Серьезную озабоченность вызывает низкая востребованность научных разработок со стороны бизнеса. В России доля государства в затратах на науку одна из самых высоких в мире: доля бизнеса составляет менее трети затрат на науку вот уже более десятка лет, в то время как в передовых странах доля частных расходов на науку составляет порядка 60-75%. Одной из причин такого положения дел называется, в частности, специфика получения и отработки государственных грантов.
Кто девушку ужинает, тот её и танцует (С)
. Стало быть стоит ожидать, что востребованными со стороны бизнеса будут именно те разработки, которые сам же этот бизнес заказал. А когда заказчиком выступает одна организация (а тем более государство), а потребителем выступает другая, то сплошь и рядом происходит типичная для этой ситуации неурядица - шапка оказывается не по Сеньке. В СССР, где производство буквально всего планировал Госплан, выпускалось очень много такой одежды и обуви, которую никто не покупал. Т.е. достаточно очевидно, что платье, которое шили на заказ, обязательно будет востребовано. И это именно потому, что в этом случае сам заказчик определяет, что надо шить.
Надо признать, что определенная "вина" ученых здесь тоже есть, т.к. в условиях, когда план разработок спускается сверху госчиновниками, то чаще всего бывает так, что эти чиновники, не умея составить такой план самостоятельно, обращаются к самим ученым с требованием составить план работ на следующий плановый период. А в результате этого получается план, отражающий потребности самих ученых в инерционной манере продолжать те же работы, которыми они занимались прежде, без оглядки на то, нужны ли их разработки кому-то кроме их самих. При этом параграф о важности этой разработки для народного хозяйства ученые с успехом сочиняют
.
Аналогичная картина имеет место не только в науке, но на предприятиях "высоких технологий", например, в электронной промышленности. Очевидно, что госчиновник не может заказать у такого предприятия произвести микросхему "такую, не знаю какую"
. А потому чаще всего получается так, что предприятию выделяются крупные бюджетные средства на разработку того, что давным-давно уже устарело. Т.е. выходит так, что предприятие разрабатывает не то что, нужно потребителям, а то, что ему по силам. А поскольку отечественные технологии довольно сильно отстали от передовых, то неудивительно, что по силам ему произвести лишь аналоги микросхем прошлого века. Конечно, исключения бывают, то они редки и работают чаще на рекламу и отчетность за "освоенные" деньги, а не на потребителя.
Например, совсем недавно НИИЭТ (Научно-исследовательский институт электронной техники) отрапортовал о разработке нового микроконтроллера К1921ВГ015 на RISC-V архитектуре (это открытая архитектура, не требующая оплату лицензий). Но как водится, описалова (даташита) на этот контроллер нет, как и нет его еще в живом виде. Микроконтроллеры такого типа китайцы выпускают в большом количестве и ассортименте, причем по достаточно низким ценам (вплоть от одного доллара за штуку). С такой сильной конкуренцией К1921ВГ015 едва ли будет востребован бизнесом. А вот для вояк он может оказаться полезным квадрокоптеры делать
, но для более серьезных БПЛА он, несомненно, слабоват будет.
Короче говоря, бизнес обычно ищет, где дешевле. А разрабатывать что-то новое чаще всего не требуется в условиях, когда Россия находится в роли догоняющей. Вот и получается так, что для того, чтобы обнаружить что-то новое, надо не научными разработками заниматься, а просто окинуть взглядом то, что производится на "враждебном" Западе.