Вполне свободно пишите в моей теме - вас интересно читать .
Можно даже разделить модерацию , так как я редко бываю - но в этом наверно нет нужды , гадить и троллить здесь побаиваются .
В связи с темой Книги мёртвых
очень интересно понятие Ка, и книга Большакова Категория Ка в древнем Египте - где он очень дотошно искал истину .
rn - Рен (имя)
k3 - Ка
Вернемся, однако, непосредственно к категории rn. Поскольку rn практически
идентичен kA, он играет такую же важную роль в обеспечении будущей жизни, образуя в
оформлении гробницы единое целое с изображениями. Необходимость сохранения rn для
вечной жизни нашла, возможно, наиболее яркое, хотя и своеобразное проявление в
знаменитом «Прославлении писцов» (pCh.B.IV, 11:5–III:10). Его слова о том, что гробницы
древних мудрецов разрушены, их культ прервался, но они живы потому, что люди, читая их
книги, произносят их имена, воспринимаются современным человеком как метафора,
аналогичная пушкинскому «душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит»,
однако никакой метафоры здесь нет. Речь идет о том, что, несмотря на гибель памятников,
обеспечивающих жизнь kAw, сохранились rnw, т. е. что Двойники их носителей живы.
Именно в этом духе, совершенно буквально, следует понимать содержащееся в
«Прославлении» пожелание читателю стать писцом, чтобы имя его стало таким же
известным, как имена былых мудрецов, — это верный способ обеспечить себе бессмертие,
не метафорическое, как это понимаем мы, а вполне реальное, причем даже без создания
дорогостоящих и к тому же не слишком надежных, как оказалось, культовых сооружений.
Конечно же, выводы, к которым приходит автор «Прославления», далеки от общепринятой
концепции, однако они сделаны в рамках ее категорий, как вполне логичное ее продолжение.
Как раз поэтому они особенно интересны: по ним можно судить, насколько огромную роль
египтяне отводили rn, если даже простое упоминание имени, вне зависимости от какого-либо
культа, обеспечивало бессмертие. Разумеется, однако, что предпочтительнее было
повторение имени в составе жертвенной формулы жрецами во время ежедневных служб или
[69] хотя бы случайными посетителями некрополя, к которым обращались с просьбой об
этом в специальных надписях [Garnot, 1938].
Утрата написанного имени означает гибель rn, точно так же как разрушение
изображения ведет к гибели kA. Гробница с утраченным именем считалась бесхозной и уже
не находилась под защитой морали [Берлев, 1980, с. 63]. Сбиванием имени в надписях
пользовались как для узурпации гробниц (новое имя вписывалось на место старого [см.,
например: Macramallah, 1935, все изображения хозяйки]), так, видимо, и для того, чтобы
22
навсегда прервать вечное существование Двойника.
Все это означает, что, будучи, как и kA, генетически связанным с восприятием
человека, rn благодаря объективизации также рассматривался как совершенно независимый
от кого бы то ни было — для его существования было достаточно уже самого факта наличия
написанного имени.
Может сложиться впечатление, что kA и rn абсолютно идентичны, а различны лишь их
внешние проявления: дескать, kA — это Двойник, проявляющийся через изображение, а rn —
Двойник, проявляющийся через имя. Однако это по существу сводит kA и rn только к
изображению и имени, а за ними оказывается стоящим некий единый отличный от них Двой-
ник. Разумеется, такого представления у египтян не было, как не было термина для
обозначения такого универсального «сверхдвойника». Двойник существует лишь в единстве
со своим проявлением, и поэтому kA есть Двойник-изображение, а rn — Двойник-имя. Иначе
говоря, kA — это одновременно и изображение, и стоящий за ним Двойник; то же самое от-
носится и к rn и имени. Современному человеку достаточно трудно представить себе это, но
иная интерпретация попросту невозможна.
ba - ka- akh