Pipa
Техник
Старожил
Offline
Пол:
Сообщений: 13018
|
|
| |
« : 10 января 2012, 03:48:34 » |
|
Нашла у себя в закромах собственное сочинение от лета 2005 года. Тогда было время, когда недавно был закрыт старый форум "Нагуализм [Нового Цикла]", а я пыталась создать личный форум. Вот эта статья и была моей попыткой написать программу своего направления. Понимаю, что с традиционным нагуализмом расхождений тут слишком много. Да и на программу текст не потянул - слишком много уделила внимания частностям, что в программном документе недопустимо. Однако думаю, что как затравка для темы оно вполне годится, поскольку не только ставит многие важные вопросы, но и пытается на них отвечать.
==================================
Нагуализм и культура
Человеческая культура представляет собой прежде всего продукт ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА людей на протяжении большого исторического периода, а не является исключительно следствием "научения" предками своих потомков произвольным традициям. При этом никто не подвергает сомнению сам тот факт, что по традиции может наследоваться не только опыт, прошедший практическую проверку временем, но и разного рода заблуждения. И, тем не менее, на пути весьма протяженного исторического периода имеет место выраженная тенденция сближения представлений человека о природе с реальностью. Т.е. представления людей оказываются подверженными все тому же процессу естественного отбора, который в процессе эволюции отбирает не только наиболее жизнеспособные организмы, но и полезные в практическом отношении знания. Естественный отбор на уровне знаний и понятий базируется на том эффекте, что чем меньше данная идея находит свое подкрепление практической деятельностью человека, тем сильнее она подвержена девиации (изменению, отклонению от исходного образца) в эстафете поколений. Таким образом, наши представления о мире не только сами возникли в процессе нашей в нем ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, но этой же деятельностью непрерывно ПОДДЕРЖИВАЮТСЯ, превращаясь в традицию. В противном случае в эстафете поколений неизбежно очень быстро нарастал бы эффект "испорченного телефона", обрекая традицию на вырождение. К слову сказать, девиация, наблюдаемая в подобного рода процессах, часто играет роль не только могильщика идеи, низводя последнюю до ритуала или абсурда, но и обладает способностью трансформировать, казалось бы, безнадежные идеи, наполняя их реальным содержанием. Например, как бы не стремились религиозные фанатики придерживаться буквы священного писания, но столкновения своих идей с общечеловеческой практикой им не избежать. А потому приходится прибегать к толкованию священных книг, делению их на каноны и апокрифы, и т.п. Точно также и компартии всегда удавалось выбрать у В.И.Ленина подходящую случаю цитату, чтобы обосновать "неизменность ленинского курса" при любых поворотах проводимой политики. Вся история развития теологической мысли в Европе является тому ярким примером, а канонизацию Аристотеля можно считать просто апофеозом такого развития событий. Парадокс тут только кажущийся, поскольку это явление принадлежит все той же тенденции сближения продуктов сознания с реальностью. Реальность с непреложностью внесет свои коррективы в любые своды человеческого знания, на каких бы скрижалях их не высекали, стараясь уберечь от времени. И даже самая строгая система научения может только временно затормозить, но не остановить проникновение реальности в представления человека, до тех пор, пока человек будет занимать в мире активную деятельную позицию. Традиции кажутся закостенело-зафиксированными только наблюдателю, время наблюдения которого мало по сравнению с темпами прогресса данного вида деятельности. В этом смысле любая традиция (в том числе и традиция толтекских магов) является не столько закостенелой истиной, передаваемой из поколения в поколение от учителя к ученику, сколько отражает эволюционно достигнутый к текущему моменту уровень сознания. Знание и деятельность - две стороны одной монеты. Одно, лишенное другого, неминуемо разлагается. Знание превращается в начетничество, а деятельность превращается в ритуал. С появлением нового вида занятий начинает расти и новое, прежде невиданное, знание. Редким видам деятельности будет соответствовать и редкие знания, доступные ограниченному кругу адептов. С распадом этого круга пропадет и то знание, которому давала пищу их деятельность. Но не стоит сильно горевать по этому поводу, поскольку знание без деятельности все равно бесполезно. Множественность разного рода традиций и представлений, сосуществование которых мы сейчас можем наблюдать, обусловлена ничем иным, как соответствующей множественностью видов человеческой деятельности. Традиция национального танца не сливается с культурой земледелия, несмотря на то, что можно найти танцующего земледельца. Это разные виды деятельности даже для одного человека. Сильную поддержку имеющей место фрагментации человеческой культуры оказывает повсеместно распространенная система разделения труда, в соответствии с которой люди оказались разделены между собой по признаку профессиональной деятельности. Специализация человека преимущественно на одном виде деятельности, почти автоматически привязывает его к определенной традиции, навязывает определенные взгляды и мировоззрение, принятые в данной профессиональной среде. Традиции произрастают на деятельности любого рода, а не только на деятельности производственного характера. Свои традиции имеют и сибирские шаманы, и индийские йоги, и толтекские маги. И сходства в их традициях ровно столько же, сколько сходства в их методах деятельности. То же можно сказать и про различия. Фрагментация человеческого знания не абсолютна. Фрагменты способны к слиянию в тех случаях, когда пропадает резкая грань между соответствующими им видами человеческой деятельности. При этом из них образуются более крупные конгломераты - учения. И этот процесс укрупнения неудержим. Ныне же все мы стали свидетелями явления, никогда ранее не достигавшего столь большого масштаба. Речь идет о явлении глобализации чуть ли всех сторон жизни - как производственной, так и духовной. Традиции, ранее редко выходящие за узкие рамки своих приверженцев или национальные границы, вступили, как кажется, в последнюю смертельную схватку друг с другом. С увеличением плотности населения на земном шаре, границы обособленности начали быстро таять. И этот процесс набирает силу не только в геополитическом плане, но и в плане духовном. Т.е. монополизация идей достигла ныне невиданной ранее скорости и продолжает набирать обороты. К настоящему времени мы имеем практически полную монополизацию знаний о природе. И имя этому монополисту - наука. Национально-этнические границы больше не представляют для этого гиганта преград. Но несмотря на весьма негативную окраску слова "монополист", сила его реальна, а победа вполне заслуженна. Следует признать, что эта сила состоит в громадном объеме человеческого опыта, который удалось не только эффективно аккумулировать, но и столь же эффективно преумножать. Можно много дискутировать по поводу пользы и вреда монополизации. Однако опираться надо на реалии сегодняшнего дня, а не уповать на возврат давно минувших времен. А реалии ныне таковы, что все мы неотвратимо въезжаем в МОНОКУЛЬТУРУ. Строительство Вавилонской башни идет полным ходом. Таково веление времени. Следует признать, что надежды на продолжение существования в будущем микротрадиций на подпольном положении весьма и весьма призрачны. Заповедных мест не останется, как не осталось уже неоткрытых островов. "Староверам" не удастся сохранить свою веру, забившись в лесную глушь, ибо глуши скоро будет не найти. Не говоря уже о том, что сам этот путь малоэффективен уже тем, что меньшим числом продолжать традицию становится все сложнее. Подобно тому, как редкие виды животных исчезают, когда их поголовье снижается ниже критического уровня, так и традиции умирают, когда число их последователей становится слишком мало. Чтобы сохранить все ценное от исчезновения у уходящей традиции есть только один шанс - интегрироваться в общечеловеческую культуру на правах ее составной части. Тем самым обеспечив себе жизнь и развитие в составе крупного целого. Скорее всего, именно этим соображением руководствовался дон Хуан, когда брал в ученики Карлоса Кастанеду. Задачей последнего было обеспечить толтекской традиции "бессмертие" путем распространения ее идей в массах, чтобы тем самым не дать ей полностью угаснуть на Земле. Этот момент можно считать началом "Нового Цикла", эволюции толтековской традиции уже в рамках современной нам культуры. Росток был посажен в иную почву, и не стоит сокрушаться тому, что побеги получились непохожими, и вкус плодов оказался другим. Нам не следует стремиться к слепому повторению прежних форм. Точно так же, как когда-то жизнь, выйдя из воды на сушу, утратила плавники с жабрами и приобрела новые атрибуты, необходимые для существования в изменившихся условиях. Так и шаманизм в современных условиях, скорее всего, более не является лучшей формой. Если магия могла найти себе объяснение в первобытных формах сознания, то такое объяснение должно существовать и в современных понятиях, в том числе и с использованием арсенала понятий современной науки. Больших препятствий к этому быть не должно, поскольку наука аккумулирует практику не одной земной цивилизации, а значит, никак не может состоять из сплошных заблуждений. Ходячее мнение о том, что для приобщения к новому знанию необходимо забыть все свои прежние знания - в целом глубоко ошибочно. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь посмотреть на тех, кто добывает новое знание. Это отнюдь не "пустоголовые" люди. Но есть и более весомый аргумент в пользу того, что груз нашей культуры - это не балласт на пути к новому знанию. И даже такому новому, которое не имеет в нашей нынешней культуре близких аналогов. Надежду дает тот факт, что реальность допускает множество описаний. Причем каждое среди них может обладать степенью адекватности, достаточной для того, чтобы находить верные решения. Дать строгое доказательство этому тезису здесь довольно сложно. Тем не менее, в качестве наиболее близкого примера можно привести факт совпадения ответов на задачу, которую решали разными методами. Если ответ существует и единственен, то к нему приводит любой из множества возможных методов ее решения. И причина такого положения вещей лежит во всеобщем характере реальности, явившейся прототипом для постановки данной задачи. Вследствие чего ее разные описания оказываются в согласии относительно выбора ответа. Таким образом, разница в представлениях и системах описания мира далеко не всегда должна представлять непреодолимое препятствие к взаимопониманию относительно реальных явлений. Более того, наука, несмотря на свою консервативность (а какая традиция лишена консервативности?), на деле показала свою способность к исследованию непосредственно неощущаемых нами "миров" - космоса, микромира, химических и электромагнитных явлений и др. При этом (и это крайне важно!) каждый раз создавала новые понятия, а не сводила новое к вариациям уже известного, как это можно было бы заранее предположить. Сказанное надо понимать не как воспевание науке дифирамбов, а как констатацию того, что культура современной нам цивилизации имеет на удивление широкую и гибкую систему понятий, в противовес более древним религиозно-мистическим системам. В то время как у последних чуть ли не каждое отклонение от устоявшейся традиции расценивалось как опасная ересь, то нынешняя культура в этом отношении несравненно более терпима. Современное знание в гораздо большей степени основывается на фактах (наблюдениях), чем предшествующие ей системы. Оно стремится объяснять (предсказывать) факты, а в случае неудач пересматривает свои прежние каноны, т.е. способно развиваться, выходить за свои пределы. Это еще раз подчеркивает практический фундамент современного знания, в противоположность религиозно-мистическим системам, которые обычно не только не пытаются вывести из своего знания практически проверяемые следствия, но и панически боятся это делать, чтобы не попасть впросак. По всему выходит, что представления о непреодолимой консервативности тоналя по-видимому являются преувеличенными и излишне пессимистическими. Более развитому тоналю соответствует и большая гибкость, а консервативность есть свойство тоналя малоразвитого. Следовательно, перед лицом неизвестного выгоднее выступать, будучи вооруженным известным знанием, даже тогда, когда неизвестное не имеет себе аналога среди известного. И здесь решающее преимущество имеет развитая способность МЫСЛИТЬ(!), а не заученные "на зубок" тексты и правила. Современная культура характерна тем, что построена именно как система мышления, а не только как свод правил и заповедей. На одной памяти можно лишь с грехом пополам доучиться в начальной школе, и то если повезет. Дальше без развития мышления не подняться. Причем можно заметить, что мышление отнюдь не сводится к способности применения формализованных правил, хотя решения школьных задач оставляют именно такое впечатление. Вопреки этому ошибочному мнению, законы, правила и теоремы - это не основа мышления, а лишь его продукты. Своего рода вехи, который оставляет после себя мыслящий для тех, кто оказался позади него. Оставляет затем, чтобы помочь идущим за ним. Это можно сравнить с прокладкой первой лыжни для того, чтобы идущие следом экономили свои силы. Но эти сэкономленные силы нужны им только затем, чтобы на определенном этапе самим сойти с той лыжни и начать прокладывание своих путей в неведомое. Тем самым проявляется эффект коллективной взаимопомощи, способом сложения сил для дела, непосильного для одиночки. И лишь для слабого (умом) или ленивого эта ситуация выглядит в таком извращенном виде, как будто проложенная кем-то колея виновата в том, что принуждает его двигаться только по ней, тем самым якобы перекрывая ему путь в неведомое. Между тем, шаг в неведомое можно совершить абсолютно в любом месте трассы, для чего достаточно лишь оставить колею, проложенную другими. Но если такими силами человек не располагает, то виноват в этом, прежде всего, он сам, а не колея, вдоль которой он ползет. Не будь той колеи, так он бы не полз, а застрял в сугробе. А с помощью колеи у него все-таки появляется возможность научиться ходить на лыжах, значит - накопить опыт для самостоятельной прокладки пути. Примерно того же вида помощь оказывают родители своим детям, облегчая им стартовый отрезок пути. Предполагается, что, повзрослев, они пойдут дальше своими силами, а не станут сидеть на родительской шее. Таким образом, опыт предыдущих поколений, составляющий современную культуру, является не бременем и не проклятием, от которого неимоверно сложно избавиться, а, напротив, поддержкой и подспорьем для постижения всего нового и неизведанного. И в том, что мы являемся людьми, в этом тоже заслуга нашей культуры. Есть, конечно, и такие, кто проклинает культуру и социум за то, что те не дали им всего. Видят вину своего окружения в том, что им не дали всеведения, всемогущества, бессмертия и пр. И при этом самонадеянно полагают, что всему "лучшему", что имеют, они обязаны исключительно себе. Мол, появился я на свет таким совершенным, но после "несовершенные" родители и социум меня испортили. Короче говоря, во всем виновата улица. Под влиянием таких незрелых мыслей рождаются "теории", призывающие покинуть социум, поселиться в лесу, забыть все, чему учился, вернуться в детство, перестать разговаривать и думать, а в идеале превратиться в зверя (лучше ворону). Ну не смешно ли? Между тем ортодоксально настроенные последователи Кастанеды часто понимают наследие толтекских магов именно в данном ключе. Путь трансформации человека в "высшее существо" понимается ими как процесс избавления от всего человеческого. И в первую очередь от элементов культуры. Последняя понимается ими не как совокупность исторического опыта человечества, а как плод коллективного вымысла. При этом реальность полагается ими непостижимой для восприятия (нагуалем), а наше представление о мире объявляется исключительно плодом субъективных установок индивида, соответствующих позиции его точки сборки. В такой трактовке понятие реальности оказывается редуцированным, а субъект оказывается единственным творцом мира (собирает мир). Обучившись изменять свое состояние (смещать ТС), он соответственно получает возможность влиять на свое восприятие мира, тем самым становясь в нем хозяином (магом). От вопроса о том, что же именно воспринимает такой маг - разные восприятия одного и того же мира или разные миры - обычно под разными предлогами уходят. И действительно, после отказа от понятия реальности разница между миром и восприятием исчезает. Вопрос - "что на самом деле?" - становится невалидным. Каждый субъект оказывается наделен не только своим личным миром, но и целым сонмом личных миров для каждого из доступных ему положений точки сборки. Место реальности здесь занимает плод коллективного соглашения (намерения) субъектов. Установив ТС в одном и том же положении, они тем самым достигают взаимного соглашения относительно свойств мира. Такой мир должен по идее стабилизировать сам себя, оказывая фиксирующее воздействие на ТС своих "обитателей". Опыт в таком мире-соглашении не является более основой знания, поскольку оказывается вторичным от намерения своих создателей. Следовательно, любая информация о свойствах такого мира в принципе уже имеется в сознании своего "собирателя". И ему остается лишь войти в режим "вИдения", чтобы эту информацию осознать. Следует особо отметить ключевую роль понятия реальности в формировании подобного рода мировоззрения. А точнее - решения вопроса о ее познаваемости. Даже признавая существование объективной реальности (субъектонезависимой истины), результат будет зависеть от того, признается ли реальность полностью непознаваемой или хотя бы частично познаваемой. Достаточно объявить реальность полностью непознаваемой (100%-ный агностицизм), так сразу же наше восприятие окажется на те же 100% субъективным, т.е. весь мир станет исключительно порождением текущего состояния субъекта. И в этом случае мы неминуемо придем к мировоззрению ортодоксальных кастанедовцев. Однако если признать, что реальность хотя бы в малейшей степени познаваема, то ортодоксальное построение сразу же рассыпается. Напомню, что под познанием реальности подразумевается не то, что мы досконально познали какую-то малую ее часть, оставив остальную часть непознанной, а что-то типа снимания пенки со всей реальности. В последнем случае хотя мы ни в одном из ее мест не достигаем абсолютного знания, тем не менее, выбираем необходимый процент за счет познания каких-то отдельных ее черт на всем доступном нам множестве (как правило, в области своей практической деятельности). Чисто субъективное построение рассыпается потому, что при наличии в нашем сознании некоторой доли реальности, собираемые субъектами миры окажутся более не равноценны. Одни миры (а значит и соответствующие им позиции ТС) будут более реальны (содержат большую долю реальности), чем другие. Реальность выступит как неподвластная субъекту составляющая мира, в значительной степени определяющая бытие. В соответствии с этим практическая польза собранного мира станет зависеть в основном от "удельного веса" в нем реальности. В одной позиции ТС реальность окажется лучше воспринимаемой, в другой хуже, а в третьей вообще затеряется среди чисто субъективных переживаний. В результате первая позиция окажется наиболее реалистичной, а последняя - галлюцинацией. Знание теперь станет определяться в основном долей осознания реальности, а не способностями в конструировании произвольных миров. На первое место выйдет опыт, как источник постижения реальности. Такое расслоение никак не может оказаться индифферентным по отношению к эффективности практической деятельности в реальном мире, а значит, непременно скажется на выживаемости. Галлюцинирующие окажутся более беззащитными в реальном мире, чем те, кто все-таки воспринимает какую-то долю реальности. В конце концов естественный отбор сделает свое дело - ТС людей займет позицию, близкую к максимуму восприятия реальности. Таким образом, чисто галлюцинирующее сознание оказывается настолько неустойчивой формой, что не оставляет себе шансов стать преобладающим в процессе эволюции. Мы не являемся полностью счастливыми и беззаботными, ваяя представление о мире по своему вкусу, а занимаем весьма напряженную позицию, в которой наше субъективное состояние в очень сильной мере зависит от нашего внешнего окружения. Достаточно присмотреться к самим себе, чтобы убедиться в том, что мы ныне скорее не творцы, а рабы воспринимаемого нами мира. Причем эта наша зависимость от мира тем сильнее, чем больше мы завязаны на практические результаты от своей преобразовательской деятельности в мире. Там, где эти результаты легко наблюдаемы и проверяемы, имеет место высокая степень объективности (т.е. осознания реального положения вещей). В противном случае знания не помогали бы, а только мешали достижению нужных результатов. На этой же почве достигается и консенсус относительно этих знаний у разных культур. Однако, как только люди пытаются проявлять интерес к тем областям, где непосредственная практическая деятельность по любым причинам затруднена, то сразу же расцветает целый букет мнений и суждений, порой весьма противоречивого толка. В соответствии с этим, галлюцинаторная доля в знаниях подобного рода может быть весьма велика, поскольку не находит должной фильтрации практикой. К сожалению, высокий уровень галлюцинаторной составляющей наблюдается не только в области теологии, где религиозные догматы не могут быть подвергнуты проверке, но и в представлениях о науке и истории среди подавляющей массы населения. Что касается науки, то ее современный уровень ныне носит скорее элитарный характер, поскольку ни инструментарий науки, ни ее понятия не являются достоянием большинства населения. То же можно сказать и о компетентности населения касательно исторических документов и фактов. Усилия средней школы тут нельзя признать достаточными, поскольку применяемый ею метод обучения основан на заучивании научных и исторических "истин". Т.е. по своей сути мало отличается от заучивания ритуалов и молитв. В результате повсеместно находит распространение галлюцинаторная система представлений, опирающаяся на произведения литераторов и журналистов, пекущихся в первую очередь о популярности и сенсационности, чем о соответствии с реальностью. Следует отдавать себе отчет в том, что в разворачивающемся процессе глобализации культуры галлюцинаторный поток большинства тоже сливается в страшную стихию, подобно тому, как мелкие ручейки и речушки сливаются в полноводную своенравную реку. Не находя себе опоры в реальности, этот лишенный берегов поток неминуемо превращается в смерч. Т.е. оказывается захвачен в цикл автогенерации. Относительно последнего термина требуются разъяснения. Наиболее наглядно автогенерацию можно продемонстрировать, если поднести включенный микрофон к звуковой колонке, которая воспроизводит попадающие в него звуки. С достижением некоторого критического состояния звук срывается на оглушительный свист или рев. Вхождение в этот режим может спровоцировать громкий звук или тон некоторой частоты. Громкость этого рева будет ограничена только мощностью усилителя (выберет ее всю без остатка), а высота тона будет определяться исключительно параметрами системы "микрофон-усилитель-колонка" (а отнюдь не параметрами спровоцировавшего ситуацию звука). Колонка будет реветь потому, что микрофон слышит рев, а микрофон, в свою очередь, будет слышать его до тех пор, пока ревет колонка. Замкнутый круг. Подобные явления, поддерживающие сами себя, широко распространены в природе и могут быть отнесены к автогенерации, т.е. процессу, возникающему в случаях, когда на вход некоторой системы (усилителя) попадает сигнал с ее выхода. В радиотехнике такое соединение носит название "цепи положительной обратной связи", а автогенерацию называют "самовозбуждением" или "генерацией". Чтобы избежать возникновения таких цепей, в радиоэлектронных устройствах как можно дальше разносят друг от друга входные и выходные части устройства, применяют тщательное экранирование и другие специальные средства. Круг таких явлений весьма и весьма широк, и выходит далеко за пределы приведенного мной примера. И к их числу принадлежит не только настоящий смерч, но и большинство устойчивых природных явлений. Не даром "уроборос" (змей, кусающий свой собственный хвост) считается сакральным символом. Что же касается нашего случая, то к нему все это имеет самое непосредственное отношение, поскольку восприятие человека вполне можно рассматривать как систему с входом (органы чувств), подключенным к внешнему миру, и выходом в индивидуальное сознание. В идеале такая система должна была доводить до сознания образ окружающего мира, а на деле явление автогенерации может все испортить. Наименее всего автогенерации может быть подвержен ... Робинзон Крузо, находясь один на один с природой на необитаемом острове, и включенный в трудовую деятельность. Пожалуй, единственным процессом, имеющим характер автогенерации, здесь остается сновидение. В этом состоянии продукты сознания (выходной сигнал) человека воспринимаются как сигналы от органов чувств (попадают на вход), порождая устойчивое состояние самовозбуждения. Это делает сновидение, пожалуй, одним из самых информативных явлений, могущих не только пролить свет на параметры автогенерации у человека, но и найти от нее своего рода вакцину. В социуме явление автогенерации возникает повсеместно в состоянии бодрствования. И может это происходить потому, что члены социума образуют коллективную "цепь положительной обратной связи". Действительно, в современном социуме межличностные связи типа "человек-человек" начинают превалировать над связями типа "человек-природа". Иными словами, связь с природой каждого отдельного индивида оказывается ОПОСРЕДОВАННОЙ цепочкой других людей, из-за чего часто критерии успеха оказываются оторванными от практической деятельности. Успех все больше начинает зависеть от мнения начальства, величины оклада, стажа работы, наличия полезных знакомств и других подспудных обстоятельств. Жизнь человека оказывается зависимой от других людей гораздо в большей степени, чем от природных катаклизмов. Влияния последних оказываются смазанными из-за преобладания разделения труда. Так, скажем, заработок сельскохозяйственного рабочего в социуме может не зависеть от величины урожая, т.е. результатов его труда. Причем это касается абсолютно всех сторон жизни, а не только ее материальной составляющей. Духовные потребности людей оказываются спровоцированными средствами массовой информации и примером соседей, а те в свою очередь определяют социальный запрос на информацию. Снова все тот же круг автогенерации, когда причина является одновременно и своим следствием. Эта проблема замечательно изложена у В.Пелевина в книге "Поколение П". Рассмотрение социальных феноменов как эффектов автогенерации, позволяет отмежеваться от стереотипных объяснений и придти к очень важным выводам. Прежде всего важен тот факт, что "социальный резонанс" не может быть объяснен примитивной схемой - "один начал драку и из-за этого потасовка захватила всех". Аналогия с электротехникой утверждает обратное - для самовозбужения система изначально должна иметь "склонность" к распространению в ней и поддержанию сигналов, строго определенных частот. Такие частоты носят название "собственных частот". Только эти частоты могут в течение длительного времени генерироваться системой. Любой иной сигнал либо неизбежно угасает в системе, либо перерастает в собственные колебания, тем самым провоцируя автогенерацию. Например, параметры собственного колебания маятника (период) полностью определяются его конструкцией (длиной коромысла), но никак не зависят от характера толчка, вызвавшего его колебания. Образно говоря, не детонатор взрывает бочку с порохом, а сам порох имеет склонность к возгоранию. Детонатор тут явился все тем же провокатором, вызвавшим цепную реакцию. Причинно-следственная парадигма в такого типа явлениях направляет на ложный след тем, что возлагает слишком много ответственности на инициатора, в то время как истинная причина оказывается замаскированной. Социальные явления хотя и тоже иногда могут принимать взрывной характер типа "массового психоза", но чаще всего носят менее интенсивный характер - сказывается утомляемость, которая свойственна психической организации человека. Тем не менее сам характер социальных феноменов оказывается и в этом случае обусловлен в большей степени человеческими качествами, нежели историческими причинами. Эти соображения позволяют несколько в ином свете взглянуть на человеческую культуру. Та ее часть, которую можно отнести к естествознанию, оказалась настолько тесно вплетенной в преобразовательскую практику (в основном производственную), что доля объективности (степени отражения реальности) в ней постоянно растет, хотя в среднем это повышение оказывается несколько заниженным из-за стремительного расширения сферы интересов в области, где практики еще недостаточно. В то время как гуманитарная часть культуры находится под сильнейшим прессингом фантомов, представляющих продукт автогенерации. Причем последняя часть в численном отношении превалирует, поскольку в ее сферу попадает вся массовая культура, тогда как естествоиспытание является уделом немногих. Можно смело утверждать, что абсолютное большинство идей нашло распространение в социуме не столько по причине их истинности, сколько благодаря тому, что они по каким-то причинам были благосклонно приняты большинством. Причем эти причины лежат исключительно в субъективной области, т.е. вытекают из человеческих предпочтений, носящих, можно сказать, архетипический характер. Главным образом - власть (или ее уменьшенный вариант - богатство) и бессмертие (или ее уменьшенный вариант - здоровье). А в остальном - все, что независимо от причин ощущается либо как приятное, либо оказывает успокаивающее влияние на страхи. Крайне жаль, что в своем большинстве люди не научились распознавать эти "сладкие конфетки", спрятанные буквально во всех хоть сколько-нибудь известных теориях или идеях. Без этой "начинки" идея не получила бы распространения, ей не хватило бы для этого популярности. А вытряхивать начинку все-таки надо, иначе не понять, представляет ли та идея какую-либо ценность, кроме сладкой "приправы". Надо заметить, что большинство истин чаще бывают на вкус довольно горькими, и, к тому же, трудно разжевываемыми. Уже сам факт того, что столь невкусный для публики продукт смог достигнуть "прилавка", говорит о многом. Можно биться об заклад, что без "помощи" реальности тут не обошлось. Горькую пилюлю может заставить принимать только НЕОБХОДИМОСТЬ, вытекающая из опыта. А вот с подслащенными продуктами следует быть чрезвычайно бдительными. Ах, ваша религия гарантирует своим адептам жизнь вечную в раю? - С вами нам все ясно! Уберите из любой религии все, что касается "награды праведникам" и "наказания грешникам", и сразу от популярности учения ничего не останется. А вот химия или квантовая механика не грозят карами тем, кто их не учит. Да и черезмерных благ тоже не обещают. После того, как химия отказалась от идеи синтеза философского камня, дающего все тоже бессмертие и превращающего все металлы в золото (богатство), она сильно растеряла популярность в массах. Ау! Кто хочет химию учить? Учебников навалом! - Что-то не видно массового энтузиазма. Вот и обходится современная эзотерика нынче без химии. Зачем она ей? Что же касается собственно учения дона Хуана, изложенного в книгах Карлоса Кастанеды, то спрятанная в его обертке "сладость" обнаруживается без обыска. Причем закладки не блещут оригинальностью - магия (один из ипостасей власти/всемогущества) и обещание самым продвинутым личного бессмертия сознания/осознания. Факт, однако, не радостный. Означает ли это, что нагуализм дона Хуана - чистое жульничество? Строго говоря, нет. Остается еще возможность, что та конфетка была приманкой, позволившей увеличить тираж и придать учению популярность. Ведь средневековые алхимики тоже прибегали к обещанию обогатить и обессмертить мецената, пожертвовавшего деньги на исследования. И не так ли поступают современные ученые, пробивая себе грант? Представители "нового цикла" критически относятся к агностико-субъективному мировоззрению ортодоксальных последователей Кастанеды. И дело не изменится, даже если окажется, что мировоззрение толтекстких магов тоже было таким. Новое вправе отрицать элементы старого. Тем более, когда для такого поступка имеются весомые основания. А основания такие имеются. Наша цивилизация достигла невиданных доселе успехов в познании мира. Ничего подобного в истории никогда не было, даже у древних цивилизаций в пору их расцвета. Имеющаяся в распоряжении информация о мире достигла такого объема, что предположение о ее чисто субъективном происхождении (как результата соглашения) более не выдерживает критики. Сложность и огромный объем этой информации делает ее недоступной для одного человека, а население планеты в среднем владеет лишь очень незначительной ее частью. Во всей полноте информацией владеют лишь специалисты, каждый лишь в своем, исключительно узком секторе специализации. Тем не менее, эффекты от практического применения этой информации наблюдаются повсеместно. Такое положение вещей не может быть сведено к чисто субъективному, ибо для этого потребовалась бы неимоверно синхронная настройка сознаний всех субъектов, что вступает в резкое противоречие со способностями индивидов к обучению и взаимопониманию. Последние оставляют желать много лучшего. А при низкой способности к взаимопониманию не может произойти столь точная сонастройка относительно свойств элементов мира, которая наблюдается в большинстве случаев. Объяснение магии, как способа манипуляции с личным восприятием, не может считаться полностью удовлетворительным. Тем не менее, субъективный фактор, по-видимому, продолжает оставаться определяющим во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому, взявшись за это звено, можно в самом деле вытянуть такие возможности, которые на полном основании могут называться магическими. Тем не менее не стоит обольщаться на счет того, что нагуализм или какое-либо другое отдельное учение может быть самодостаточным и окажется когда-либо способным вывести из своих положений все то многообразие, что представляет собой предмет естественных наук. Не станет панацеей и нигилистическая позиция, отрицающая полезность всего того, что находится за границей учения. Ведь прежде всего наш самый главный учитель - это Вселенная, а разнообразные учения есть лишь взгляд на нее из одной точки, точки сознания отдельного человека. |