Постнагуализм
10 января 2025, 00:40:31 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

      Логин             Пароль
 
   Начало   Помощь Правила Поиск Войти Регистрация Чат  
Страниц: [1] 2 3  Все
  Печать  
Автор Тема: Ликбез о вопросах сознания.  (Прочитано 4183 раз)
0 Пользователей и 8 Гостей смотрят эту тему.
Иван Иванович
Гость


Email
« : 28 марта 2021, 13:34:56 »

Антти Ревонсуо (Antti Revonsuo, 1963) — финский психолог, нейроучёный, философ сознания.

Занимается изучением сознания с начала последнего десятилетия XX столетия. Получил широкую международную известность в научных кругах благодаря двум своим теориям: теории моделирования опасности (Threat Simulation Theory) и эволюционно-психологической теории сновидений (Evolutionary—Psychological Theory of Dreaming).

В настоящее время Антти Ревонсуо работает профессором когнитивной нейробиологии Университета Шёвде (Швеция) и профессором психологии Университета Турку (Финляндия), а также директором группы исследования сознания в Центре когнитивной нейронауки при Университете г. Турку.

Антти Ревонсуо является одним из немногочисленных философов, которые руководят собственными научно-исследовательскими лабораториями. Финансирование проектов по нейрофилософии, реализуемых под его руководством в Центре когнитивной нейронауки при Университете г. Турку, осуществляет Академия Финляндии.

По мнению Ревонсуо, сновидения отнюдь не являются случайным побочным продуктом эволюции, не выполняющим никакой природной функции, как считалось ранее. Поскольку одним из распространённых типов сновидений являются ночные кошмары, их первоначальной функцией могло быть воспроизведение и моделирование опасных ситуаций реальности, дававшее дополнительный опыт и, соответственно, репродуктивное преимущество.
Записан
Иван Иванович
Гость


Email
« Ответ #1 : 28 марта 2021, 13:36:03 »

https://docviewer.yandex.ru/view/7707267/?page=1&*=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%3D&lang=ru

Записан
Иван Иванович
Гость


Email
« Ответ #2 : 28 марта 2021, 13:59:07 »

К прочтению и обсуждению предлагается книга

Антти Ревонсуо
Психология сознания
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=4234465
Антти Ревонсуо. Психология сознания: Питер; Санкт-Петербург; 2013
ISBN 978-5-459-01116-6
Оригинал: AnttiRevonsuo, “Consciousness The science of subjectivity”
Перевод:
А. Стативка
З. С. Замчук

   Настоятельно рекомендую прочесть этот "манускрипт" Пипе, чтобы она устранила многие пробелы в своем обширном образовании. Книга является путеводителем среди "огромного леса" теорий о сознании от Декарта до Чалмерса.
  Всего, каких-то, 300 страниц и вы узнаете все основные теории о величайшей загадке человечества. Ваши обрывочные знания,  будут систематизированы и вы навсегда получите ясность и опору в своих суждениях и спорах.

  Прошу администрацию взять тему под контроль и следить за порядком, чтобы бисер свиньи не втоптали в грязь, как уже неоднократно бывало.

Содержание

Предисловие к русскому изданию
Сознание и его место в научном взгляде на мир
Содержание данной книги
Несколько предостерегающих слов о подходе к сознанию,
принятом в этой книге
Наиважнейшее различие: дуализм и монизм
Определение дуализма
Определение монизма
Дуалистические теории сознания
Интеракционизм
Картезианский дуализм: разновидность
интеракционизма
Эпифеноменализм
Монистические теории сознания
Материализм (или физикализм): определение
Элиминативный материализм
Редуктивный материализм
Микрофизикализм: крайний редукционизм
Эмерджентный материализм[2]
Монистический материализм. Выводы
Идеализм
Нейтральный монизм
Функционализм
Почему останется проблема «душа-тело»?
«Объяснительный разрыв» и «трудная проблема
сознания»
Субъективное
Каково быть летучей мышью?
Наука будущего и сознание
Философские проблемы и сознание
Вопросы для обсуждения
XIX век: от философии к экспериментальной науке о
Френология
Психофизика
Интроспекционизм: первая научная психология сознания
Вильгельм Вундт и рождение психологической
науки
Титченер и структурализм: атомы сознания
Уильям Джеймс и поток сознания
Крах интроспекционизма как науки о сознании
Гештальт-психология: сознание целостно, а не
атомарно
Бихевиоризм: как сознание оказалось под запретом
в научной психологии
Фрейдовская критика сознания
От когнитивной науки к науке о сознании
Когнитивная наука: наука о психике, но лишенная
сознания
Феникс восстает из пепла: появление современной
науки о сознании
Выводы
Вопросы для обсуждения
Введение
Как описывать субъективную реальность сознания?
Феноменальное сознание: фундаментальная форма
субъективности
Квалиа
Состояние «быть в сознании» и специфическое
содержание сознания
Внутренняя структура феноменального сознания:
центр и периферия
Внимание и сознание
Рефлексивное сознание
Интроспекция
Интроспективные отчеты как научная информация:
можно ли доверять им?
Самосознание
Понятия, описывающие отсутствие сознания
Временно находящееся без сознания
Бессознательное
Зомби
Альтернативные определения понятия «сознание» и их
использование
Определение сознания как способности реагировать
на стимуляцию
Определение сознания как способности
представлять информацию из внешнего мира
Определение сознания как бодрствования
Определение сознания как доступа к выходным
системам, к контролю над поведением или над
поведенческим взаимодействием с миром
Сознание и осознание
Выводы
Вопросы для обсуждения
Часть вторая
I. Нейропсихология сознания
Введение: основные области науки о сознании
Глава 4
Введение: целостность зрительного сознания
Церебральная ахроматопсия: цвет исчезает без
следа
Зрительная агнозия: отсутствие связных зрительных
объектов
Семантическая деменция: отсутствие смысла
объектов
Симультанагнозия: отсутствие феноменального
фона
Игнорирование: отсутствие феноменального
пространства
Акинетопсия: отсутствие движения
Выводы
Вопросы для обсуждения
Глава 5
Введение: что такое нейропсихологическая
диссоциация?
Диссоциации и сознание
Теории диссоциаций между осознаваемым и
неосознаваемым
Выводы
Вопросы для обсуждения
Глава 6
Введение
Амнезия
Расщепленный мозг
Анозогнозия
Соматопарафрения (асоматогнозия)
Когнитивная нейропсихиатрия и расстройство
систем убеждений
Выводы
Вопросы для обсуждения
II. Нейрональные корреляты сознания (НКС)
Введение: что такое «нейрональные корреляты
сознания» (НКС)?
Глава 7
Введение: как разработать эксперимент по
исследованию НКС
Методы функциональной томографии мозга: фМРТ
и ПЭТ
Электромагнитное исследование мозга с помощью
ЭЭГ и МЭГ
Выводы
Вопросы для обсуждения
Глава 8
Введение: сознание как состояние
Анестезия
Эпилептические припадки и глубокий сон
Синдром «запертого человека» (синдром изоляции)
Вегетативное состояние и другие глобальные
расстройства сознания
Инвертированные зомби
Выводы
Вопросы для обсуждения
Глава 9
Введение: зрительная информация и зрительное
осознание
Исследование бинокулярной конкуренции
Зрительные галлюцинации
ЭЭГ и МЭГ исследования зрительного осознания
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)
Выводы
Вопросы для обсуждения
III. Теории сознания
Введение: что такое теория сознания?
Глава 10
Обзор текущих философских теорий сознания
Выводы
Вопросы для обсуждения
Глава 11
Обзор современных эмпирических теорий сознания
Анализ: основные разногласия теорий сознания
Выводы
Вопросы для обсуждения
IV. Измененные состояния сознания
Глава 12
Введение
Что такое «измененное состояние сознания»
Выводы
Вопросы для обсуждения
Глава 13
Введение: краткая история исследований
сновидений и сознания
Гипнагогические и гипнопомпические
галлюцинации
Сонный паралич
Ментальность во время сна и сновидения
Содержание сновидений
Почему мы видим сны?
Люцидные сновидения
Страшные и кошмарные сны
Ночные кошмары
Лунатизм
Нарушения поведения в фазе «быстрого сна» и
снохождение
Выводы
Вопросы для обсуждения
Глава 14
Введение
Краткая история гипноза
Гипнотическая индукция
Гипнотическая внушаемость
Является ли гипноз ИСС?
Что происходит с сознанием под гипнозом?
Выводы
Вопросы для обсуждения
Глава 15
Введение
Медитация
Оптимальное переживание и состояние «потока»
Эйфория бегуна
Внетелесное переживание (ВТП)
Околосмертное переживание (ОСП)
Мистическое переживание
Выводы
Вопросы для обсуждения
Эпилог
Перспективы науки о субъективном переживании
Философские размышления
Наименее вероятные мировоззрения
(Немного) более правдоподобные теории
Сознание как внутреннее присутствие
Будущее науки о сознании
Заключительное слово: итак, мы знаем, что наше сознание
существует, и что нам с ним делать?
Глоссарий
Список основной литературы
Список рекомендуемой литературы
Эпилог

Записан
профессор Лебединский
Гость


Email
« Ответ #3 : 28 марта 2021, 14:50:51 »

Иван Иванович, каковы Ваши наработки в практическом применении знаний, почерпнутых Вами из этой книги?  Спасибо.
Записан
Иван Иванович
Гость


Email
« Ответ #4 : 28 марта 2021, 15:13:01 »

Иван Иванович, каковы Ваши наработки в практическом применении знаний, почерпнутых Вами из этой книги?  Спасибо.

  Спасибо за вопрос.
   В практическом плане эта книга систематизирует всё прочитанное мною ранее о сознании. Книга экономит уйму времени давая базовые знания об основных направлениях философских и когнитивистских подходов к решению проблемы сознания, являющейся самой трудной и самой важной из того, с чем когда-либо сталкивалось человечество. Проще сказать, она избавляет от избыточных поисков, того, что уже обдумано раньше учёными и философами.
  Книги Кастанеды, по сути, также являются попыткой решения вопроса о сознании, и наверное, самой оригинальной из всех известных мне.
Записан
Иван Иванович
Гость


Email
« Ответ #5 : 28 марта 2021, 18:44:11 »

Заключительное слово:

 итак, мы знаем, что наше
сознание существует, и что нам с ним делать?
Кроме теоретических проблем, связанных с природой и объяснением сознания, перед
нами стоит важный практический вопрос: что нам делать со своим сознанием? Какие
состояния сознания являются ценными, желательными и осмысленными? Эти вопросы
уже поднимали некоторые исследователи сознания: Метцингер (2009) говорит об «этике
сознания», а Фланаган (2007) о «действительно трудной проблеме», связанной со смыслом
нашего существования в материальном мире.
В вопросе о том, какая жизнь достойна человека, наука о сознании могла бы
объединить усилия с другой новой областью исследований, получившей название науки
о субъективном благополучии (subjective well-being) (Kid & Larsen, 2008). Субъективное
благополучие связано с позитивным качеством феноменального сознания и самосознания.
Переживая состояние субъективного благополучия, мы чувствуем себя хорошо и позитивно
оцениваем свою жизнь. Общие пункты в этих двух областях – науке о субъективном
переживании и науке о субъективном благополучии – уже существуют. Это ярче всего
проявляется в исследованиях медитации, состояния «потока» и высоких состояний
сознания.
Мы не знаем, каковы метафизические основания нашего существования, – и не знаем,
удастся ли нам когда-нибудь об этом узнать. Но в любом случае нам стоит стремиться к
радостному, увлекательному и осмысленному качеству субъективной внутренней жизни: к
счастью и субъективному ощущению благополучия.
Так, что же нам делать со своим сознанием? Достаточно радоваться тому, что мы
живем, – в смысле внутренней умственной жизни, – и жить так, как подобает живым
мыслящим существам. Кроме того, лишь мы, люди, на этой планете способны создать
Теорию разума, способны воображать или моделировать то, что испытывают другие
мыслящие субъекты в своей субъективной жизни. Возможно, нам стоит не только «жить так,
как подобает живым мыслящим существам», но и задуматься обо всех существах, способных
переживать опыт, независимо от их физической формы или биологической близости к
нашему собственному виду.
Эта задача выходит далеко за рамки науки о сознании. Несомненно, она еще важнее
вопросов, затронутых в этой книге.
Записан
Иван Иванович
Гость


Email
« Ответ #6 : 28 марта 2021, 18:51:53 »

Внетелесное переживание (ВТП)


Одно из фундаментальных философских предположений когнитивной нейронауки
состоит в том, что существование сознания зависит от активности мозга. Соответственно
осознаваемые переживания, не связанные с мозгом, происходящие за пределами мозга или
в отсутствие соответствующей активности мозга, невозможны. Если эта фундаментальная
философская гипотеза верна, то мы никогда не обнаружим убедительных эмпирических
данных, которые бы ее опровергали. Однако, на первый взгляд, кажется, что внетелесное
переживание бросает вызов этим предположениям. Феноменология ВТП предполагает,
что сознание может свободно парить вне мозга и тела. Значит ли это, что ВТП
является доказательством дуалистической теории сознания? Или когнитивная нейронаука в
состоянии объяснить, что такое ВТП, не отказываясь от материалистической философии?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим некоторые данные нейробиологии и
теорий ВТП.
ВТП – это переживание, при котором центр осознаваемого переживания человека,
точка, с которой он видит мир, находится в окружающем пространстве, вне его физического
тела. Кажется, что мыслящий, действующий и воспринимающий субъект «вышел» из
своего физического тела и может видеть его со стороны, обычно сверху (рис. 15.1). При
этом возникает яркое впечатление, что перцептивное окружение идентично фактическому
окружению – оно не такое, как во сне или во внутренних образах. Человек может
чувствовать, что его физическое тело от него отделилось, а он сам находится в каком-то
другом, призрачном теле. В старых книгах по парапсихологии это «другое» тело называли
астральным телом. Иногда у человека нет никакого ясного образа тела, он представляет себя
как некое туманное облако или просто бесформенную точку.
Рис. 15.1 Внетелесное переживание
Обычно при ВТП человек как будто плавает где-то под потолком и видит сверху свое
собственное физическое тело, лежащее на кровати.
В неврологии и психиатрии переживание, при котором человек наблюдает свое
тело со стороны, называют аутоскопией. Вот типичное описание такого переживания,
возникавшего во время приступа мигрени:

Это ощущение появляется как раз перед сильным приступом головной
боли, и никогда в другое время. Очень часто оно накатывает, когда я подаю
завтрак. Я вижу мужа и детей так же, как обычно, но они кажутся какимито другими. Я чувствую себя так, как будто стою на наклонной плоскости,
смотрю на них сверху, с высоты нескольких футов и наблюдаю за самой
собой, подающей завтрак. Как будто я нахожусь в другом измерении, откуда
смотрю на себя и на них. Я не боюсь, а только удивляюсь. Я все время помню,
что на самом деле нахожусь вместе с ними. Но при этом как будто есть два
разных «я» – и через мгновение я снова становлюсь одним целым (Lippman,
1953, p. 346, 1992, p. 160).
Однако аутоскопические галлюцинации не всегда соответствуют всем элементам
определения ВТП. Формально ВТП требует наличия трех следующих феноменальных
элементов (Blanke & Dieguez, 2009).
1. Переживание выхода из тела или ощущение, что человек находится за пределами
своего физического тела.
2. Диссоциированная точка зрения, или восприятие себя со стороны, издалека и сверху.
3. Аутоскопия, или наблюдение собственного тела сверху.
Трудно точно оценить, насколько широко распространены ВТП; в разных
исследованиях использовались разные методы и определения. По скромным оценкам,
случаи ВТП переживали, в целом, 5–10% населения (Blanke & Dieguez, 2009).
Чаще всего ВТП возникает, когда человек лежит, но не спит, а находится в состоянии
бодрствования. ВТП может возникнуть в любой момент и при любых обстоятельствах: во
время интенсивной физической и умственной деятельности, иногда в опасных для жизни
ситуациях или в рамках более сложного околосмертного переживания (см. ниже). ВТП
обычно длится недолго, всего несколько секунд или минут.
При ВТП часто возникают феномены, свойственные другим, более высоким и
мистическим состояниям сознания. У человека может возникнуть впечатление, что он видит
то, что происходит в других местах, или по собственной воле может отправиться куда
угодно. Может возникнуть ощущение свободы и контроля, напоминающее осознанные
сновидения, а также переживание трепета или восторга, напоминающее мистическое
переживание.
Обычно люди интерпретируют ВТП как доказательство того, что какая-то бестелесная
сущность – дух или душа – действительно оставляет тело во время такого переживания.
Некоторые данные подтверждают это представление, но, по большей части, это
отчеты из вторых рук, а не задокументированные эмпирические данные. Нет никаких
надежных объективных данных о том, что кто-нибудь когда-нибудь действительно
покинул свое физическое тело, а потом принес назад бесспорные доказательства своих
внетелесных путешествий. Эксперименты, когда испытуемому, переживающему ВТП,
нужно было получить какую-то информацию, которую можно получить, только если бы он
действительно «вышел из тела» (например, прочитать число, написанное на листке бумаги,
который нельзя увидеть с позиции, на которой расположен человек, переживающий ВТП),
не дали никаких убедительных результатов.
Когнитивные и нейропсихологические теории пытаются объяснить ВТП наличием
галлюцинаторных диссоциаций между зрительно-пространственной перспективой и
образом тела. Недавно были проведены исследования, которые показали, что ВТП (и другие
подобные искажения образа тела относительно зрительно-пространственной перспективы)
коррелируют с неврологической патологией. О подобных ВТП-переживаниях сообщали
пациенты с неврологическими повреждениями в определенных областях коры мозга, и
особенно в таламокортикальных связях. Другие данные также показывают, что эта область
коры мозга очень важна для ВТП. Люди с повреждениями мозга или с нарушениями
электрической активности (из-за приступа мигрени или эпилептического припадка) в этой
области сообщали о ВТП. Если эту область коры мозга непосредственно стимулировать
слабым электрическим током в ходе контролируемого эксперимента, можно вызвать
переживание ВТП.
Таким образом, одно совершенно естественное нейробиологическое объяснение ВТП,
которое подтверждают все данные, состоит в том, что временная неспособность связать
воедино образ тела и зрительно-пространственную модель мира, связана с нарушениями
функций височно-теменной коры. Что интересно, физические иллюзии, похожие на ВТП,
недавно удалось вызвать у здоровых участников лабораторного исследования, просто
давая им необычную и противоречивую информацию о положении их собственного тела
(Metzinger, 2009). Такие переживания получили название виртуального ВТП (ВВТП). В ходе
эксперимента испытуемый стоял перед видеокамерой, а у него на голове был закреплен
дисплей, демонстрировавший в реальном времени трехмерный образ того же самого
пространства, но с позиции видеокамеры, перед которой стоял испытуемый.
Таким образом, испытуемый видел перед собой собственную спину, как будто
стоял перед самим собой! Затем к этому сценарию добавлялась тактильная стимуляция:
экспериментатор притрагивался палкой к спине испытуемого, и тот видел, как палка
прикасается к виртуальному телу, которое он наблюдал перед собой, совершенно синхронно
с тем, как экспериментатор касался его спины. При этом испытуемому часто казалось, что
виртуальная фигура, которую он видел на экране видеокамеры, – это его собственное тело.
В результате центр его переживающего «я» внезапно перемещается в виртуальное тело! При
этом он идентифицировал себя с образом собственного тела, которое видел перед собой,
но чувствовал, что находится «внутри» этого тела. В этом случае ВТП – это чувство, что
человек наблюдает свое тело сзади: что наблюдатель находится за его спиной!
С позиции «теории модели селф» Метцингера (2009) ВТП – это состояние сознания,
при котором две модели селф активны в одно и то же время в рамках виртуальной реальности
испытуемого. При этом одна из них находится там, где расположен центр переживания, как
воспринимает это испытуемый, и она позволяет ему видеть мир «своими глазами»; а другую
модель селф испытуемый видит со стороны. Он узнает ее как «мое собственное тело», но
не как селф субъекта, испытывающего переживания.
Две эти модели себя можно назвать «телесным селф» и «наблюдающим селф».
Обычно они полностью накладываются друг на друга. «Телесное селф» составляет
пространственное переживание меня самого, находящегося в моем собственном теле.
Телесное селф утверждает, что я – внутри тела, что я заполняю пространство тела или
идентичен ощущениям тела. «Наблюдающее селф» больше похоже на объектив кинокамеры,
который является центральной точкой зрительно-пространственного мира, который я вижу
вокруг. При ВТП и ВВТП две эти (фрагментарные) модели «селф» начинают, возможно
вынужденно, жить своей жизнью, отдельно друг от друга. И – о чудо! – мы чувствуем, что
вышли из тела. Но на самом деле ничто не «выходит» из нашего физического тела – все это
происходит в виртуальной реальности сознания в мозге, которое теперь разделилось на две
разные модели селф. «Бестелесный» дух или душа не выходят из материального тела, скорее
в мозге нейроэлектрические паттерны чисто феноменальной информации отделяются друг
от друга:
«Телесное селф» феноменально представлено как занимающее объем
в пространстве, а «наблюдающее селф» – как центральная точка, а именно
как центр проекции нашей зрительно-пространственной перспективы,
геометрическое начало нашей зрительной модели мира. Обычно эта
точка отсчета (расположенная позади глаз, как будто из них выглядывает
маленький человечек, как из окна) находится внутри некоего ограниченного
пространства, определенного самим чувствующим «телесным селф». Все
же, как показывает описанный выше эксперимент, образ «телесногно
селф» может быть отделен от тела, и фундаментальное ощущение
собственной личности может находиться там же, где локализуется
зрительная репрезентация тела (Metzinger, 2009, pp. 100–101).
Когда дело доходит до ВТП, вопрос дуализма можно считать закрытым, потому
что когнитивная нейронаука, вместе с монистическими теориями сознания, в состоянии
предоставить удовлетворительные доказательства в этой связи. ВТП, похоже, не
представляет особой проблемы для материалистических гипотез когнитивной нейронауки
– о том, что сознание не может существовать отдельно от мозга. ВТП – свидетельство
искажений феноменальной картины мира и феноменального образа тела, которые остаются
в мозге, хотя у наивного наблюдателя возникает яркая иллюзия, будто нечто покидает его
физическое тело. Если не появится новых и более достоверных данных, ВТП не создаст
никаких проблем для науки. Что интересно, такие данные, возможно, уже есть, и связаны
они со следующим феноменом сознания, которое мы сейчас рассмотрим.
Записан
Fritz 6
Гость
« Ответ #7 : 28 марта 2021, 19:51:42 »

Мы не знаем, каковы метафизические основания нашего существования, – и не знаем,
удастся ли нам когда-нибудь об этом узнать. Но в любом случае нам стоит стремиться к
радостному, увлекательному и осмысленному качеству субъективной внутренней жизни: к
счастью и субъективному ощущению благополучия.
Сказано честно и без фанатичной веры в рационализм. Такие учёные достойны уважения и внимания.
Записан
Иван Иванович
Гость


Email
« Ответ #8 : 28 марта 2021, 19:56:54 »

Сказано честно и без фанатичной веры в рационализм. Такие учёные достойны уважения и внимания.
Иногда учёным приходится скрывать некоторые свои взгляды или убеждения.
 С волками жить по волчьи выть. Могут зарубить финансирование исследований или даже лабораторию прикрыть.
Записан
Fritz 6
Гость
« Ответ #9 : 28 марта 2021, 20:05:56 »

Сказано честно и без фанатичной веры в рационализм. Такие учёные достойны уважения и внимания.
Иногда учёным приходится скрывать некоторые свои взгляды или убеждения.
 С волками жить по волчьи выть. Могут зарубить финансирование исследований или даже лабораторию прикрыть.

Вы хотите сказать, что для получения грантов надо впаривать денежным мешкам, что наука всесильна и вот-вот найдёт смысл жизни, пилюлю бессмертия и сыворотку сверхспособностей?

 Бедная Пипа, значит она тоже вынуждена подобными методами добывать средства для содержания форума и обслуживающего персонала...
Записан
Иван Иванович
Гость


Email
« Ответ #10 : 28 марта 2021, 20:16:26 »

Вы хотите сказать, что для получения грантов надо впаривать денежным мешкам, что наука всесильна и вот-вот найдёт смысл жизни, пилюлю бессмертия и сыворотку сверхспособностей?
Не совсем так, например вы не найдёте ссылок на новую парадигму открытую доктором антропологии Карлосом Кастанедой, среди научных публикаций некоторых известных учёных, хотя их заимствования более чем очевидны. Например радикальный конструктивизм фон Глазерсфельда, который сформировался в начале 70-х годов прошлого столетия.
Записан
Иван Иванович
Гость


Email
« Ответ #11 : 28 марта 2021, 20:22:04 »

Внимание и сознание

Понятие «внимание» чрезвычайно популярно в когнитивной психологии и в
нейробиологии. Разным формам внимания и его когнитивному и нейронному механизмам
посвящено много исследований. С другой стороны, когнитивисты традиционно вообще
не использовали понятия «сознание» (или его синоним «осознание»), возможно, изза давнишних запретов бихевиоризма, компьютерной метафоры и функционализма
(философии, на которой базировалась когнитивная психология), не признававших
субъективный опыт. В результате понятие «внимание» иногда полностью заменяло понятие
«сознание», и основанием для этого было предположение, что сознание ничем не отличается
от внимания. А если это так, то тогда не нужно и само понятие «сознание», и новая
область науки, изучающая его, поскольку уже существует устойчивая когнитивная традиция,
изучающая внимание.
Следовательно, мы должны четко показать, чем «внимание» и «сознание» отличаются
друг от друга и почему изучение внимания автоматически не означает изучения
сознания (Koivisto, Kainulainen & Revonsuo, 2009). Термином «внимание» обозначается
выбор какой-то информации для дальнейшей более детальной обработки. Внимание
усиливает одни сигналы и отфильтровывает другие. В отличие от него термином
«сознание» обозначается субъективный опыт. Выбор внимания и сознательный опыт
часто коррелируют: содержание, отобранное «прожектором внимания», как правило,
соответствует самым четким субъективным переживаниям в центре сознания, а объекты
дальнейшей обработки образуют рефлексивное сознание (подробнее о рефлексивном
сознании далее).
Однако внимание и сознание могут быть и не связаны друг с другом. Усиление
или фильтрация информации, происходящие благодаря вниманию, могут иметь место на
таких уровнях обработки сенсорной информации, которые находятся за пределами сознания
или ниже него. Иными словами, внимание может функционировать на бессознательных
уровнях обработки информации в мозге. Например, эмоционально значимое слово или
эмоционально значимый образ могут привлечь внимание и вызвать более сильную реакцию
в мозге, даже если они предъявлены настолько быстро, что их вообще невозможно
осознанно рассмотреть.
С другой стороны, субъективные переживания могут иметь место за пределами центра
внимания. В зрительном восприятии «центральный прожектор» селективного внимания
работает на всем поле зрения субъективных опытов. Когда вы ищете в большой толпе
знакомое лицо, «прожектор внимания» последовательно перемещается с одного лица
на другое, тогда как весь феноменальный фон, представленный толпой, за пределами
А. Ревонсуо. «Психология сознания»
96
центра селективного внимания образован менее четким феноменальным содержанием –
нераспознаваемой массой лиц и людей.
Разделение феноменального сознания на центр (отличается наличием селективного
внимания) и периферию (все, что находится за пределами центра и отличается отсутствием
селективного внимания) позволяет предположить, что за пределами внимания как минимум
существуют некие менее четкие феноменальные переживания. Иначе само понятие
периферийного сознания, или феноменального фона, было бы лишено смысла.
Однако периферия сознания находится во власти другой формы внимания, которая
называется пространственным вниманием. Если перцептивное пространство, в котором
находится стимул, не получает никакого пространственного внимания, сам стимул (и все
пространство) не попадут даже в периферийное сознание и не будут восприняты вовсе.
Как будет показано ниже (в главах 4 и 5, посвященных нейропсихологии), пациенты
с поврежденными мозговыми механизмами пространственного внимания перестают
сознательно воспринимать большие участки перцептивного пространства, не осознавая
этого. Они не распознают внешние стимулы, а иногда и части собственного тела, если
стимулы находятся в той части пространства, которая не воспринимается. Складывается
впечатление, что у этих пациентов поле феноменального сознания сократилось до половины
воспринимаемого пространства, но сами они не чувствуют, что им чего-то не хватает. Они
не могут увидеть или понять, что часть пространства сознания исчезла, и осознать, что оно
утрачено.


  Эта глава никому ничего не напоминает?
Записан
ай-цвай-полицай
Гость


Email
« Ответ #12 : 28 марта 2021, 22:04:23 »

Эта глава никому ничего не напоминает?

Разделение феноменального сознания на центр (отличается наличием селективного
внимания) и периферию (все, что находится за пределами центра и отличается отсутствием
селективного внимания) позволяет предположить, что за пределами внимания как минимум
существуют некие менее четкие феноменальные переживания. Иначе само понятие
периферийного сознания, или феноменального фона, было бы лишено смысла.
Однако периферия сознания находится во власти другой формы внимания, которая
называется пространственным вниманием.
Первое и второе внимание это напоминает только по форме, но не по сути. По сути больше похоже на сознание и подсознание или на разум и интуицию. По КК всё это относится к первому вниманию, как к нашей повседневной реальности. А второе внимание - это внимание для восприятия снов (если слегка упростить, конечно).
Записан
Иван Иванович
Гость


Email
« Ответ #13 : 28 марта 2021, 22:45:01 »

ай-цвай-полицай, вы несколько неверно отреагировали, то есть, не поняли моего намека. У Кастанеды, проблема сознания, как таковая не ставится вообще.
  Собственно, на эту главу, я и хотел обратить особое внимание, когда открывал тему, так-как в ней заложены главные расхождения в понимании вопроса о сознании(внимании) профессора Ревонсуо и доктора Кастанеды. По КК мы (люди) - это и есть лишь настройка внимания (здесь речь идёт только о первом внимании) и ничего больше. Мы воспринимающие (внимающие) существа - звучит утверждение ДХ. По другому сказать, то, что принято называть сознанием, в традиции толтеков выглядит как внимание + осознание, что в корне меняет подход к решению вопроса. 

   Люди – воспринимающие существа. Однако воспринимаемый ими мир является иллюзией – иллюзией, созданной описанием, которое им внушали с момента, когда они появились на свет.
Записан
внимание! вопрос!
Гость


Email
« Ответ #14 : 28 марта 2021, 23:06:20 »

В традиции толтеков  внимание+осознание+восприятие.

Morpheus, чем осознание отличается от восприятия?
Записан
Страниц: [1] 2 3  Все
  Печать  
 
Перейти в:        Главная

Postnagualism © 2010. Все права защищены и охраняются законом.
Материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам.
При использовании любого материала с данного сайта в печатных или интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна.
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC