Stranger
Пользователь
Offline
Сообщений: 301
|
|
| |
« Ответ #12 : 26 августа 2015, 09:24:45 » |
|
Начал выполнять сидячую практику внимательности с целью перенести эту самую внимательность в повседневность.
Цитата из книги:
"Сидячая практика внимательности
Практика внимательности начинается с того, что мы ежедневно сидим, в оди- ночку или в группе, определенное количество времени. Можно попробовать де- лать это самостоятельно, но всегда бывает полезно получить индивидуальные со- веты квалифицированного учителя, особенно если вы собираетесь продолжать эту практику. Первое время обычно бывает легче выполнять сидячую практику, опи- раясь на поддержку группы. Вот вам для начала подробное описание практики. Наметьте конкретное время дня, когда вам никто не помешает, и используйте его для практики. Сначала, возможно, вы будете чувствовать себя немного нелов- ко, но при настойчивом отношении ощущение скоро станет более естественным. Дайте себе обещание выполнять сидячую практику определенное количество времени, положим, минут двадцать-тридцать: за более короткий период ваш ум не успеет успокоиться. Только учтите, что в двадцати минутах нет ничего волшебно- го. Как заметил Согьял Ринпоче, «нигде в писаниях я не встречал места, где бы говорилось о двадцати минутах: я думаю,"это представление, изобретенное на За- паде и называю его «Стандартная западная продолжительность медитации»». Можно делать практику три раза в неделю или ежедневно — как вам удобно. Бы- вают периоды, когда люди выкраивают целый час, чтобы посидеть. Важно дать себе обещание, определяющее время дня и продолжительность практики, иначе привычные заботы заставят бесконечно откладывать на завтра. Старайтесь выполнять практику, даже если у вас душа не лежит к ней. Усилия, приложенные в такое время, могут стать особенно плодотворными. Если однажды вы ощутите сильное сопротивление, мешающее даже начать практику, задайте себе вопрос: В чем причина сопротивления? Чего я боюсь? Если вы понимаете ценность практики и хотите ее выполнять, тогда, дав себе обещание и расплани- ровав практику, вы дадите себе толчок для того, чтобы приступить к ней. Выберите для практики тихое место. Найдите подходящую жесткую подушку — лучше всего подойдет та, которая потолще, и выключите автоответчик, чтобы вам никто не помешал. Сядьте на подушку, скрестив ноги, спину держите прямо и вертикально, плечи расслабьте, руки положите на бедра ладонями вниз. Если та- кая поза дается вам с трудом, можно сидеть на обычном стуле, поставив ступни на пол и не прислоняясь к спинке. Глаза открыты, взгляд направлен слегка вниз и ни на чем не сосредоточен. Рот слегка приоткрыт, будто вы собираетесь сказать «ах». Ощутите твердое давление пола на ягодицы, силу прямого позвоночника, мяг- кую открытость грудной клетки. Пусть ваше тело расслабится в этой позе. Когда вы сидите вот так, это выражает и воплощает глубокое достоинство человеческо- го бытия. Вы нашли на земле свое место и устроились на нем — теперь можно спокойно здесь оставаться: не нужно больше ничего делать, чтобы выразить свою принадлежность к человеческому роду. Крепкая, сильная спина, увенчанная вер- тикально сидящей на плечах головой, и устремленный вперед взгляд олицетворя- ют бесстрашие, которое никогда не сгибается и не сдается перед лицом тягот, но всегда смотрит вперед. Открытая, податливая, уязвимая грудь олицетворяет мяг- кость: вы можете не обороняться от жизни, не защищаться от нее, а хотеть, чтобы она оказывала на вас свое влияние.
Теперь обратите внимание на дыхание. Делая выдох, позвольте осознанности выйти вместе с ним. Постарайтесь ощутить, что вы и есть этот выдох. Отметьте промежуток между концом выдоха и началом вдоха и просто дайте себе свободу. Не пытайтесь сохранять внимательность — не надо стараться себя контролиро- вать. Просто дайте себе свободу, и пусть ваше внимание вернется к телу и его по- ложению. Соприкоснуться с выдохом, почувствовать, как вы выходите вместе с ним, а потом освободиться, просто и без всякой суеты, — вот выражение того, как быть внимательным в жизни. Соприкоснуться — значит полностью переживать ка- ждую мысль, каждую эмоцию, каждое ощущение и полностью присутство- вать в жизни, как бы трудно это ни было в данный момент. Дать себе сво- боду — значит не цепляться за переживания по мере того, как они непрерыв- но меняются. Выполняя сидячую практику, мы освобождаемся даже от приятных мыслей -и чувств, не пытаясь их продлить, освобождаемся от мучительных эмоций, не пытаясь их анализировать или избавиться от них. Когда вы следуете за своим выдохом, неизбежно и, как правило, очень скоро у вас возникнет некая мысль. За этой мыслью следует еще одна, и, наконец, весь поток мыслей возобновляется снова. Мысли несут с собой образы, эмоции и настроения. Что же с ними делать? Прежде всего, поймите, что вы не пытаетесь остановить свои мысли. Вы пытаетесь узнать свой ум таким, ка- ков он есть, быть с ним все время, пока он меняется из мига в миг. Вы не пы- таетесь быть никем, кроме самого себя, не пытаетесь превратить свой ум во что- то «лучшее». Что бы не пришло на ум — будь то облеченная в слова мысль или зрительный образ, восторженное или мрачное настроение или сильное пе- реживание гнева или страсти, — отнеситесь к нему просто как к части потока, составляющего процесс мышления. Все это — то же самое, что мышле- ние. Зачастую мы считаем, что эмоции и настроения — это нечто более силь- ное, более реальное, нежели мысли. Но конечный продукт эмоции в тот миг, когда мы его замечаем, — это всегда мысль: «У меня ужасное настроение» или «Я так влюблен». Каждый раз, когда вы замечаете, что вас отвлекла мысль или эмоция, пометьте ее «мышление» и снова возвратите внимание к дыха- нию. Практика, при которой делается пометка «мышление», бывает особенно полез- на в тех случаях, когда вы стараетесь вернуть к дыханию свое внимание, захва- ченное яркой фантазией или сильной эмоцией. Может быть, вы думаете о сделке, которую собираетесь заключить. Вы представляете себе, как пройдет эта сделка, и незаметно грандиозная фантазия о том, как вы побеждаете всех конкурентов, так прочно завладевает вами, что вы совершенно забываете, где находитесь. Вы ста- раетесь освободиться от фантазии, но она вас не отпускает. Если в этот миг вы станете с ней бороться, пытаясь вернуть внимание к дыханию, ощущение будет довольно болезненным. Если же вы пометите свою фантазию, назвав ее «мышле- ние», это даст вам возможность мягко прикоснуться к ней и ослабить ее хватку — тогда возврат внимания будет более естественным. Но какими бы ни были ваши мысли — тяжелыми или легкими и стремительными, ваша реакция на них должна быть одинаковой: прямо взгляните на мысль, обладающую той или иной эмоцио- нальной окраской, ощутите эту окраску, пометьте ее — «мышление» — и верни- тесь к дыханию. Каждый раз, возвращаясь к дыханию, вы можете считать это новым стартом. Не старайтесь достичь какого-то конкретного, заранее определенного состояния ума. Порой ученики пытаются уловить положительные стороны полученных во время сидячей практики переживаний и ухватиться за них, стараясь вызвать их повторение, что неизбежно ведет к разочарованию. После первого мгновения си- дения на подушке, очень открытого и внимательного, может начаться роение мыслей, и практикующему приходится вести тонкую борьбу, чтобы снова обрести внимательность. Умышленно стараясь попасть в состояние покоя ума и удержать его, люди обычно в итоге засыпают. Мы не стараемся создать какое-то особое со- стояние ума. Все заботы об исходе сидячей практики — всего лишь очередные мысли. Освободитесь от них, как и от всех прочих, приняв на вооружение такую установку: начинать заново с каждым новым дыханием. Посреди периода практики в любое время сделайте перерыв — столько пере- рывов, сколько вам захочется. Просто сделайте паузу на несколько секунд, рас- слабьтесь, прервите практику внимательного дыхания и просто оставайтесь там, где вы есть. Возобновив практику, опять начните с начала. Такие мгновения, ко- гда вы «просто находитесь здесь», порой могут быть так же полны внимательно- сти, как и сама практика. Но скорее всего мысли и эмоции очень скоро отвлекут вас, и чтобы задать внимательности отправную точку, вам придется вернуться к дыханию. Какое бы озарение вас ни посетило, продолжайте сидеть до конца намеченного времени. Если зазвонит телефон, не нужно вскакивать, чтобы взять трубку. Если вы вспомнили о пропущенной встрече, не обязательно извиняться сейчас же — это можно сделать и потом. Если вас осенит блестящая мысль, не нужно метаться в поисках бумаги и карандаша. Продолжайте сидеть, что бы не творилось у вас в уме. Очень часто, по мере того, как поверхностные воспоминания и фантазии на- доедают и теряют свою привлекательность, на первый план выходят более глубо- кие обиды. Воспоминания, которым мешала проявиться нескончаемая внутренняя болтовня или постоянная занятость, наконец получили шанс претендовать на на- ше внимание. В условиях уединенности и безопасности, создаваемых сидячей практикой, ничто не отбрасывается как плохое и не приветствуется как особо хо- рошее. Что бы ни случилось, относитесь ко всему совершенно одинаково: при- коснитесь к нему, полностью осознайте его присутствие, почувствуйте, какое оно создает ощущение и какое настроение приносит с собой, и легко отпустите его, когда оно будет готово уйти. Такое отношение ко всем мыслям, скрытым желаниям и глубоким ранам есть главное выражение нежности и бесстрашия. Во время сидячей практики мы неж- ны и добры к себе: мы ничего не отвергаем, ничего не отталкиваем, считая ребя- чеством, глупостью или дикостью. Мы бесстрашны, мы ни от чего не прячемся, а напротив, прямо смотрим на свои переживания — так же прямо, как смотрят впе- ред наши глаза, когда мы принимаем позу для этого упражнения. Это начало во- инского искусства. Ибо если мы сможем относиться нежно и бесстрашно к себе, то сможем отнестись нежно и бесстрашно и к другим, и ко всему миру. Есть ог- ромное человеческое достоинство в том, чтобы просто сидеть, выпрямившись, и встречать свою внутреннюю жизнь лицом к лицу, без всяких уловок и суждений. Сидячая практика — это способ быть добрым к самому себе и иметь смелость выяснить, кто ты такой, и быть тем, кто ты есть. Это способ остановить бег: бег- ство от тревоги, бег в попытке не отстать от соседей или перегнать их, бег в по- пытке оправдать ожидания, которые возлагают на тебя другие и ты сам, бегство от понимания собственного ума и сердца, бег к смерти, редко позволяющий ощу- тить все богатство жизни. Важнейший момент сидячей практики — это ваше отношение к ней. Вы не пы- таетесь руководить собой или стать кем-то другим, нежели вы есть. Не пытайтесь разобраться, что в вас хорошо, а что плохо, что вам в себе нравится и что не нра- вится, чтобы изменить плохое на хорошее. В этом смысле сидячая практика — не одно и то же, что психотерапия, по крайней мере те разновидности терапии, цель которых — переделать вас по образцу «здорового» человека. Вы занимаетесь этой практикой для того, чтобы проявить свою искренность и человечность. Относи- тесь к каждой приходящей мысли совершенно одинаково: взгляните на нее в упор, прикоснитесь к ней, и пусть она уйдет сама. Ваше отношение выражено в позе — вы бесстрашно смотрите на все, что бы ни возникало в уме и сердце, по- том легко и нежно касаетесь его и отпускаете. В этот самый миг вы проявляете глубокую доброту к себе. Вы выражаете изначальное добро. Любимый многими дзэнский учитель Сюнрё Судзуки Роси обычно называл это состояние ума «умом новичка» или «первозданным умом». Он говорил: Наш «первозданный ум» включает в себя все Он всегда богат и самодостаточен. Не теряйте такого самодостаточного состояния ума. Оно подразумевает не закры- тый ум, а пустой ум, готовый ум. Если ваш ум пуст, он всегда готов к чему угодно, он всему открыт. В уме новичка заключено множество возможностей, в уме знатока их мало. В уме новичка нет мысли «я чего-то достиг». Все эгоцентричные мысли огра- ничивают наш беспредельный ум. Если нет мысли о достижении, нет мысли о собственном «я», тогда мы настоящие новички Тогда мы можем чему-то научиться. Ум новичка — это ум, исполненный сострадания.
Подытожу основные практические указания, чтобы вы могли легко обратиться к ним, когда придет время практики: 1.Сядьте на пол на жесткую подушку, скрестив ноги, спина прямая, вертикаль- ная, плечи расслаблены, руки на бедрах ладонями вниз, рот слегка приоткрыт, глаза открыты, взгляд направлен вниз. 2.Сохраняя нужное положение, позвольте телу расслабиться, так чтобы поза была не слишком напряженной и не слишком свободной. 3.Следите за выдохом — позвольте осознанности выйти вместе с ним. В конце выдоха отметьте промежуток, предшествующий вдоху. Пусть внимание вернется к телу и позе. Отметьте следующий выдох и т.д. 4.Что бы ни приходило на ум, сохраняйте установку «коснуться и отпустить» и чувство юмора. 5.Заметив, что внимание захвачено мыслью или эмоцией и что вы забыли о том, что нужно присутствовать вместе с дыханием, пометьте мысль словом «мышление» и верните внимание к дыханию. Не пытайтесь управлять своими мыслями или изменять их. 6.Время от времени делайте перерыв. От нескольких секунд до минуты просто отдыхайте и думайте, что вы не занимаетесь практикой внимательности. Потом начните все сначала. 7. Продолжайте практику до окончания отведенного для нее времени — если, конечно, не случится пожар.
В период обучения вы можете помочь себе углубить переживания, полученные во время сидячей практики, если отлучитесь из дома на несколько дней, на неде- лю или даже на более долгий срок. Можно провести ритрит в уединенном заго- родном доме или даже в городской квартире (хотя этот вариант более сложен). Независимо от выбранного места, вы можете отправиться туда для занятий сидя- чей практикой, чтобы более полно побыть наедине с собой."
Предыдущая практика разумеется никуда не делась. Просто добавилась еще сидячая. |