалма (Miserere... iniquitates meas) ввиду его особой протяжённости при распеве разбивался на два: 1. Miserere mei, Deus... tuam. 2. Et secundum multitudinem... dele iniquitatem meam (таким образом, мелодия-модель псалмового тона дважды повторялась). Некоторые композиторы эпохи Возрождения и барокко, сочинявшие полифонические обработки (чётных или нечётных) стихов Miserere в технике alternatim (Джезуальдо, Шарпантье и др.), следовали именно этой традиции формального членения псалма.
Miserere Аллегри[править | править вики-текст] Одно из самых известных музыкальных воплощений текста — Miserere Грегорио Аллегри XVII века. Эта композиция исполнялась папскими певцами-кастратами в определённые дни в Сикстинской капелле, причём ноты сохранялись в тайне. Согласно известной легенде четырнадцатилетний Моцарт, услышав «Miserere» 11 апреля 1770 года, следующей ночью по памяти записал ноты и, тем самым, тщательно хранившийся секрет стал общим достоянием.
Услышать исполнение кастратами Miserere стало со временем одним из обязательных мероприятий для туристов, посещавших Рим. Интересные заметки об этом можно найти у Диккенса в «Картинах Италии», хотя антикатолически настроенный автор увидел в этом событии только смешное и нелепое [4]. |