| Ртуть
|
 |
| |
« Ответ #17 : 04 декабря 2025, 22:29:43 » |
|
По этому в случае краткого тахистоскопического предъявления человек способен вос- принять по крайней мере вдвое больше букв, если они образуют слово. В свете представлений В. Вундта данный эффект рассматривался как одно из проявлений апперцепции как укрупне- ния единиц восприятия (Вундт 1912). Следовательно, предполагалось, что он неразрывно свя- зан с вниманием, поскольку апперцепцию Вундт фактически приравнивает к вниманию как в процессуальном, так и в функциональном аспекте. Некоторое время спустя результаты своего исследования опубликовал У. Б. Пиллсбери (Pillsbury 1897), занимавшийся проблемой восприятия слов в ходе подготовки диссертации, защищенной в Корнельском университете, где в это время преподавал ученик Вундта Э. Б. Титченер. В работе Пиллсбери, как и в исследованиях Кеттелла, тоже развивались представле- М. В. Фаликман. «Парадоксы зрительного внимания. Эффекты перцептивных задач» ния Вундта об апперцепции как укрупнении единиц восприятия. Основной вопрос заключался в том, насколько может быть нарушен целостный образ объекта, чтобы этот объект всё еще воспринимался так, как если бы он был предъявлен без искажений. В своих экспериментах с тахистоскопическим предъявлением Пиллсбери показывал испытуемым на короткое время (около ⅕ с) слова, состоявшие из 5—8 букв, с ошибками трех видов: одна или несколько букв в составе слова могли быть пропущены, заменены другими буквами либо замаскированы (в этом случае поверх соответствующих букв был напечатан символ «х»). Было установлено, что при кратком предъявлении люди воспринимают слова как написанные правильно, на основании чего Пиллсбери сделал вывод, что их опознание («схватывание» или «апперципирование») не определяется восприятием отдельно взятых букв. Более того, если испытуемые и замечали, что предъявление было зашумленным, они не всегда могли локализовать, где именно была ошибка: как сообщал один из участников эксперимента, «там были крестики, но я не помню, где именно» (Ibid.: 377). По сути, этот результат тоже может быть описан как «превосходство» построения образа целостного слова над опознанием его отдельных элементов. |