Наткнулся на прямую аналогию кармы с пищей в буддисткой сутте
Поддерживающие факторы. Ахара Сутта."Монахи, есть четыре поддержки существования (пали āhāra / букв. пища; поддержка), или четыре захваченности стремящихся к перерождению, или четыре поддерживающих фактора. Каковы эти четыре? Это материальная пища, грубая или изысканная; во-вторых, контакт; в-третьих, намерения; в-четвёртых, различение. Монахи, таковы четыре поддержки существования, или четыре захваченности стремящихся к перерождению, или четыре поддерживающих фактора.
Монахи, каков же источник возникновения этих четырёх поддерживающих факторов? Чем они обусловлены? Что их порождает? Каково их происхождение? Жажда является их источником, жаждой они обусловлены, жажда их порождает, от жажды происходят эти четыре поддерживающих фактора.
А каков источник возникновения этой жажды, монахи? Чем она обусловлена? Что порождает её? Каково её происхождение? Ощущения являются её источником, ощущениями она обусловлена, ощущения её порождают, от ощущений происходит жажда.
А каков источник возникновения этих ощущений, монахи? Чем они обусловлены? Что их порождает? Каково их происхождение? Контакт (касание / прим: восприятие объектов органами чувств) является их источником, контактом они обусловлены, контакт их порождает, от контакта происходят ощущения.
А каков источник возникновения этого контакта, монахи? Чем он обусловлен? Что порождает его? Каково его происхождение? Шесть органов чувств и их объекты являются его источником, шестью органами чувств и их объектами он обусловлен, шесть органов чувств и их объекты его порождают, от шести органов чувств и их объектов происходит контакт.
А каков источник возникновения этих шести органов чувств и их объектов, монахи? Чем они обусловлены? Что порождает их? Каково их происхождение? Имя-и-форма (элементы души и форма-внешность) являются их источником, именем-и-формой они обусловлены, имя-и-форма их порождают, от имени-и-формы происходят шесть органов чувств и их объекты.
А каков источник возникновения этих имени-и-формы, монахи? Чем они обусловлены? Что порождает их? Каково их происхождение? Различение (сознание) является их источником, различением они обусловлены, различение их порождает, от различения происходят имя-и-форма.
А каков источник возникновения этого различения, монахи? Чем оно обусловлено? Что порождает его? Каково его происхождение? Сформированный опыт* является его источником, сформированным опытом оно обусловлено, сформированный опыт его порождает, от сформированного опыта происходит различение.
А каков источник возникновения этого сформированного опыта, монахи? Чем он обусловлен? Что порождает его? Каково его происхождение? Неведение является его источником, неведением он обусловлен, неведение его порождает, от неведения происходит сформированный опыт.
Таким образом, монахи, от неведения происходит сформированный опыт. От сформированного опыта происходит различение. От различения происходят имя-и-форма. От имени-и-формы происходят шесть органов чувств и их объекты. От шести органов чувств и их объектов происходит контакт. От контакта происходят ощущения. От ощущений происходит жажда. От жажды происходит захваченность. От захваченности происходит становление.** От становления происходит рождение. От рождения происходят старение и смерть, появляются горе и плачь, страдания, несчастья и тревоги. И так возникает вся совокупность страданий.
Но если полностью отдалиться от привязанностей (пали rāga) и прекратить так неведение, прекратится сформированный опыт. С прекращением сформированного опыта прекращается различение. С прекращением различения прекращаются имя-и-форма. С прекращением [различения] имени-и-формы прекращаются шесть органов чувств и их объекты. С прекращением [различения] шести органов чувств и их объектов прекращается контакт. С прекращением контакта прекращаются ощущения. С прекращением ощущений прекращается жажда. С прекращением жажды прекращается захваченность. С прекращением захваченности прекращается становление. С прекращением становления прекращается рождение. С прекращением рождения прекращаются старение и смерть, исчезают горе и плачь, страдания, несчастья и тревоги. И так прекращается вся совокупность страданий".
в основе лежит неведение, которое ведет к накоплению опыта, что приводит к различению (сознанию)