Постнагуализм
25 апреля 2024, 16:01:07 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

      Логин             Пароль
В разделе "Свободная территория" можно общаться без аккаунта!
"Тема для быстрой регистрации"
 
   Начало   Помощь Правила Поиск Войти Регистрация Чат Портал  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Философия - инструмент познания?  (Прочитано 6412 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
mod
Гость
« : 24 января 2013, 00:54:32 »

Не уверен насколько будет логично и  прагматично выделять в отдельную тему философию, называя при этом ее инструментом познания. Так как философия, как понятие, включает в себя всю теорию и практику познания всего сущего со всей совокупностью познавательных  методов. А гносеология, таким образом, является разделом философии.

Тем не менее, по-моему, философия заслуживает отдельной темы для того чтобы попытаться разобраться в ней (теме) и постараться выяснить насколько философия самостоятельна да и вообще состоятельна как инструмент познания на современном этапе.

В обществе давно стало нормой рассматривать филосфию в значении софистики, считая ее ненужной в повседневности вещью. Тем не менее, понятия философии и софистики в корне друг от друга отличаются. И все же попробуем эти два понятия разграничить, т.к. несмотря на схожесть этимологии данных понятий, критерий их разграничений все же имеется.

Этимологически понятие "философия" определяется как любовь к мудрствовованию. Если же взять современное наполнение философии, то видно, что предмет ее изучения обширен. В предмет исследования философии входят как собственно все разнообразие отраслей наук,  так и разнообразные религиозные и философфские направления на определенном этапе развития обществ, сами методы познания в своей совокупности, логика является одновременно разделом и основным интсрументом  философии.

Т.о. философия - это учении о бытии в целом,  о человеке и месте человека в мире, о взаимодейстивии человека и окружающего мира (в том числе и познавательной деятельности). Такое толкование философии является наиболее рапространенным. Следует отметить, что в настоящее время роль философии, как системы познания, существенно нивелирована. И то что на определенном этапе (в силу ограниченности имеющихся у человека средств познания мира) являлось достаточно целостной системой, носителем которой вполне мог быть один человек (к примеру, один из древнегреческих философов), теперь представляет собой веер отраслей научного знания и обширнейшей части объектов и материалов, исследованием которых заняты большие группы людей. А отдельный человек на современном этапе просто не может "объять необъятное" в силу ограниченности времени, средств и возможностей. Особенно этот диссонанс стал заметен в последние столетия стремительного роста научно-технического прогресса. Объемы информации об окружающем мире множаться в геометрический прогресси и очень непросто в таком море информации быть в крусе всего, сейчас невозможно быть философом эпохи зарождения самого понятия философии, идущим в ногу со временем. Поэтому и подходы к пониманию современной философии будут резко отличаться от древнегреческих или средневековых.

Попробуем оттолкнутся от самого понятия "мудрствования", являющегося основой для слова "философия". В сущности "мудрствование" (если отвлечсья от праздно-ироничного контекста) представляет процесс обработки "выжимок знаний" основанных на плотном жизненном опыте, а также максимально эффективное использование таковый  знаний в процессе жизнедеятельности. Если не рассматривать философию в таком в таком прикладном аспекте, то, дейстивтельно, необходимо будет признать, что от философии останется одна софистика. Которая, между прочим, во время своего недолгого существования была "детищем" своего, пусть и непродолжительного периода времени и представляла из себя искусный навык логических умозаключений выводимых в процессе спора. Для софистики не было столь важна истинность используемых в процессе спора посылок и понятий и соответствие их действительности. В сущности это искусство логичной болтовни, было широко востребованной, к примеру, в судебной системе или политике форума, т.е. там, где было необходимо пролоббировать определенное решение или убедить группу людй в своей правоте. В меньшей степени этот инструмент использвался в гносеологических целях, для получения действительно новой информации об окружающем мире. Однако, и это вполне объяснимо. Низкий уровень технологий, и востребованность в добыче новых знаний из окружающей среды с лихвой компенсировалось востребованностью таких навыков в жизни общества.

Итак, понятно, что  для того чтобы философия "заработала" в настоящее время как инструмент ей необходимо "нагрузить" практикой. Для того чтобы как-то ококонтурить это, попробую еще раз кратко расставить акценты.

Философия - учитывает и работает со всеми сферами знаний и источниками информации, опирается, прежде всего, на логический метод, позволяет использовать полученную информацию "мудро", т.е. максимально практичным  и эффективным образом. На современном этапе это заключается в таких глоабльных задачах, как связывание, насколько это возможно, на основе логики различных отраслей научного знания между собой в единую мирвоозренческую систему, пересмотр мировоззренческих систем прошлого с учетом современного уровня научного знания.

Окей, -  скажите вы  - все это, конечно,  классно, однако выше было сказано о невозможности "объять необъятное". Однако, действительно, "обнимать" необъятное и знать все аки Вассерман совсем незачем. Возьмем только то, что необходимо применительно к моменту и объекту исследования. А если не хватит - придем и еще возьмем. :) Речь о том, чтобы использовать философский метод при исследовании, к примеру, таких мировоззренческих систем как... тот же кастанедовский нагуализм.. или его более поздние интерпретации. В исследованию данных систем, я полагаю, следует подходить максимально невовлеченно, логично, цинично, в случае необходимости учитывая накопленный материал современных научных занний по разным вопросам,  другие философские системы, органично применяя также и спектр других методов познания от чувственного познания, через эксперимент,  к техническим средствам и прочим доступным способам. К тому же современные информационные технологии позволяют добывать и использовать блоки информации достаточно споро.
« Последнее редактирование: 24 января 2013, 22:12:45 от mod » Записан
Ртуть
Гость
« Ответ #1 : 24 января 2013, 09:34:41 »

  Мод ты наверное не стой ноги встал? Над всеми науками стоит философия, так как она задает темп и направление всем остальным. Сначала философия выдвигает тезис, только потом, вся эта шушера из физиков и прочих аналитегов начинает шевелится. Физика это часть философии, а квантовая механика раздел физики, и никак не наоборот, как тут хотят представить некоторые товарищи.
Записан
mod
Гость
« Ответ #2 : 24 января 2013, 23:06:20 »

 Мод ты наверное не стой ноги встал? Над всеми науками стоит философия, так как она задает темп и направление всем остальным.
Так я акцент  в первой паре абзацах на этом и сделал. Это классическая научная позиция  рассматривать философию как координирующую и организующую надстройку над всеми науками. Здесь также оговаривался на этот счет:
Цитата:
Философия - учитывает и работает со всеми сферами знаний и источниками информации, опирается, прежде всего, на логический метод, позволяет использовать полученную информацию "мудро", т.е. максимально практичным  и эффективным образом. На современном этапе это заключается в таких глоабльных задачах, как связывание, насколько это возможно, на основе логики различных отраслей научного знания между собой в единую мирвоозренческую систему, пересмотр мировоззренческих систем прошлого с учетом современного уровня научного знания.

С этим-то как раз вроде понятно. И вроде бы все хорошо и востребовано. Сейчас имеется веер научных отраслей, занимающихся каждая своим предметом исследования. Имеется собственно философия, в функцию которой как раз и входит в том числе, упомянутое Пипой в теме о технических средствах познания попытки стыковки различных наук в единую систему:
И вот именно это мы сейчас отчетливо наблюдаем на примере бурного роста познания на стыке наук. Действительно, именно эти края наук и не были в достаточной мере отжаты нашими предками, а возможность это сделать предоставилась только сейчас, в процессе стыковки разных отраслей, т.е. благодаря тому самому объединению знаний в одной поисковой системе.
Т.е. науки "роют". Философия аки "богиня мудрости" как бы курирует процесс, дескать, "это сюда, а это - сюда, это вот с этим, а вот то нам не годится..."

Однако, это только красивая картина далекая от действительности. И все потому, что в различных отраслях наук и самой философии работуют конкретные человеки. На самом деле каждый специалист "вариться в собственном соку" и ему пофиг на то, что там делается в соседних отраслях наук. Он вообще, в этом мало разбирается. И его понять можно. Он ведь не "не подписывался на обслуживание еще каких-то факультативно-смежные области знания", ему зарплату за свою отрасль плотять :) Также действуют в своем большинстве философы наполняющие философские факультеты и кафедры бесчисленный научных учреждений. Как правило, они не занимаються изучением ряда смежных отраслей наук не пытаются их понятийно объединить или подогнать новые знания под уже имеющийся "общефилософской движок", а занимаются исключительно разделами философии с его абстрактными рассуждениями о бытии и историей философских школ. А вот действительно двигают прогресс, как правило, другие. Их не очень то и много и зачастую они известные личности и изобретатели. Т.к. в свое время овладели теорией и практикой нескольких смежных отраслей знания и органично подогнали это под философскую парадигму совсременности того общества, в котором живут. И потому заслуженно, к примеру, получили помимо "доктора таких-то наук" еще и научное звание "доктора филсофии". Однако, таковой пример я привел не столько для упоминания неких абстрактных людей-движителей современного технологического прогресса", сколько для того чтобы напомнить, что сама по себе философия ничего не дает, а кардинально новое привносят конкретные люди, владеющие в совершенстве определенным (и весьма немалым) багажом знаний + органичное вкраивание данных знаний в систему представлений посредством философской методы.


P.S.: На да фиг с ними, с этими  столпами наук, светилами современной науки. А нам-то, простым смертным зачем эта философия сдалась, а...? ???
Записан
танака
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 1409



« Ответ #3 : 24 января 2013, 23:23:40 »

В том-то и дело что философия определяет что является наукой а что нет не будучи ею сама, поэтому введение какой-нибудь "теологии" вполне философски обоснованно поскольку объективный идеализм ничем не хуже диалектического материализма как концепция и не одному из них не переспорить друг друга. Так же можно выдумать философию согласно которой наукой является нагвализм - разве миры сновидения менее полезны для Человечества чем какой-нибудь Марс?
Записан

Midnight mare and blood red roan,
Fight to Keep this Land Your Own
Sound the horn and call the cry,
How Many of Them Can We Make Die!
fedia
Гость
« Ответ #4 : 24 января 2013, 23:32:51 »

P.S.: На да фиг с ними, с этими  столпами наук, светилами современной науки. А нам-то, простым смертным зачем эта философия сдалась, а...?
дх был практикующий философ

Записан
mod
Гость
« Ответ #5 : 24 января 2013, 23:42:59 »

В том-то и дело что философия определяет что является наукой а что нет не будучи ею сама, поэтому введение какой-нибудь "теологии" вполне философски обоснованно поскольку объективный идеализм ничем не хуже диалектического материализма как концепция и не одному из них не переспорить друг друга.
И введение теологии, и объективный идеализм и диалектический материализм будут состоятельны постольку, поскольку их идеи будут практичны в применении. С этих позиций, глядишь, и спорить не придется... А, вообще, есть хорошая пословица "каждому овощу - свое время". Применительно к данной теме означает, что любого вида философское течение появлялось в свое время и определялась конкретными условиями и обстоятельствами возникновения.

Так же можно выдумать философию согласно которой наукой является нагвализм - разве миры сновидения менее полезны для Человечества чем какой-нибудь Марс?
А зачем специально выдумывать философию чего-то?
И, кстати, почему в нашем обществе нагуализм не считается наукой? ???
Записан
mod
Гость
« Ответ #6 : 24 января 2013, 23:45:45 »

дх был практикующий философ
Кстати "дх был" - это ведь со слов Кастанеды?
Записан
танака
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 1409



« Ответ #7 : 24 января 2013, 23:47:06 »

И введение теологии, и объективный идеализм и диалектический материализм будут состоятельны постольку, поскольку их идеи будут практичны в применении.

А что есть практичность в применении, хрюсы скажут что их учение спасает "душу" и так далее а философски это хрен оспоришь.
Записан

Midnight mare and blood red roan,
Fight to Keep this Land Your Own
Sound the horn and call the cry,
How Many of Them Can We Make Die!
fedia
Гость
« Ответ #8 : 24 января 2013, 23:50:40 »

Кстати "дх был" - это ведь со слов Кастанеды?
я обычно в таких случаях говорю что его бытие даже в качестве литературного героя, намного реальнее чем бытие людей с которыми я имею дело в реальности.
Посмотри скажем на танаку, ртуть или меня и скажи - реальны мы или нет ?
Записан
mod
Гость
« Ответ #9 : 25 января 2013, 00:14:00 »

А что есть практичность в применении, хрюсы скажут что их учение спасает "душу" и так далее а философски это хрен оспоришь.
А кто такие эти "хрюсы"?  ::)

Мало ли что какие-то "хрюсы" там скажут. Вот Кастанеда тоже говорил, что "дон Хуан жил, дон Хуан - жив, дон Хуан - будет жить".
Только вот будет ли это действительно так?

Так вот, для того чтобы попробовать проверить этот факт
Цитата:
учение спасает "душу"
По всей видимости стоит максимально полно задействовать комплекс доступных средств :)
Понаблюдать и составить статистику процесса "спасения душ", провести экспериментальное "спасение души" в искусственных условиях, причем, неоднократно, составить статистику результатов экспериментального исследования. Определить "спасается" ли действительно "душа" или нечто другое. Провести исследование из чего состоит, то, что "спасается" и куда оно "спасается"... далее эксперименты, наблюдения, результаты, фиксация результатов на техническими средства и на носители, параллельно выработка научно-обоснованных методов "спасения" и алгоритма "спасения" стабильно работающего как в теории, так и в практике... Философы будет в этой схеме "наводить мосты" между "учением", расказанным некими "хрюсами" , согласно которому что-то "спасается" и тем, что на самом деле "спаслось" бла-даря комплексным усилиям физиков, химиков и программеров. Философы определят действительно ли то что "спасается" - спасается, и спасается ли,  действительно, по месту современного назначения, а также разрулят некотрые недоразумения между физиками химиками и программерами, если у них возникнут разные воззрения на то, что и куда спасается.
Просто все вроде...  :-\
 



Записан
mod
Гость
« Ответ #10 : 25 января 2013, 00:20:47 »

Посмотри скажем на танаку, ртуть или меня и скажи - реальны мы или нет ?
Я лишь могу судить о том, что кто-то под определенными никами высказывается на форуме в виде сообщений в определенной форме и определенного содержания в определенной стилистической манере. То что ваши сообщения на данном форуме отражаются на экране монитора - факт вполне реальный. Также я видел фотки которые выкладывал Ртуть :)

Записан
Ртуть
Гость
« Ответ #11 : 25 января 2013, 00:22:31 »

  Товарищ, Мишель Монтень.

О том, что философствовать - это значит учиться умирать.

http://lib.ru/FILOSOF/MONTEN/death.txt
Записан
fedia
Гость
« Ответ #12 : 25 января 2013, 00:50:48 »

Я лишь могу судить о том, что кто-то под определенными никами высказывается на форуме
это понятно но
допустим ты видишь человека в реальности говоришь с ним и при этом четко осознаеш что в его сущности нет ничего что бы не было тривиальным либо не имеющим никакого значения и если ты отвернешься то память о нем мгновенно сотрется не оставив следов
Будет ли такой человек реален для тебя ? Или это будет скорее фантом ?

Товарищ, Мишель Монтень.
О том, что философствовать - это значит учиться умирать.
http://lib.ru/FILOSOF/MONTEN/death.txt
Цитата:
Я  хочу, чтобы  люди действовали, чтобы  они как можно лучше  выполняли
налагаемые на них жизнью обязанности, чтобы смерть застигла меня за посадкой
капусты, но я  желаю  сохранить полное равнодушие и к  ней, и,  тем более, к
моему не до конца возделанному огороду.
:)

Записан
mod
Гость
« Ответ #13 : 12 февраля 2013, 23:39:23 »

В одной из тем был задан вопрос о субъекте и объекте познавательной деятельности.
По просьбам "трудящихся" попробую оконтурить понятия используемые в беседе о познавательном процессе в данной теме. Так как эти категории логичнее всего отнести к гносеологическому разделу философии.
Речь пойдет об объекте и субъекте познания и процессе их взаимодействия. Указанные понятия являются абстрактными со всеми вытекающими из этого последствиями.

Познание. Это абстрактный процесс взаимодействия субъекта и объекта существующей действительности. Где объект познания существует лишь благодаря наличию субъекта. А субъект - неотъемлемый элемент объекта, имеющий возможность эту действительность использовать. Процесс познания  - это "путь" использования.

Объект познания. Как ранее уже говорилось под объектом познания понимается весь окружающий мир в его единстве, целостности и взаимосвязи. Учитывая, что субъект познания, как носитель процесса познания, является неотделимой частью мира, в котором пребывает, то, сооветсвтеннно, субъект, как носитель инструментов познания,  также является равноценным объектом познания наряду с другими объектами окружающего мира. Имеется ввиду человек целиком в единстве существования тела и сознания. И хотя есть предположения о возможности существования процесса познания  без участия тела, тем не менее, до сих нет достаточных подтверждений автономности его существования. Понятное дело, во все времена, да и сейчас также вопросом вопросов остается вопрос о природе познания, представляющей собой ту едва уловимую "грань", которая разделяет собственно объект познания от субъекта. Думаю, хотя и возможно с достаточной степенью условности произвести между ними максимально приближенную к конкретике грань, однако, тем не менее, - это будет всего лишь умозрительный ход удобный для рассуждений. Ибо понятно, что процесс познания возможен лишь только при  наличии объекта как такового и не может производитсься субъектом в отсутствие объекта. Иначе же существование субъекта познания потеряет свой смысл.
Рассуждая о возможном понятийном разделении субъекта и объекта встает вопрос о субъекте в системе "субъект-объект"...

Субъект познания. Это тот элемент гносеологического тандема "объект - субъект", который в процессе жизнедеятельности способен получать, обрабатывать и использовать исходя из насущных целей информацию об окружающем мире, о себе и своем месте в этом мире. Оданко, возникает вопрос о том как его корректно оконтурить. В идеале субъектом будет сам процесс обработки и дальнейшего использования сигналов об окружающей среде. Но данный процесс является неотделимым от его носителя. А его носителем является  физическое тело. Однако, физическое тело, как носитель сознания, обладает лишь некоторой степенью автономности. Т.к. человек - существо сложноорганизованного социума, психофизичиские данные которого развивались и формировались также в социуме. Сам процесс познания которым обладает человек со всей полнотой "спектра" познавательных инструментов неотделим от того социума, где данный индивид проходил социализацию. Социум, же в свою очередь, в процессе формировался развивался с учетом конкретных исторических событий. Таким образом, не будет преувеличением указать на субъекта познания и в широком смысле - как на конкретное общество или всю человеческую цивилизацию в целом. Которая, в свою очередь, сущестовала в нераздельном единстве с окуржающем миром :)

Исходя из такой раскладки можно сделать вывод о неразрывности сосуществвания и неотъемлемости субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности. Сам же процесс познания с разделением его на субъект, объект и их взаимосвязь уместен постольку, поскольку уместно рассуждение о направлении о последовательности  изменений человека как представителя цивилизации. Если проще, то о направлении его эволюции.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:        Главная

Postnagualism © 2010. Все права защищены и охраняются законом.
Материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам.
При использовании любого материала с данного сайта в печатных или интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна.
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC