Попытаюсь переформулировать проблему, рискуя вызвать недовольство практиков
.
Что мы имеем? С одной стороны РС - средство достижения ИСС (Измененного Состояния Сознания) и с этим никто не спорит. А ИСС - основной инструмент в нагуализме, и можно даже сказать, центральный его момент, поскольку сама эта дисциплина по сути сводится к положению о том, что превращение человека в мага происходит, прежде всего, посредством трансформации его психики. Т.е. маг в понятиях нагуализма пребывает в ИСС относительно состояния обычного человека. А сама магия - следствие возросших возможностей психики в состоянии ИСС. В этой связи РС выглядят, как средство для превращения человека в мага.
Однако в такой прямолинейной трактовке есть много нестыковок, о которых нельзя не сказать. Во-первых, действующим началом почти всех видов РС являются растительные алкалоиды, которые по механизму своего действия - "тормоза". Это значит, что эти вещества действуют на сознание угнетающее, т.е. их действие сводится к тому, что они (временно) ломают какие-то функции сознания, которыми то обладает в обычном состоянии.
Например, способность располагать события в их естественно-временном порядке есть одна из высших функций психики. И такая работа отнюдь не проста, если учесть, что сами по себе события обычно не несут на себе временных маркеров. Не даром же первым тестом на психическую вменяемость является вопрос "какое сегодня день/число?"
. Т.е. способность человека не тонуть в собственных воспоминаниях, а держать их в упорядоченном состоянии - качество высокоорганизованной психики, поскольку дело это не простое. Подобным ему сложным делом является способность отличать воспоминая о реальных событиях, которым данный человек был когда-то наблюдателем или непосредственным участником, от тех событий, про которые он услышал от других, прочитал в книгах, видел по телевизору или в кино. Точно так же он должен отличать свои сновидения, мысли и фантазии от того, что происходило в реальности. Все эти способности, свойственные высокоорганизованной психике, можно в купе назвать способностью к классификации впечатлений и воспоминаний. А сама такая классификация требуется для того, чтобы багаж жизненного опыта представлял собой не мусорное ведро с кучей отдельных кадров, а систематизированный материал, пригодный к тому, чтобы на его основе принимать решения. Скажем, выявлять во временной упорядоченности событий причины и следствия.
Так вот, "тормоза" - это как раз то, что нарушает в первую очередь функции высокоорганизованной психики, как наиболее сложные и трудные для исполнения, в меньшей степени тормозя более примитивные функции, которые выполняются легче. Поэтому алкалоиды, прежде всего, нарушают ощущение хода времени и временной упорядоченности воспоминаний, создавая впечатление, что времени нет и оно иллюзия. Вместе с этим ослабляется и способность к классификации, из-за чего быль и небыль смешиваются воедино. Тормозятся функции сознания, свойственные разуму, оставляя лишь эмоционально-чувственное начало. Исключительная же яркость восприятия в таких состояния обусловлена сужением внимания, поскольку обычная "серость" восприятия будней связана в первую очередь с тем, что наше сознание работает сразу на нескольких фронтах, занимаясь многими делами одновременно. А когда его мультиспособности приходят в упадок, то внимание оседает на сырой сенсорной информации, поскольку в этом состоянии перерабатывать его более глубоко сознание не способно. Все это схоже с впаданием во младенчество, свойственное старческому слабоумию
, с той лишь разницей, что психика слабнет не от старости, а под тормозящим действием алкалоидов.
Картина получается такая - ломать не строить. Первое много проще второго. Что-то сложное разрушить гораздо легче, чем воспроизвести из простого. Хрустальную вазу разобьет и ребенок, но далеко не всякий взрослый способен ее создать, а уж тем более из осколков. Поэтому, когда мы говорим об ИСС, должны понимать, что наше сознание много проще сдвигается в сторону деградации, нежели в сторону более сложных форм. В этом-то и суть проблемы.
К тому же сами растения вырабатывают алкалоиды вовсе не затем, чтобы развивать человекам сознание
, а исключительно для своих утилитарных целей - чтобы их травоядные не жрали. И если то травоядное велико в размерах (типа коровы), то из-за большого веса животного отравить его проблематично, а вот тормознуть психику - самое оно. Поэтому и мы, потребляя части растений, сдвигаем свою психику в сторону деградации/младенчества, а вовсе не развиваем ее. Здесь ИСС, несомненно достигается, только оно того качества, что к магии не ведет. А если к чему и ведет, то к впаданию в детство. Это и есть основной аргумент против применения РС.
Таким образом, проблема может быть сформулирована так. Далеко не всякое ИСС является желательным. ИСС - это сдвиг ТС, но не всякий сдвиг ТС идет нам во благо, наращивая наши возможности. Следует понимать, что традиционное положение ТС, свойственное нашим современникам, отнюдь не самое плохое. По многим показателям оно весьма удачное, иначе бы оно не закрепилось в процессе эволюции. А потому вовсе не всякое смещение ТС с "насиженного места" идет нам на пользу. Тем более, когда легче всего его сместить как раз туда, куда его смещать не стоит.