Мрачные оттенки «цветных революций»
«Цветные революции» с их «ненасильственной» сменой режимов – это красивый миф, не более. США, разработавшие эту технологию, подходят к ней исключительно прагматично и инструментально, подстраивая под свои цели и обстоятельства. Всё остальное – маркетинговые уловки.
🖋️После демонтажа СССР и ликвидации биполярного мира американцы оказались в положении неограниченного доминирования. И получили возможность отодвигать от власти неугодные элиты в любых недостаточно сильных странах по всему миру, не встречая серьёзного геополитического сопротивления.
Концепция цветных революций (далее - ЦР) лишь отражала текущие расклады в условиях провозглашённого Западом «конца истории». Появилась возможность, используя, прежде всего, информационные, организационные и дипломатические инструменты достаточно быстро и эффективно корректировать положение дел в странах-мишенях, не прибегая к открытой агрессии.
🖋️Об этом и многом другом рассказывает на курсе «Информационные и гибридные войны» от Академии политических наук ALTER популярный блогер, эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин, также известный под сетевым псевдонимом Colonelcassad.
Прямые агрессии – очень дороги. Более того, они имеют долгоиграющие негативные последствия для репутации нападающей стороны. Например, бомбардировки Югославии в 1999 году США припоминают по сей день, несмотря на колоссальные медийные мощности сверхдержавы и способность рисовать себе нужный имидж.
В случае с ЦР всё иначе. Расходы вполне умеренные, эффективность хорошая - плюс происходит маскировка под «внутренние процессы» и независимое волеизъявление граждан. Формально что-то предъявить – сложно.
В рамках новоиспечённой технологии ЦР мирные протестующие живописно противопоставлялись грубой силе неких «авторитарных правителей». Всё это получало информационную накачку, поддерживалось финансовыми и дипломатическими ресурсами. А вот у местных властей нужных мощностей не было – и приходилось полагаться в основном на грубую (но не летальную) силу. Что только играло на руку организаторам переворота и усиливало драматический эффект.
🖋️Использовались броские рекламные названия: «Оранжевая революция», «Революция роз» и т.п. Протестующие раздавали цветы, читали вслух статьи конституции, всячески показывали свои исключительно созидательные и благие намерения. Параллельно велась работа с силовиками и должностными лицами. Кому-то обещали светлое и сытое будущее после переворота, кого-то запугивали.
Ситуация с ЦР начала меняться, когда в 2005 году произошёл массовый расстрел протестующих в Узбекистане, в городе Андижан. А в 2006 году – провалилась попытка переворота в Белоруссии, во многом благодаря решительным действиям силовиков. Страны-мишени начали защищаться и спокойно принимать санкции и осуждение со стороны «демократических государств». Вместе с этим первые выводы по поводу «цветных революций» как системных явлений сделали в России.
Как ответ появилась концепция «цветных революций 2.0», которая уже изначально предполагала наличие крови. Плюс в США были разработаны планы по переустройству целого макрорегиона: не только постсоветского пространства, но и Северной Африки, и Ближнего Востока.
Теперь серьёзного насилия можно было не избегать, не заботиться о чистых руках и белых одеждах. Наоборот, началось использование жёстких действий силового характера для свержения той или иной неугодной власти, что и показали события «арабской весны».
🖋️Цветная революция – это инструмент для достижения целей. И если обстановка изменилась, и старые обкатанные схемы стали хуже работать, то все возвышенные идейные компоненты тут же отодвигаются на задний план. Для кукловодов главное – реализовать проекты по защите и укреплению своего доминантного положения на мировой арене.
https://t.me/boris_rozhin/121032