Тема немножно неподходящая для обсуждения, можно ли убивать или нельзя
, но раз уж разговор сам собой на эту тему зашел, то выскажусь. По возможности кратко.
Так вот. Если посмотреть даже современные японские или китайские фильмы на средневековую тематику, то становится видно, что даже среди наших современников (а именно они ставили эти фильмы) далеко не все придерживаются мнения, что убивать плохо. В противном случае в кинематографе не было бы так много героев, снискавших себе славу силой боевых искусств.
Конечно, сюжеты таких фильмов в значительной мере смягчают, изображая дело так, что герой воюет с
фашистами плохишами, которых де убивать не жалко. Тем не менее, смакуется именно сама способность убивать, т.е. боевые качества героя. Тогда как плохиши нужны в сюжете только для того, чтобы было на ком продемонстрировать боевое мастерство героя.
Еще более выпукло культ насилия выглядит в народных сказках и мифах. Не тех, которые уже успели причесать для детей, а тех оригинальных вариантов, которые, скажем, собирает Институт этнографии и антропологии РАН. Т.е. речь идет о материалах не литературного плана, а исключительно научного. Там, где нельзя подправить сказку или миф, чтобы у нее получился хороший конец, и добро победило бы зло.
Нам же было бы полезно понять, что все эти рыцари в купе с амазонками представляют собой весьма продолжительную по времени эпоху, когда целые народы жили исключительно разбоем, с детских лет совершенствуясь не в искусстве земледельца, скотовода или ремесленника, а в военном деле. При этом то, что мы сейчас не задумываясь отнесли бы к разбою, в те времена представляло собой что-то вроде охоты, а потому не только не осуждалось моралью, но и наоборот - считалось великой доблестью. Т.е. что-то вроде того, как нынешний удачливый охотник или рыболов, пришедший с обильной добычей, вызывает уважение и зависть соседей, но никак не ассоциируется с убийцей или разбойником. Соответственно этому, в "темные века" убийство и разбой в отношении "иностранцев" считались нормой и всячески приветствовались.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
Сейчас же на всех нас накатывает волна морального "сострадания", когда не только что людей, но даже кошечек-собачек убивать осуждается. Но и это пройдет
. Т.е. для нас важно лишь уяснить, что претерпела изменение не реальность, а морально-этические приоритеты. Типа того, что плотность населения на земном шаре возросла, вот и пришлось затянуть гайки потуже, чтобы они между собой не перегрызлись.
Что касается сочинения Гусева А.В
, то я во время первого ним знакомства воздержалась давать на него отзыв, хотя автор вроде бы этого даже хотел. Но сейчас могу сказать, почему этого не сделала. Причина в том, что не хотелось огорчать автора, который проделал большую работу по классификации человеческих поступков. Поскольку данный опус фактически предлагает очередную (в шеренге многих) классификацию ... грехов
. То бишь являет собой очедной моральный катехизис на счет того, что "такое хорошо и что такое плохо". А нам, постнагуалистам, такого катехизиса задарма не надо, т.к. мы выше морали!