Образ Арендатора на самом деле гораздо глубже, чем принято считать.
Этот древний маг в книге Карлоса Кастанеды сочетает в себе противоположные черты, однако это цельный и живой образ, способный вызывать интерес читателей. Рассмотрим по порядку существенные стороны этого образа:
1) Беглец, отверженный
Впервые Арендатор является нагвалю Себастьяну, и сообщает, что смертельно нуждается в его энергии. Перед нами фигура Арендатора испытывающего острую нужду. Он находится в очень тяжелом состоянии. Первое впечатление важно с психологической точки зрения, Арендатор показан как погибающий человек. Он древний маг, и отвергнут самим временем, привычный ему образ жизни изменился, он отвергнут новой эпохой и вынужден обращаться за помощью к нагвалю, который сам укрывается в церкви.
С другой стороны, Арендатор извергнут из мира неорганических существ. Он беглец. Сам мир неорганических существ может служить образом бессознательного, так как он явно запределен для сознательного ума, Арендатор же попадает туда целиком. Известно, что в сновидениях фигуры отвергнутых обществом людей (уголовные типы, чужеземцы) часто являются образами так называемой Тени, бессознательной части психики. Символичны фразы Арендатора на древнем языке, непонятном современному человеку. Он тот, кто перестал быть понятным окружающим, выпал из своего окружения. Обобщая можно сказать, что Арендатор представляет из себя образ отвергнутого прошлого. Так происходит, когда психологическая установка, которая была полностью отвергнута сознанием, становится полностью бессознательной.
Однако Арендатор возвращается из мира неорганических существ, а значит перед нами возрождение отвергнутой ранее психологической установки. Как известно, ни одна психологическая установка не может быть бесконечно долго отвергаемой. Именно по этой причине фигура Арендатора необходима психологически. Объясню подробнее. Дон Хуан несет в себе образ совершенного война новой традиции. Следуя путем дона Хуана Карлос, как и любой практикующий магию по Кастанеде, создает определенную сознательную идентичность (воин, новый видящий). Так как практика этого пути требует большой сознательной концентрации, то в области бессознательного также формируется сильная установка, противоположная сознательной. Арендатор в целом является образом этой отвергаемой части личности. Другими словами, Арендатор - это тень дона Хуана. Но так как практикующий принимает принципы война в своей сознательной жизни, то Арендатор - это тень любого из воинов новой традиции.
2) Совмещение мужского и женского начал.
Арендатор способен быть как мужчиной так и женщиной. Это очень важный психологический момент. Арендатор объединяет в себе противоположности, психологически он также является Самостью (полной личностью), которая часто изображается через образ гермафродита. В сказках и сновидениях нередко встречается такая амбивалентная фигура, о которой много пишет Юнг.
Здесь также интересно отметить, что Арендатор связан именно с четвертыми вратами сновидения. Число четыре в аналитической психологии имеет значение целостности, Самости. И хотя Дон Хуан тоже является образом Самости, как человек знания он содержит полноту образа совершенного война, однако дон Хуан не содержит многих других аспектов магического знания, которые в совершенстве объединяются в образе Арендатора. Перед нами классическая пара двух магов противоположной направленности.
3) Вечная жизнь в физическом теле.
Интересно провести параллель с фильмом Звездные войны. Там мы имеем аналогичную пару: с одной стороны есть Йода - магистр, который владеет светлой стороной силы, с другой стороны Император, который, как и Арнедатор, скрывается под чужим образом - под образом Сенатора Палпатина. Он в совершеннстве владеет темной стороной силы. Аналогия продолжается в тот момент, когда Сенатор Палпатин сообщает Анакину, что знание темной стороны силы позволяет противостоять смерти и продлевать физическую жизнь. Арендатор также научился продлевать жизнь в физическом теле, и этого знания конечно нет у дона Хуана и новых видящих. Здесь нужно заметить, что в фольклоре дьявол часто предлагает вечную жизнь на земле в обмен на душу человека. Таким образом, Арендатор несет в себе черты темной архетипической фигуры вроде Кощея Бессмертного. В самом деле, он один из древних магов, о которых дон Хуан говорит как об ужасных людях.
Интересно заметить, что магические пассы приписывают именно Арендатору, а ведь пассы - это телесная практика. Таким образом, Арендатор вновь оказывается связанным с физическим телом. Если дон Хуан сгорает в огне изнутри, и теряет физическое бытие, то Арендатор сохраняет собственное физическое тело. Дон Хуан трансформируется в новое существо, Арендатор же удерживает земной образ.
4) В середине жизни
Карлос Кастанеда встречает Арендатора в среднем возрасте. С психологической точки зрения это особый период. В это время у любого человека происходят серьезные психологические перемены. Юнг говорит о сближении с душой в середине жизни, ее голос становится отчетливо слышным. Я могу подтвердить это наблюдение собственным опытом. С наступлением зрелости, около 30-35 лет, внутренние процессы выдвинулись на поверхность, и как бы даже навязываются сознанию. В настоящее время я могу практически в любой момент вести диалог со своим бессознательным.
Психолог Мюррей Стайн в своей книге говорит о том, что в середине жизни бессознательное проявляется «в виде жутких символических событий или фигур, синхронии, сновидений и интуитивных знаний». Этой цитатой я хочу предупредить практикующих о тому, что в середине жизни (30 - 40 лет) возможны такие вещи как галлюцинации, слуховые (голоса в голове) и разные видения, даже без применения каких-либо средств и практик, просто сам средний возраст требует переосмысления жизни, отвергнутые части психики могут ожить непривычным для человека образом.
Практикующие магию по Кастанеде вполне могут столкнуться с появлением «Арендатора» в своей жизни (в виде галлюцинаций), так как этот образ имеет архетипическую природу он незримо присутствует в бессознательном каждого человека. Замечу также, что если дон Хуан и новые видящие, сгорев в огне изнутри, не возвращались даже к своим ученикам, то Арендатор, судя ко книге, охотно делился знаниями, продолжая пребывать в мире людей. Этот момент бессознательно подготавливает человека к возможности самому встретится с Арендатором. Замечу, что коллективное бессознательное изучающих Кастанеду знает аспекты любого образа много лучше чем любой из психологов, поэтому оно способно удивить человека тонкой игрой. Я говорю о способности бессознательного отыгрывать сюжеты. Эта способность может привести к трагическим последствиям, так как если практикующий вступит в диалог, скажем, с архетипическим образом того же Арендатора, то он может серьезно навредить себе и окружающим. К примеру, вы начнете верить, что ваш коллега по работе замаскированный Арендатор.
Мое мнение таково, что встреча Карлоса Кастанеды с Арендатором в середине жизни имела психологический смысл. Прежде всего, для серьезной (окончательной) встречи Карлоса с Арендатором выбран храм. Как известно, в детстве Карлос был воспитан в католическом духе, однако затем он оставил путь христианской веры. Таким образом храм для самого Кастанеды место символизирующее его прежнюю идентичность католика. При встрече с Арендатором Кастанеда даже стоит на коленях перед распятием, а сам Арендатор начинает говорить знакомым для Кастанеды голосом, напоминая ему о прошлом. Психологически это может означать, что Карлос переживает бредовый голос своего воспоминания. Арендатор, как бессознательная личность самого Карлоса знает как звучал голос кормилицы в прошлом. Также не случайно, вопреки договоренности, оживает голос Эмиссара, который настаивает на встрече с Арендатором. В бессознательном Карлоса созрела альтернативная личность или установка, которая требует к себе внимания всеми способами. Исходя изнутри она становится неотвратимой для Карлоса.
Стивен Кинг в романе «Бессоница» использует совершенно аналогичный сюжет. Там Кровавый король обращается к главному герою голосом его матери, причем сам Кровавый король приобретает женские черты (царица рыба), как и Арендатор, Кровавый Король Кинга меняет пол (мужской - женский). Сама повторяемость сюжета указывает на его общие психологические корни.
По словам Карлоса женщина-Арендатор имела совершенно особенные глаза, которые притягивали к себе. Из психологии известно, что женская фигура в бессознательном мужчины - Анима, наделена особым притяжением. Дело в том, что Анима является фигурой, дополняющей мужское сознание, она часто также связана с подавленной психологической функцией, которая больше всего способна поддержать сознательную функцию. Проще говоря, Анима часто выглядит как идеальный партнер, дуал (соционика). Не случайно Карлос чувствовал себя очень комфортно с этой женщиной в церкви.
Процетирую стихотворение Поля Верлена «Привычное сновидение»: «Я часто вижу странный, глубоко трогающий меня сон - сон о незнакомке, которую я люблю и которая меня любит; она никогда не бывает совершенно такою же, как прежде, но никогда и не меняется вполне; и она любит и понимает меня». Женщина в храме, забирает Карлоса в свое сновидение совершенно незаметно для него, что также указывает на их общность.
Энергетическая оболочка Арендатора имеет форму спиралевидной раковины. Спираль указывает на движение к центру, служит образом направленности человека к собственному центру. Такое изменение происходит как раз в середине жизни, когда психический центр личности (Самость) начинает все сильнее увлекать человека к подлинному ядру личности.
Согласно теории Юнга, человек вначале встречается с личным бессознательным (Тень - всегда того же пола, что и сновидящий), и только затем человек обнаруживает Аниму или Анимус (образ партнера, противоположного пола), который находится глубже и связан скорее с коллективными бессознательным. Замечу, что нагвали линии дона Хуана, которые встречались с Арендатором в основном были мужчинами, и все они, согласно книге, вначале встречали Арендатора - мужчину, а затем Арендатора - женщину. Также известно, образ Анимы как бы принадлежит вечности (ощущается как что-то существующее вне времени), что также согласуется с описанием Карлоса. Арендатор-женщина в храме, по ощущениям Карлоса, была ближе к вечности (древний маг прожил несколько тысяч лет). Здесь можно также вспомнить удивительную женщину Анастасию Владимира Мегре.
5) Дары Арендатора
Как образ бессознательной и полной личности, Арендатор, конечно, обладает тайным знанием, которым способен делиться. Психологически это означает, что для развития человеку необходимо сотрудничать со своим бессознательным, хотя это и ведет в противоположном направлении и чревато непредсказуемыми результатами. Сотрудничество магов линии дона Хуана с Арендатором носит именно такой характер, с одной стороны он, как древний маг, чужд им, с другой стороны они нуждаются в его дарах и покровительстве. Жертва свободной энергией имеет смысл сотрудничества с бессознательным. Проще говоря нагваль новой традиции должен принести жертву, тоесть уделить внимание своему бессознательному антиподу, Арендатору.
В заключении хочу сказать, что интерпретируя образ Арендатора как бессознательную личность самого Карлоса я ничуть не умаляю его значимости, так как архетипические образы обладают реальностью не уступающей реальности жизни, непостижимой глубиной и способны сочетать в себе самые немыслимые черты, а также вызывать коллективные галлюцинации. По этой причине образ Арендатора имеет вечную значимость и будет возникать в личном опыте практикующих.
http://www.castanedadzr.ru/forum/viewtopic.php?t=8882