Пипа, у меня вопрос, не по теме, а просто как к химику.
В ТВ частенько предлагается скинуться на лечение больного ребёнка.
Формулировка звучит примерно так: для спасения ребёнка требуется препарат
стоимостью 3 миллиона рублей, у родителей таких денег нет...
Вот у меня и вопрос: откуда такая стоимость?
Лекарственные вещества, получаемые химическим синтезом, могут быть дорогими, но не на столько. Дело в том, что химический синтез в значительной мере масштабируем. Т.е. можно взять "реактор" большего размера и загрузить в него бОльшие количества инградиентов. Это сильно похоже на труд поварихи, которую озадачили тем, что скоро ожидается большой наплыв гостей - в таких случаях она не готовит блюда для каждого, а берёт большую кастрюлю и варит борщ сразу на всю кампанию
. Такой вариант выгоден как ресторану, так и химикам, т.к. синтетические лекарства, как и блюда в ресторанах, продаются заметно выше их себестоимости, и порой значительно.
Другое дело - продукты генной инженерии, получение которых кое-где масштабируется плохо или вообще не масштабируется. Все наверное слышали о новых сортах растений, полученных с помощью генной инженерии (путем генного обмена между растениями разных видов, гибриды которых путем традиционного скрещивания получить невозможно - разные виды между собой не скрещиваются). Однако в этом случае биохимикам помогает то обстоятельство, что всю эту работу они могут сделать над одной единственной клеткой, получить из нее растение, а затем размножить его обычным способом - выращивая его семена на грядке или клонируя побеги. Тогда как лекарственные вещества биологической природы сами собой размножаться не могут, а их химический синтез не рентабелен или вообще не возможен. Отсюда и столь огромные цены на генетические препараты. Типичный тому пример -
Zolgensma (функциональная копия гена SMN) с ценой около 2-х миллионов долларов. Столь высокую цену накрутили видимо еще и потому, что отнесли в цену препарата стоимость его разработки, поскольку заболевание, от которого оно лечит, весьма редкое. Т.е. в данном случае стоимость разработки нельзя покрыть малым тиражом (когда при больших тиражах такое покрытие достигается).
P.S. Сейчас быстрыми темпами растет производство биопрепаратов, получаемых не химическим синтезом, а путем хроматографического выделения из биологических жидкостей (чаще всего крови). Потому нынче кровь животных с боен нарасхват, т.к. кровь доноров на порядки дороже. Похоже на то, что и фрагменты ДНК тоже оттуда будут выделять и многие белки/ферменты, которые у человека с животными общие. Но даже если это не так, то в наше время дешевле модифицировать животный материал, сделав его более похожим на человеческий, чем вести его синтез с нуля. Более того, сравнительно уже давно положили глаз на то, чтобы сперва вывести генномодифицированное животное с частью человеческих генов, чтобы потом их этих животных выделять те же компоненты, что и из крови доноров. Инсулин уже так производят, но только из бактерией вместо животных (бактерии быстрее растут).
Вот даже и я подвизалась на этом деле с компанией, проектирующей "отечественный" (хотя он почти сплошь состоит из импортных комплектующих) препаративный жидкостной хроматограф, предназначенный именно для этих целей. Большая колонна (в мой рост высотой и диаметром в полный охват руками) заполняется пористым порошком с калиброванными порами (его производство - отдельная песня). Насосы прокачивают через эту колонну (сверху вниз, а иногда и самотёком) смесь растворителей. При этом белки, у которых размер молекул больше величины пор, выходят снизу колонны раньше, чем белки, молекулы которых в этих порах помещаются. Т.е. для больших белков объем жидкости в колонне кажется меньшим, т.к. жидкость внутри пор они не замечают. Так разделяют смесь природных белков на фракции,а дальше занимаются более тонким делением каждой фракции, пока не получат чистое вещество.