Rychag
Гость
|
В 1891 году Зигмунд Фрейд опубликовал свою первую работу "Об афазии", которая положила начало выхода в свет его революционной в то время теории. Сначала это действительно было нечто уникальное: все стремления человека объяснялись единственной психической энергией - либидо, суть которой заключалась в стремлении к дальнейшему продолжению жизни. Концепция была оптимистичной и жизнерадостной, пока в 1914 году НЕ разразилась Первая Мировая война. И вдруг оказалось, что в мире правят не только секс и стремление к наслаждению, но и еще то, что в эту доктрину никак не укладывается. И ответы на вопрос, почему же все таки люди вместо секса и наслаждения выбирают убийства и смерть - нет. Тогда и пришлось вместе со стремлением к жизни ввести в теорию еще одно такое же сильное стремление - но уже к смерти. Это объяснило некоторые неточности человеческого существования, однако разрушило стройность ранее целостного учения. Так психоанализ потерял свою девственность. И из теории, в которой все ясно и понятно - превратился в монстра, многое объясняет, зато еще больше вопросов ставит. Однако до сих пор он остается едва ли не единственным методом психотерапии, все же имеет хоть какую теорию, в рамках которой можно исследовать хотя бы что-то.
Сепаратизм и сепарация В психоаналитической теории термин сепарация описывает процесс отделения детей - в основном подросткового возраста или даже старше - от родителей. Несмотря на внешнее созвучие, нечто иное, чем сепаратизм. Поэтому очевидно, что направления объяснить сепаратистские настроения Крыма или Донбасса тем, что Украина для них выполняла родительскую роль, и теперь они стремятся к самостоятельности, не удастся. Не было в этих отношениях "регион - центр" никакого опекунства - ни идеологического, ни юридического. Однако одну интересную закономерность, связанную с механизмами психической сепарации, там действительно можно увидеть. Ведь проблемы Крыма и Донбасса - это и в самом деле не проблемы недостаточности полномочий, которых в Крыму было более чем достаточно. Так же, как и не низкого уровня жизни - ведь некоторые дончане все еще верят, что жили лучше остальной стране, кормили ее. Их проблемы лежат в плоскости психологии. Постоянное стремление обвинять кого другого в собственной несостоятельности действительно является признаком такого же инфантилизма, который бывает у подростков. В подростковом возрасте юноши и девочки часто неспособны самостоятельно сепарироваться от собственных родителей, не могут понять, кто ты есть и зачем живешь. Тогда они могут бежать из дома, или вообще начинают жить на улице, хулиганят и нарушают законы, протестуют против всего на свете. И при этом свято верят, что им за это ничего не будет. Подобная иллюзия неуязвимости, как и негативизм - протест против всего, что им навязывают, тоже являются классическими признаками подросткового инфантилизма. Но касаться этот механизм может не только подростков - иногда подобное взросление может растянуться на всю жизнь. Особенно тогда, когда человек не прошел сепарацию естественным образом, в собственной семье - и в том возрасте, в котором это должно было состояться. А такое бывает, когда его семья испытывает значительные потрясения, справиться с которыми она оказывается не в силах. Сравним с Украиной. В течение 20-го века наша страна испытывала целый ряд ударов, каждый из которых разрушал судьбы и семьи людей. Гражданская война, Голодомор, Вторая Мировая война и послевоенное восстановление - после каждой из этих событий ее отдельные регионы, и особенно Крым и Донбасс, нередко заселялись переселенцами из других областей бывшего СССР или самой Украины. Вследствие такого "великого переселения" люди нередко теряли свои корни - в буквальном смысле этого слова забывали своего деда-прадеда. А потому и стремились найти того, кто бы заменил им эту утраченную поддержку своего рода, искали кого, на кого могли бы перенести свои ожидания относительно безопасности. И пока существовал СССР - эту функцию на себя принимало государство. В тоталитарных обществах государство всегда выполняет подобную роль - верховного правителя в них нередко называют отцом, иногда откровенно и неприкрыто, как, звали ним Сталина. Но и каждый чиновник низшего уровня тоже в той или иной степени является таким же "отцом"; любое тоталитарное государство всегда строится по подобному патерналистскому принципу. Поэтому человек, потерявший свои родовые корни, автоматически начинает искать поддержки в государственных институтах. А с другой стороны, тоталитарное государство специально стремится разрушать семью - чтобы граждане видели в роли своего отца именно государство. Так ними становится легче манипулировать. Поэтому этот процесс является двусторонним и взаимовыгодным - как в государстве, так и тем, кто привык ждать от нее опеки и поддержки. Из-за чего, кстати, тяжело впоследствии избавиться тоталитарного образа мышления. Людям, которые привыкают жить в подобной системе координат, так легче и удобнее, они в этом находят новый смысл своей жизни.
Подобное стремление сохранить государство-опекуна совершенно не зависит от того, откуда именно прибыли бывшие переселенцы. Главное - или потеряли они свои корни, насколько поверили в попечительский роль советского государства. Вот, скажем, до 25% нынешних дончан являются выходцами из Галичины. Но теперь они так же яростно ненавидят "бандеровцев", как и переселенцы из Кемерово или Иваново - только потому, что те разрушили, по их мнению, тот "коммунистический рай", что их оберегал и лелеял. Поэтому, да, проблемы сепаратизма для Украины - то проблемы инфантилизма. Вот только роль "отца" для этих регионов выполняет не Украина, а Россия - как идейный и идеологический правопреемник СССР. И сепаратистское движение в Украине - это не стремление отделиться от Украины, чтобы получить свободу и независимость - как это в основном бывает во всем мире. А наоборот - стремление попасть в новую зависимость, чтобы хоть немного восстановить таким образом бывшую инфантильную связь, фактически утраченную ними после распада СССР. Справедливости ради - не сразу утраченную. Потому что пока в их регионах 22 года существовала хотя бы иллюзия сохранения СССР - в виде идолов Ленина, коммунистических демонстраций и сильной централизованной власти тоталитарного типа вроде Партии регионов - до этого они хотя бы частично мирились с существованием Украины. Когда всего этого не стало - окончательно в результате победы Майдана, - они действительно оказались наедине с теми угрозами, от которых так настойчиво убегали все эти годы. А потому и стали удобными мишенями для российской пропаганды, которая предложила им то, чего они так настойчиво искали - новый тоталитарный строй, готовый думать вместо них и решать вместо них. Поэтому и навлекли на себя беду. Так часто бывает: чтобы навлечь на себя беду, не обязательно совершать тяжкое преступление. Иногда достаточно просто промолчать. Или несвоевременно обрадоваться. Судетские немцы в свое время тоже не сделали ровным счетом ничего плохого - только радостно приветствовали немецкие танки. А потом просто перестали существовать - по крайней мере как отдельная этническая группа ...
Игорь Лубковский |