Но по мере обеспечения этого "безопасного безделья" человек в силу инерции своего инстинкта самозащиты, начинает искать что-то еще. Что бы ЗАНИМАЛО его сознание. Потому, что сознание в таком режиме работает, что не может быть не загружаемо....
Так я о том же и говорю. Что "технологическая" культура создала между человеком и реальностью достаточно толстую подушку безопасности, благодаря которой у человека появилось свободное время, которое стало возможно тратить на всякую фигню
. Т.е. развитие искусств это уже вторичное следствие успехов культуры технологической.
Расчет на то, что какая-то искусная последовательность звуков приведет к резкому прогрессу психики, по свой сути достаточно абсурдна. Она того же рода, что и ожидание этого эффекта от изменения порядка поедания снеди на тарелке
, или последовательности сгибания и разгибания пальцев на руках и ногах
. Вера в существование "магических последовательностей" звуков и цветов того же рода, что и вера в действенность "магических фраз" (заклинаний) и прочих ритуалов (последовательности действий).
Если стоит задача совершенствования мышления, то и надо заниматься делом, требующим умственных усилий, а не рассчитывать на "магическую последовательность звуков", прослушав которую, вы сразу поумнеете. Т.е. в отношении психики верны те же самые принципы, что и в тренировке физических возможностей: "что тренируешь, то и совершенствуешь!".
Именно поэтому творцы стихов и музыки смогли нас порадовать именно стихами и музыкой, а не чем-то еще. Т.к. для того, чтобы порадовать чем-то еще, надо этим "еще" заниматься специально. Тем самым, занимаясь музицированием, вы лишь развиваете в себе соответствующие этому занятию музыкальные способности. Скажем, уроки пения научат управлять свои голосом, но не научат игре на скрипке. А тренировки по части скрипичной игры, не научат хорошо петь. Т.е. даже в самой сфере музыки явно видна специализация ровно с тем же рабочим правилом - "что тренируешь, то и совершенствуешь!".
Вот вы до автоматизма тренируете пальцы рук, стараясь выдавить нужные звуки из своего фортепьяно
, и наивно надеетесь, что ваша психика сделает рывок с места в карьер. Т.е это снова вера из того разряда, что занимаясь одним делом, вы получите профит в другом.
Что же касается трудных для психики задач, то поверьте, что они гораздо сложнее, чем перебирать пальцами по клавишам. А уж с прослушиванием музыки и не сравнить.
Умеющего лишь играть собачий вальс одним пальцем
со временем можно обучить играть всеми десятью пальцами и брать педаль, но по сути это того же рода выучка, что и машинистки, печатающей 10-пальцевым методом вслепую
. Сильно ли расширились от такого обучения мыслительные/психические способности у этой машинистки - судить вам, но лично я в большом прогрессе сильно сомневаюсь.
Легче боксеру Кличко управлять Киевом, нежели пианисту решать сложные мыслительные задачи!
И это потому, что у Кличко есть масса приставленных к нему помощников и советчиков, а у решателя мыслительной задачи помощников нет. А буде кто решит за него ту задачу, а потом станет подсказывать ход решения, то задача сразу же перестанет быть для него мыслительной, а превратится в аналог списывания.
Если мы теперь обратимся к фундаменту человеческой культуры (в технологическом смысле), то обнаружим, что все эти достижения были получены отнюдь не "функциональной реорганизацией структур головного мозга", происшедшей в одночасье у всех представителей данного этноса после посещения музыкальной тусовки
, а имела место банальная тренировка в деле решения практических задач, требующих повышенной сложности мышления. Именно по этому месту и работал естественный отбор у человеческого вида, тогда как у других видов живых существ росли клювы и хоботы
. Ну, а теперь, по прошествии миллионов лет, каждый вид может похвалиться тем, чего достиг на пути своей специализации. Понятно, что клювы и хоботы у нас никакие, зато по способности к мышлению мы превосходим всех прочих живых существ. И в этом нет ничего удивительного, т.к. наш вид именно на этом деле и специализировался. И цивилизация, ровно потому же, есть только у нас, и не у кого-то другого. Т.е. это тоже не случайно, а вполне закономерно.
Так стоит ли нам теперь стучать, как дятел, по клавишам и издавать трубные звуки хоботом?
Уверена, что не стоит. Раз уж наша стихия мышление, то и надо в ту же сторону переть и дальше. Причем, несмотря на то, что мы и так уже в этом направлении непревзойденные лидеры. Приходится признать, что быть первым во всяком деле невозможно, а потому необходимо решать, мышление мы будем развивать далее или клювы с хоботами. И если мы сейчас решим, что хоботы важнее мышления, то пойдем по пути деградации, т.к. до слона нам в этом деле очень далеко, а пока мы его будем догонять, растеряем мышление.
Конечно, мыслительные способности востребованы и таких занятиях, как игра в карты, в слова, в шашки, в цвета, в звуки, и даже в решении кроссвордов. Пусть даже какие мыслительные способности от этого и в самом деле тренируются, но стоит ли расходовать на это на свою жизнь, когда есть много гораздо более важных и сложных проблем?
Именно поэтому я и сравнила эту ситуацию с передовой, на которой ведутся бои со своенравной реальностью, и тылом, где люди занимаются в общем-то ерундой, типа перекладывания словечек на строке или звуков в тактах, в поиске наилучшего благозвучия. И при этом еще яро отрицающие, что занимаются ерундой, и втирающие остальным, что они вот-вот подберут ту волшебную комбинацию из слов/звуков, от которой в тот же миг станут супервоинами и достигнут победы на всех фронтах. Между тем ни Пушкин, ни Моцарт, не достигли в своей жизни ничего за пределами стихо- и музыко- сложения (соответственно). Впрочем, этого и следовало ожидать. Так каковы после этого шансы ОЕ их переплюнуть и добиться большего?