Истина в МодернеПарадигма Модерна исторически возникает примерно в 17 веке как результат отрицания бытия абсолютной истины.
Вместе с отрицанием абсолютной истины, отрицается и понятие вечности, а существование человека и мира рассматривается исключительно в аспекте линейного времени.
Поскольку категории «абсолюта» и «вечности» невозможно просто выкинуть из мышления, не разрушив логику вообще, то в Модерне они трактуются не как нечто реальное, а как лишь формы мышления человеческого субъекта. Происходит разрыв субъекта и объекта, и истина человеком Модерна понимается лишь как соответствие субъективного знания объективному положению вещей. (хотя, казалось бы, о какой объективности вообще может идти речь, если истинное бытие отрицается)
Таким образом, в отличие от Традиции, для которой характерен реализм, для Модерна характерен субъективизм – сведение объективных сущностей и закономерностей к человеческому субъекту.
Абсолютная истина, трактуемая в парадигме Модерна как полнота знания, помещается в неопределенное будущее время, как некий гипотетический предел, к которому стремится познающий субъект. В парадигме Модерна считается, что человек познаёт всё больше и лучше и гипотетически может достичь этого предела. Так на первый план в мировоззрении Модерна выходит идея прогресса.
https://i3.imageban.ru/out/2024/07/08/ed04029185502648d6fe01a1f7094595.pngВера в прогресс заставляет человека Модерна относиться к другим культурам как к более примитивным, которые он уничижительно называет архаичными. Себя же человек Модерна считает наиболее прогрессивным, а свое собственное развитие считает наивысшей ступенью. Но это лишь из-за того, что Модерн вообще всё оценивает в свете категории прогресса и для человека Модерна «то, что было раньше» автоматически означает: «то, что хуже».
В свете идеи прогресса, существование мира и человечества трактуется как переход от более низких ступеней к более высоким. Главной ценностью объявляется человеческий субъект в его сиюминутном, временном состоянии, вследствие чего возникают такие воззрения как гуманизм и либерализм, отрицающие более высокие ценности Традиции. Раз нет никаких высших нематериальных ценностей, то главной ценностью и главным мерилом прогресса становится развитие индивидуальных способностей.
Возникновение мифологий, религий и других форм культуры человек Модерна способен понимать только генетически, то есть как заимствование из более ранних культур. Так, например, в христианстве находят якобы заимствования у язычников.
А поскольку человек Модерна отрицает всякий символизм, то мифы, религии и искусство перестают указывать для него на некую реальность, а становятся лишь человеческой выдумкой. Отсюда возникают такие, например, утверждения, что религии придуманы правящей верхушкой для получения власти. Это опять же следствие субъективизма, свойственного данной парадигме.
Этой же парадигмой, основанной на вере в прогресс, обусловлена и теория эволюции живых существ, происхождение высшего из низшего, происхождение жизни из неживого, сознания из несознательного.
Тем не менее, в Модерне еще сохраняется идея иерархического устройства человека и общества. Поэтому для человека Модерна важны образование и воспитание, профессиональный и личностный рост. Модерн худо-бедно признаёт мораль, хотя и старается вывести ее из самого же человеческого субъекта и ограничивает общественной полезностью.
Всё это полностью отрицается в парадигме Постмодерна.