Остап Петрикович Маск: Полное разоблачение разработок «гения тысячелетия» (ФОТО)
24.05.2016 - 17:37
Остап Петрикович Маск: Полное разоблачение разработок «гения тысячелетия» (ФОТО) | Русская весна
Остап Петрикович Маск или Илон Мавродиевич Петрик?
Человек не может без веры.
Если её отнять, то он начинает судорожно искать новую точку опоры, веруя во что-то другое.
Этот естественный механизм давно заметили крупные корпорации и теперь монетизация веры — основной способ стимуляции маркетинга и сбыта.
Дело несложное — высмеиванием-враньём убираются традиционные конкуренты в рясах, которые что-то там пищали про духовность, развитие, пользу труда и тому подобное, и подсовывается что-то блестящее, понятное, простое и прикольное. Сразу переносящее самооценку «на уровень выше». Просто надо верить, что этот уровень есть. Что если раньше бухал водку, а теперь ннннакатываешь вискачок 12ти летний — то это развитие. А если раньше была японская машина, а теперь европейская — то новый уровень. «Я встречаюсь с мужчинами, которые могут позволить себе BMW» — пишут на сайтах знакомств; и что такого в плохо замаскированном ценнике, если типовой «мужчина, который может позволить себе BMW», для этого её себе и «позволил»?
До блеска (запатентованного и сертифицированного) эту тему в потреб. секторе довёл Стив Джобс. Не, конечно, всё это было и до него — но довести до секты «Выйдет новый товар компании Х и я его куплю любой ценой, потому что я достоин, потому что это будет новый уровень жизни, господи какое же счастье обладать мечтой» миллионы людей — всё ж надо уметь. Годами «вот новый телефон — это новый уровень в жизни, вот-вот изменится». Что с 1го на 2й, что с 3го на 4й, что с 6го на 6S. Вот-вот изменится, да.
Вложить в цену товара несколько сотен долларов за «Вы покупаете сопричастность к гениальности, к роскоши, часть нашей души, которую мы с дрожью вкладываем в каждый штрих» и тому подобное — выгодно, как выгодна любая торговля воздухом. Энди Таккер продавал «невзрывающийся песок» для керосиновых ламп — что ж, развитие не стоит на месте, теперь продают ощущение сопричастности к невзрывающемуся песку, а из-за горизонта появляется кредитование рисков снижения сбыта ощущения сопричастности, а также страхование этого кредитования.
Одним из эксплуатирующих подобную тему является известный шоумен Илон Петрикович Мавроди, в оригинале «Маск».
Вокруг его шоу-программ образовалась достаточно плотная секта верующих, которые малограмотны технически (сейчас таких называют техногиками — т. е. теми, кто интересуется, но не в теме), но активны в части рекламы и пиара. У них есть некий фиксированный перечень постулатов — типа «всё, что делает Маск — успешно и хайтехово» — которые не обсуждаются критически, т. е. вот вообще — поэтому данную секту в последнее время принято показательно чморить. Это несложно, потому что они глупые.
![:)](/Smileys/anima/smiley.gif)
Учитывая то, что память сейчас у людей стала совсем краткой, я заметил, что все фантазии членов данного кружка крутятся вокруг нескольких ключевых тем — что ж, можно свести всё это в одну статью. Показательную — про то, как выгодно имитировать хайтех.
Меня часто обвиняют, что я пишу необъёмные совершенно по масштабу тексты — ОК, в этот раз всё будет относительно компактно и скупо на эпитеты.
Миф про PayPalКраткая суть: «Один из удачных проектов Маска — то, что он в одиночку создал PayPal»
Факты, однако, куда как прозаичнее.
Компания PayPal создана в декабре 1998, и называлась она тогда Confinity. Изначально компания планировала писать софт для наладонников. Основатели — наш соотечественник, советский еврей Max Levchin, а также Peter Thiel, Luke Nosek и Ken Howery.
PayPal же был придуман внутри Confinity в 1999м как сервис для быстрого перевода денег. Под эту задумку были взяты деньги у инвестора, BlueRun Ventures.
После появления толстого инвестора и по его совету начинается покупка аналогичных стартапов (стандартный ход). И один из таких стартапов — убыточный на тот момент X.com, который хочет быть онлайн-банком. В X.com вложено 10 миллионов баксов, но он сидит в убытках, бизнес не идёт. Там работает И. Маск. Маск приходит в Confinity, рисует ослепительные перспективы, и его стартап покупают в числе пачки других, а его ставят заниматься рекламой-маркетингом.
Ещё раз — покупают оптом. Эта методика известна — так, например, работает фирма Cisco, которая за год делает множество поглощений — т. е. рынок просто зачищается от потенциальных «подрастающих» конкурентов, плюс скупаются на корню перспективные наработки. Да, дорого — но что-нибудь да выстрелит — а если так произойдёт, то успешное срочно переименуют в Cisco. Чтобы потом люди восхищались «сколько у них наработок и изобретений». У них — деньги.
Итак, фирму Маска покупают оптом вместе с другой мелочью, а его ставят не на техническую, а рекламную позицию. Сейчас, знаете, есть такая штука — евангелизация технологий — когда технарь подменяется шоуменом (есть, конечно, исключения, но они вымрут естественным путём, т. е. за шоу платят больше, чем за технологии) — вот, тогда такой термин не был раскручен, но суть та же.
По итогам технологии от X.com в пейпале не используются, но долю акций Маск, как руководитель поглощённого предприятия, имеет. Единственный актив — бренд X.com— быстро заминают, потому что после опросов выясняется, что пользователи его не с банком ассоциируют, а с порноресурсом.
И после, когда PayPal поднимается и раскручивается, его уже покупает задорого (полтора миллиарда) eBay. И вот после всего этого долю в PayPal Маск продаёт. За большие деньги — ну так бум доткомов начала нулевых и всё такое.
А теперь сравните это с «Илон Маск в одиночку создал с нуля PayPal, вот это да, что значит — гений, изобретатель, технарь».
Перейдём от недавней, но уже истории, к современности.
Автомобили Tesla От плотности мифов тут в глазах рябит — всё «уникальное, высокотехнологичное, американское, продвинутое, сверхуспешное» и так далее. Всё, безусловно, придумал и разработал лично Маск.
Реальность проще.
Фирма Tesla Motors основана в 2003 году двумя людьми — Martin Eberhard и Marc Tarpenning. Они и придумали концепцию «электрический спорткар». Никакого Маска рядом не было. Маск появился позже, как один из представителей инвесторов. Продукт в этот момент был уже разработан.
За 13 лет (!!!) эволюции Tesla выпустила несколько моделей, различающихся дизайном и салоном. Техническая часть не меняется, своих разработок Тесла не ведёт. В качестве батареек используются китайские элементы 18650, на которых бегает весь китайский электротранспорт — от скутеров до автобусов. Это стандартные элементы на 3.7В, визуально похожие на пальчиковые батарейки. Из них набираются батареи с нужными параметрами — например, у скутеров это блоки по 12 вольт и 12 или 20 ампер-часов (например, такие). Тесла покупает их оптом у Panasonic, а он размещает заказ в Китае.
Своего производства что у Теслы, что у Панасоника — нет. Никаких «специальных секретных батарейных модулей» тоже нет, у Теслы нет патентов, связанных с техническими решениями в части батарейного модуля. Контроллер у батарейного блока разработан в Шеньчжене — и, кстати, по мотивам такого же у китайских электроавтобусов. По сути, Тесла просто покупает то, что придумали и внедрили у себя китайцы, поэтому в части технологий Тесла вечно догоняющая — у неё будут в новой модели те батарейки, которые в скутере за 1200 юаней у китайского продавца лапши уже полгода как работают.
Вот, например, обычное электротакси из Шеньчженя — ни элитарной сверхстоимости, ни пиара. Работает целый день, стоимость проезда небольшая. У него, что удивительно, батарейный блок той же ёмкости, что и у Tesla — на 85 киловатт-часов. Хотя разработан раньше. Видимо, совпадение. И никаких мифов про «уникальную укладку и упаковку батарей, дорогую патентованную», да.
Моторы для Теслы также делаются в Китае — отдельно ротор, отдельно статор, Тесла просто ставит на них свой лейбл (см.
http://www.cens.com/cens/html/en/news/news_inner_43640.html , «Fukuta Elec. & Mach. Co., Ltd. is the only Taiwanese supplier of the motor on the Model S featuring high-conductivity die-cast copper rotor for higher efficiency, lower power consumption, compact size and lighter weight»). Это «сложное» действие выгодно — оно позволяет «честно» поставить местом производства США, и ввозить моторы по тарифам для комплектующих, а не для готовых изделий (другие пошлины).
Часто, кстати, используемая схема при имитации локального производства — упомянутая выше американская фирма на букву C так в Зеленограде «локализовывала» производство защищённых маршрутизаторов — ввозила маршрутизаторы как комплектующие, а на «месте производства» вставляла в них модуль с поддержкой российской криптографии, и всё сразу волшебным образом превращалось в «локализованное производство российских маршрутизаторов».
За почти полтора десятка лет Тесла понаделала кучу патентов, но все они, если посмотреть, связаны с дизайнерскими или оформительскими решениями. Т. е. рассказы про «двигают науку, вон какая капитализация, всё за счёт уникальных технологий» по факту описывают многочисленные патенты «форма крыла» и «цвет пластика у выдвижной ручки». С этим связана комичная история — в 2014м году, в целях раскрутки и пиара, Маск заявил о том, что «дарит миру все уникальные технологии Теслы». Креативный класс пустил слезу и оставил тысячи комментариев «господи как он велик он наш бог какое счастье жить на одной планете с таким уникальным гением миня аж трисёт до дрожи», и на этом всё закончилось.
Ожидалось, видимо, что «ну раз опубликовали такие уникальные патенты, то вот сейчас вал аналогов Тесл начнётся», потому что предполагалось, что это как раз некие Уникальные Технические Патенты — а ничего не произошло, потому что патенты эти, по сути, после публикации дали любому возможность сделать такой же багажник, как у Теслы, или такую же обивку в салоне. В части техники Тесла как была догоняющей, так и осталась — запатентовать китайский движок она не может, свой разработать — тоже. Такой вот «технологический прорыв», да, и «если у них патенты оцениваются в миллиарды, то это значит что они гении».
Это значит лишь то, что некий аудитор прикинул, сколько денег может в теории недополучить фирма, если вдруг из-за появления конкурентов сбыт упадёт, например, до нуля. Получилась огромная (и чисто теоретическая) сумма, эту сумму прикрепили к патенту «дверная ручка с кнопкой прикольной формы», и если кто-то захочет купить этот патент — то он должен заплатить такую вот сумму. Просто никто не хочет, смысла-то нет никакого. Поэтому сумма есть, патент есть, а вот что к технологичности, что к продвинутости — никак не относится, вообще нет связи — что в 1 миллиард ручку эту оценить, что в 100 миллиардов.
Перейдём к вопросам экологичности.
Экологичность сейчас — это такая штука, которая позволяет продать ненужную вещь не просто дорого, а очень дорого. В варианте с Теслой это ещё и повод получать дотации — притом сразу с двух сторон, и на электричество для зарядок, и на машины. Говоря проще, покупая литр бензина в странах, где есть программа спонсирования электрокаров, вы платите за зарядку чужой Теслы.
Первый миф про экологичность Теслы — что её зарядка бесплатна, потому что «на крышах зарядных станций солнечные батареи и поэтому можно просто заряжать машины этой же энергией». У Маска вообще пункт «приляпать на любой рекламный ролик нового чудесного изобретения, существующего только в виде 3D-модели, солнечные батареи.
Будучи приглашённым в местную гонконгскую Теслу на презентацию Model 3 и тест-драйв, я уточнил данный момент в деталях. Всё оказалось просто.
Суперчарджер, который сверхбыстро заряжает батарейку, кушает 120 киловатт. Таких суперчарджеров по 4 штуки на зарядке. Это полмегаватта. Солнечных батарей, чтобы обеспечить круглосуточную возможность отдавать такую мощность (равно как и батарей, которые можно зарядить, а потом от них запитать суперчарджеры, от которых зарядить машины) просто нет, да и можно прикинуть, какую площадь они бы занимали. Зарядки Теслы подключены к обычной городской сети и платят приличные деньги за потребляемое электричество. Схема «заряжаем свои батарейки а потом от них машины» на зарядках не используется, так как невыгодна (!!! — привет «настенной батарейке Тесла», про которую далее) — стоимость солнечных батарей плюс аккумуляторов плюс износ плюс обслуживание плюс потери на зарядке-разрядке делают это «экологичное солнечное электричество» невыгодным даже для самой Теслы.
Бесплатная зарядка же есть с кучей оговорок, которые делают её не бесплатной вообще. Она есть у топовой Model S, которая стоит больше 100К долларов, при этом надо, чтобы машина была на полном официальном сервисном обслуживании (с некислой ценой за нормочас), чтобы ни разу не была в аварии (т. е. поцарапался — всё), и ещё оплачивается хранение и транспортировка батареи. Классика жанра, в общем. Если сесть и посчитать цену машины плюс ТО, то выйдет, что расходы на «бесплатно подзаряжаемую» будут выше, чем у обычных машин.
Можно заряжаться и без суперчарджера, от розетки. Зарядка просит 400V при 32 амперах. Учитывая, что в обычной квартире на входе дай бог 32А автомат стоит, а проводка вообще под 16–25 заточена, заряжаться от «обычной» розетки на 220V просто не выйдет — это будет сверхдолго. Подразумевается, что такая зарядка будет в коттедже, где будет отдельный щиток для этой цели, ну или специальная зарядка на парковке у дома (опять же за деньги). Никакой особой экологичностью тут и не пахнет в итоге.
Второй миф про экологичность Теслы — это то, что электрокары снижают выбросы CO2. Нет, выбросы лишь увеличиваются. Разрушение этого мифа крайне опасно для Теслы — во-первых в исследовании по ссылке оказывается, что потребление мощности в рекламе сильно занижается (почти в 2 раза), во-вторых из-за того, что на создание нужного электричества тратится много топлива, теряется смысл «зелёных» дотаций — а без них и так убыточная Тесла будет совсем плохо себя чувствовать. Поэтому идёт массовая кампания «ой да ерунда всё это какая разница главное что не дымит». То, что рядом при этом дымит в 3 раза сильнее ТЭС — умалчивается.
По итогам под маркой Тесла имеем круто распиаренную китайскую электромашину, дорогую в обслуживании. Схема монетизации — «электрический транспорт — это вау-эксклюзив для успешных и неординарных людей, отсюда наценка в сотни процентов за бренд и имидж».
Эксклюзивность, а не инклюзивность, приводит к тому, что априори более дешёвый электротранспорт (в нём банально меньше узлов и компонентов) превращается в фетиш и престижную штучку. Никакого развития, никаких технических прорывов нет — фирме 13 лет, за это время ничего, кроме редизайна, не сделано. Провал 2014го года с «открытием миру уникальных технологий» наглядно показал, что за роскошной дверью Буратино ждал пыльный пустой чулан.
Финансовая сторона вопроса ещё более уныла — несмотря на гос. дотации, несмотря на льготы на электричество для зарядок, несмотря на дотации покупателям машин, Тесла убыточна и работает в минус, тратя деньги инвесторов. Маску не удалось ни совершить технологический прорыв, ни создать финансово состоятельное предприятие.
Перейдём к батарейкам.
Блеск и нищета батареек
Настенная батарейка, которая «экономит», а то и «генерит» электричество — пожалуй, самый лучший детектор «техногиков»- гуманитариев . Я до её появления всё думал — вот для кого этот спам рассылают, типа «экономайзер электричества! просто воткни в прикуриватель!»? Оказывается, типовой потребитель такой чуши — тот самый «продвинутый техногик, фанатик новых технологий», не осиливший школьную физику.
В мае 2015го, чуть более года назад, Маск провёл презентацию настенной батарейки. Суть его идеи была проста — на стену вешается здоровый бесперебойник, через который запитывается весь дом. К бесперебойнику добавляются генерирующие мощности — или ветряк, или солнечные батареи. Они его постоянно подзаряжают, а он хитро следит за абонентами, и когда надо — подпитывается от общей сети, когда нет — копит. Может даже продавать электричество назад в общую сеть. В принципе т. е. может, да. Может покупать электричество, когда оно подешевле, например ночью.
Презентация произвела фурор у жадных инфантильных пожилых детей из офисных кубиклов. Столько «Ну вот теперь Газпрому капец» не было даже тогда, когда ему реально мог бы быть капец.
![;D](/Smileys/anima/grin.gif)
(окнчание статьи по адресу:
http://www.atraining.ru/trainers/karmanov/myths-and-truth-elon-musk/ )))))