За первый год конфликта ВВП Украины упал на 30%, что было ожидаемо. После начала специальной военной операции экономика, которая и раньше не могла похвастаться стабильностью, пошатнулась. В 2023 году ситуация на Украине не улучшилась.
Недавно Нацбанк страны ухудшил прогноз по дефициту консолидированного бюджета страны по итогам текущего года, и теперь он ожидается на уровне 20,4% ВВП. Выходит, за два неполных года конфликта Украина лишилась половины своей экономики? И это при условии, что прогноз Нацбанка не ухудшится (что происходит достаточно часто).
Почему это происходит
За все время военного конфликта Украина лишилась около 10 млн человек только за счет миграции. Согласно данным отчета Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, с февраля 2022 года из Незалежной выехало более 27 млн человек. Обратно вернулись примерно 17 млн.
Таким образом миграционный отток составил 10 млн человек, причем речь идет в основном о трудоспособном населении. А ведь есть еще территории, подконтрольные России. То, что Киев продолжает считать их своими, не делает их таковыми, а люди на них трудятся во благо российского бюджета (разумеется, пользуясь всеми его плюсами), а не украинского.
Конечно, эксперты Незалежной пытаются сгладить углы – в Институте демографии и социальных исследований НАН Украины (ИДиСИ) считают, что рынок труда страны лишился 3,5 млн рабочих мест. Но даже эта очевидно заниженная цифра все равно катастрофична.
Более того, в 2022 году 21,1% украинцев числились безработными из-за боевых действий. Этот показатель находится примерно на уровне Габона и Конго. В 2023 году дела обстоят еще хуже. По прогнозам Минэкономики Украины, уровень безработицы по итогам текущего года составит 28,8%.
Украинцы банально не могут найти работу по специальности – на это жалуются около 55% населения. Те, кто раньше отучился на экономиста, математика или инженера, сегодня оказались в очень незавидном положении. Промышленность в стране даже не деградирует – ее уже почти не осталось.
Больше всего вакансий в торговле, сельском хозяйстве, образовании. Зачастую мужчины (те, которые не отправились на фронт) выполняют восстановительные работы или заняты в сфере транспорта, а женщины – в здравоохранении.
Чтобы найти работу на родине, украинцам нужно переучиваться из философов и историков на более полезные специальности – электрика, монтажника, швею. Но готовы на это только 8,9% респондентов. Остальные справедливо считают, что работать на низкоквалифицированных работах лучше в Европе – обязанности те же, но зарплата больше. Да и не так обидно работать оператором монтажного крана, имея красный диплом о высшем образовании.
Учитывая тенденции, Украина рискует превратиться в ухудшенную версию Литвы, Эстонии или Латвии, где основная цель жителей – уехать на заработки в западную Европу. Впрочем, как заявил президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич в беседе с Baltnews, из Украины не получится даже подобие Таджикистана (или любого другого постсоветского пространства), не говоря уже о Литве.
"Балтийская республика медленно, но верно сползает в кризис. Этот процесс идет неуклонно с 2018-2019 годов. Украина же находится в состоянии военного конфликта с РФ, а потенциально еще и в состоянии гражданской войны. В этих условиях дело не остановится на литовской ситуации с демографией и занятостью. Даже о показателях Таджикистана или Киргизии украинцам придется лишь мечтать. Если уж ударяться в сравнения, то скорее маячит перспектива приблизиться к Южному Судану, после которого двигаться уже просто некуда", – отметил Межевич.
"Реальный уровень безработицы на Украине неизвестен никому. Сама по себе система учета предполагает нормальное функционирование госаппарата. Она должна учитывать безработных, временно занятых (а их благодаря сельскохозяйственной отрасли в Украине много), и т.д. Ранее в Незалежной такой механизм был, но его больше нет. Впрочем, даже имеющийся показатель в 28,8% указывает на очень серьезный экономический кризис. Это говорит о том, что целые отрасли и регионы лишены своей экономической основы", – добавил он.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета напомнил, что в развитых странах система экономического регулирования считается неустойчивой, если безработица достигает уровня в 10-12%. На Украине же этот показатель уже почти в три раза выше, и это еще неизвестно, включена ли сюда сезонная безработица. Но даже если включена, цифра все равно запредельная.
Денег нет, на этом все!
Помимо отсутствия работы как таковой, у украинцев есть и другая проблема – низкие зарплаты. По данным ИДиСИ, средняя заработная плата по стране – 12,6 тысячи гривен (около 30 тысяч рублей).
При этом 81% опрошенных заявили, что этот показатель был весной 2022 года, а на данный момент уровень оплаты труда еще сильнее сократился. У 35% населения почти весь заработок уходит исключительно на продукты питания. И это не удивительно, ведь цены на Украине, в отличие от зарплат и пенсий, растут.
В самом начале СВО киевские власти еще пытались удерживать стоимость товаров и продуктов на прежнем уровне. Об этом говорили много, громко, часто. Конечно же, не озвучивая подробностей того, сколько денег тратится на подобную "заморозку". Однако уже сегодня становится понятно, что тактика не сработала. За хлеб жителям Незалежной в среднем приходится платить около 24 гривен (примерно 61 рубль), за филе курицы – 143 гривны (358 рублей), за десяток яиц 75 гривен (186 рублей). Учитывая уровень зарплат, который явно ниже, чем в РФ, стоимость более чем серьезная.
А если добавить сюда еще и коммунальные платежи (тарифы тоже пытались замораживать, но так же безрезультатно – электроэнергия подорожала за год почти на 70%), то выглядит все это еще более печально.
Про проблемы личного автотранспорта тоже можно говорить долго. Украина находится на 120 месте в мире по цене бензина. Он настолько дорогой, что на него даже распространили "черную пятницу". Причем это не шутка. АЗС продавали топливо со скидкой, но всего несколько дней – 27 ноября цены вернулись на прежний, заоблачный уровень. Так, за А-95 в среднем придется отдать 57,99 грн/л (еще летом 2023 года стоимость составляла 47 грн/л).
К сожалению, процесс не представляется обратимым. Промышленность в Незалежной не будет развиваться даже после окончания военных действий – всю необходимую базу для него уничтожили, причем не "злые русские", а заботливые украинцы под руководством европейцев еще до начала СВО.
По сути, как самостоятельная страна этот край больше существовать не сможет. Уже сейчас Украина представляет собой не государство, а базу наемников, нацеленных на убийство россиян, и склад боеприпасов, которому периодически выделяют деньги на самообслуживание, а также территорию, где живут гражданские, роль которых молчать и пополнять ряды этих самых наемников.