Ну, этот текст у Мода чуть лучше. Хотя до главного так и не дошло, да и вряд ли дойдет
А мне текст Мода очень понравился. Мод - настоящий нагвалист второго цикла!
Не напиши он этот свой текст, я бы, наверное, вместо него что-то в том же стиле накатала. Но раз уж он с таким текстом выступил, то мне придется выступить в роли оппонента, хотя бы в малой степени подправив некоторые акценты, которые мне показались "упадническими". Этим словом я называю общую картину, сводящуюся к тому, что надо делать хорошо и не надо плохо
. А кто бы в том сомневался?
...навести порядок в плане собственного отношении к окружающему миру...
...нестереотипное отношение к объектам окружающего мира с соответствующим поведением...
...исследования любой вариантности вашего поведения и поступков в мельчайших подробностях на предмет автоматичности, обоснованности, необходимости и достаточности...
...отслеживать проявления эмоциональных проявлений и каких-то страхов и чувств, спокойно анализировать источник их появления, адекватно оценивать уместность и полезность...
Все это, конечно, правильно, но чем-то напоминает речь Брежнева на N-ом съезде КПСС, где всё тоже вроде правильно, только строить коммунизм после той речи пропадало желание
. Ибо после этого коммунизм казался таким же занудно-правильным, как и та речь. А тут и того хуже, т.к. там то хоть коммунизм обещали, а тут что? Ради чего вся эта жесткая мушра собственной психики? Ради лучшего выживания?
Я тут вот что имею ввиду. Скажем, если вы не играете на бирже, но каков смысл читать биржевые новости? А уж тем более вникать в мельчайшие подробности завершившихся торговых сделок и намечающихся новых? Ясное дело, что незачем. Ведь башка-то не резиновая
. Короче говоря, вникание в подробности того, что нам ненужно приводит примерно к такой же бесполезной трате времени и энергии, как и вся прочая мура, которой занимаются обычные люди. Т.е., утверждая, что обычные люди (не нагвалисты) растрачивают свое время и энергию не оптимально, следует объяснять, чем иные варианты лучше. В этом же смысле весьма сомнительно, что сновидение достойно большего внимания, чем явь. А то и другое вместе тоже вызывают сильные сомнения в отношении ценности достижений.
Так что если оценить привлекательность книг Кастанеды, то окажется, что привлекательны они вовсе не "оптимизацией жизни", а открытием неких, доселе невиданных и не слыханных возможностей и способностей. А нагуализм имеет ценность только в той мере, в которой он обещает добраться до того и другого. Но как только нагуализм (или его толкователи) усомнятся в достижимости самих этих целей, то он превращается в ... замену коммунизма на высокую производительность труда
. И тут народ вправе спросить "а на хрен нам высоко-производительно выламываться, если коммунизма не будет?".
По большому счету людям (да и всем нам) плевать на "благосостояние", если появляется возможность проникнуть за грань чудесного. И именно это во все времена двигало людей в неизведанное. А просто так заниматься упражнениями ради собственного "совершенства" как-то слишком тоскливо. Тем паче, что это совершенство не только не принесет нам счастья (ведь для счастья просто необходимо быть немножко дурачком
), да и многие аспекты реальности слишком тяжелы для осознания (не только смысле сложности достижения, а трудности потом жить с этим знанием). Но ради чего-то "высшего" и "достойного" на всё это можно было бы пойти, а просто так нет.
На мой взгляд, суть нагуализма состоит в особом упоре на психику, как на ключевой элемент нашей связи с миром. Точно так же как когда-то уповали достигнуть коммунизма путем развития производства, точно так и нагуалисты уповают на возможности развития психики, полагая, что это способно дать результаты, несравненно более весомые, чем коммунизм или какие-то иные материальные удобства или ценности. С одной стороны это так, но с другой стороны слишком стрёмно, т.к. психика под давлением легко идет на подлог, покладисто уступая такой настойчивости. И большинство тех, кто рапортует о достижениях, подобных чудесам из книг Кастанеды, обычно являются заложниками ситуации, в которую сами же спровоцировали, - деформированная психика замещает реальность фантазиями, создавая у ее обладателя иллюзию достижения искомого результата. Т.е. здесь начинается путь иллюзий, возврата из которого нет. Гораздо сложнее оставаться в рамках реальности, действительно воспринимая ее чудесную часть, а не галлюцинируя ее. В определенном смысле это высший пилотаж
, т.к. грань здесь очень зыбка.