tanaca
|
|
| Модератор: Корнак | |
« Ответ #116 : 13 июля 2016, 12:28:03 » |
|
дыхание – это процесс газообмена между организмом и средой, в тканяхи клетках он не замирает ни на мгновение, кислород обменивается в легкихна углекислый газ, который с выдохом уходит из организма . суммарнаядлина легочных капилляров составляет около трех тысяч километров, а по-верхность стенок альвеол (площадь газообмена) примерно сто пятьдесятквадратных метров . Вместе с элементами эндокринной системы (селезен-кой, вилочковой железой и лимфатическими узлами) легкие выполняютважнейшую иммунную функцию, а их ткань поддерживает баланс внутри-клеточных гормонов, участвующих в работе печени и головного мозга .дыхание делится на два «этапа»: легочное – это собственно, газообменв легких, и клеточное – преобразование энергии химических связей рядасоединений (например, глюкозы) в митохондриях клеток, протекающее в присутствии кислорода . Кислород в легких попадает в кровь, разносит-ся ею по всему организму и через тканевую жидкость проникает в клетки .В клетках он «усваивается», то есть принимает участие в клеточном дыха-нии . В результате этого процесса энергия химических связей дыхательных
д ыхательные
субстратов преобразуется, превращается и «конвертируется» в энергию та-ких же химических связей универсального энергоносителя клетки – атФ .В молекуле атФ существует макроэргическая (химическая) связь междудвумя фосфатными группами, для ее образования нужна определеннаяпорция энергии, но особенно удобно для клетки то, что эта связь отно-сительно легко (если есть в наличии специальный фермент) разрываетсяс высвобождением этой энергетической порции . Поэтому атФ исполь-зуется клеткой как универсальная энергетическая «валюта», необходимоеколичество молекул атФ можно доставить на тот участок, где необходимэнергетический вклад, скажем – нужно ускорить биохимическую реакциюлибо открыть ионный канал, в этом случае на месте расщепляется стро-го необходимое количество молекул атФ . Без клеточного дыхания жизньневозможна . собственно, это и есть настоящее дыхание , а в легких про-исходит только обогащение крови кислородом .Нам неизвестны границы возможных изменений параметров физио-логических процессов . Не исключено, что состояние обратимого анабио-за, именуемого «сном йогов», иногда длящееся до сорока дней, основанона анаэробном превращении глюкозы в уксусную кислоту, а не молоч-ную, как обычно . именно такой ход событий дает устойчивость к недо-статку кислорода, решая попутно проблему экстремальных энергозатрат .чтобы составить представление о предмете данной главы, обратимся,как обычно, к первоисточникам .« При нахождении в ней (асане) практикуется пранаяма, то есть прекра-щение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха » («Классическая йога») .« При овладении асаной выполняется пранаяма, то есть регулировка ды-хания: вдох – это введение внутрь воздуха извне, выдох – эвакуация наружувоздуха, находящегося в легких. Прекращение (движения) вдыхаемого и вы-дыхаемого воздуха есть пранаяма » («Вьяса бхашья») .ссс комментирует данный пассаж так: « При традиционной практике асанпокой настолько глубок, что дыхание становится практически незаметным » .Пранаяма, однако, « Проявляется как внешняя, внутренняя или как за-держка дыхания, регулируется по месту, времени и чис лу, и благодаря прак-тике становится длительной и тонкой » («Классическая йога», 2 .50) .« Пранаяма называется внешней, когда отсутствует движение воздуха,предшествующее выдоху. Она внутренняя, когда отсутствует движениевоздуха, предшествующее вдоху. Третий вид пранаямы функционирует как задержка дыхания, когда вс ледствие единого усилия прекращается и одно,и другое. Четвертый вид пранаямы превосходит внутреннюю и внешнююсферы» (там же, 2.51).«Четвертая пранаяма есть отсутствие движения праны обеих сфер по-степенного преодоления обеих стадий благодаря ограничению... вдоха и вы-доха. В этом состоит ее отличие от третьей пранаямы » (там же) .« Именно благодаря использованию... пранаямы интеллект становитсяспособным к концентрации, и, как было сказано выше, достигает стабиль-ности благодаря выдоху и задержке праны» (там же, 2.53).«Дейссен показал, что представление о пране... уже существовало в Брах-манах и даже в Ведах. В ранних Упанишадах пране уделяется много внима-ния » («Книга о Бхишме») .« Дейссен . . . указывает, что первичное значение с лова prana – «дыхание»,«жизнь» преобладает в Ведах, Брахманах и ранних Упанишадах . . .» (там же,с . 156 и далее) .слой ведических текстов, именуемых Брахманами, перечисляет семьи более пран, объединяет же их одна главная . много внимания уделяет-ся этому вопросу в ранних упанишадах, основной праной они признаютдыхание . аналогичные высказывания обнаруживаются и в философскихтекстах «махабхараты» .итак, пранаяма (буквально «задержка дыхания»), четвертый этапраджа-йоги « . . . не есть простая тренировка в дыхательных движениях; пра-наяма – нечто большее, это тренировка в управлении жизненно-важнымикортико-висцеральными функциями организма и нервными токами, иду-щими от коры как от органа высшей нервной деятельности ко всем вну-тренним органам, и прежде всего – к сердечно-сосудистому аппарату » (тамже) . Б . л . смирнов отмечает, что в махабхарате сведения о пранаяме скуд-ны, лишь в одном месте мимоходом сказано, что ее всегда относят к «сам-праджнята самадхи», то есть к высшей степени самоуглубления .По соотношению продолжительности дыхательных фаз традиция разли-чает три типа «упорядоченного дыхания», первый – 1:2:4 (где вдох – единицавремени, выдох – две, задержка – четыре), второй – 1:2:1 и третий – 1:1:1 .Классическая пранаяма состоит из следующих фаз: выдох – «речака»,вдох – «пурака», задержка – «кумбхака» . задержка бывает двух видов: по-сле вдоха – «антара кумбхака», после выдоха – «бахья кумбхака» . В средниевека добавилась еще одна задержка и пранаяма стала «четырехтактной»,
соотношение этапов приобрело вид 1:4:2:4 (вдох, задержка после вдоха,выдох, задержка после выдоха) .Кроме того, задержка (кумбхака) делится на «сахита» – связанную совдохом и выдохом, и «кевала» – абсолютную или полную .В Энциклопедии йоги (йога-кама, ч . 2, т . 1) говорится: « Прана – этосила, которая поддерживает жизнь » .Поздние упанишады, а также Бхагавадгита приводят названия и опи-сывают функции пяти пран («мокшадхарма», гл . 185, 5–14): самана, апа-на, удана, вьяна и собственно прана . Позднее к ним добавились еще пять .Но именно в поздних упанишадах произошел смысловой переход от уче-ния о пране как об универсальном жизненном принципе к понятию пранкак энергетических потоков .считается, что прана циркулирует по особым каналам в теле (физио-логического соответствия им до сих пор не найдено), являясь разновидно-стью жизненной энергии . Понятие праны аналогично «ци» в китайскойакупунктуре . Большинство традиционных китайских источников трак-тует упомянутые каналы как воображаемые линии, соединяющие точки,именуемые меридианами . что касается так называемых «чудесных кана-лов» (жэнь-май и ду-май), то им соответствуют конкретные физиоло-гические образования: вагус и симпатическая иннервация позвоночногоствола, вполне корректно подтверждающие их определение в китайскоймедицине – «управители инь и ян» .регулировка дыхания играет решающую роль в Кундалини-йоге, а так-же в генерировании жара «туммо», чем прославились гималайские святые,не поддающиеся холоду, – «респы» .людей всегда поражал факирский трюк с зарыванием в землю и после-дующим «оживлением» . В состоянии йогического «анабиоза» деятельностьорганизма замирает и включается загадочный пока режим функциониро-вания . В журнале «Наука и жизнь» (№ 7, 1989) опубликована статья а . ма-ленкова и Б . сарбаша «В чем секрет зомби?» речь идет о существованиии включении (опять же в экстремальных условиях) механизма «порталь-ного сердца», когда жизнь сохраняется фактически без дыхания (скажем,летаргический сон, продолжающийся порой так долго, что этому могутпозавидовать йоги) .итак, под «пранаямой» подразумевается произвольное (только в на-чальной стадии обучения! – В. Б. ) управление дыхательным процессом . существует две группы техник – гипервентиляционная, где дыхание посравнению с покоем убыстряется, и основная – гиповентиляционная , когдадыхательный процесс значительно замедлен по сравнению с нормой .йога утверждает, что длительность жизни определяется количе-ством дыхательных циклов . Наука же говорит, что частота дыханияв естественных условиях является одним из показателей эрготропности-трофотропности общего вегетативного тонуса, то есть состояние организ-ма определяет частоту дыхания, а не наоборот . таким образом, основнаязадача – снижение эрготропности, активизация парасимпатического отде-ла, а не произвольные задержки и замедление дыхательного ритма .« . . . Грубый подсчет показывает, что для теплокровных животных времяжизни состоит из двухсот пятидесяти миллионов дыхательных циклов,или одной и двух десятых миллиарда сокращений сердца » (Peters R . H . TheEcological Implification of Body Size . Cambridge University Press, 1983 . 329 p .) .цель пранаямы – создание условий для того, чтобы дыхательный цикл спонтанно удлинился . дыхание – это одна из немногих жизненно важ-ных функций организма, допускающая вмешательство воли . Все извест-ные дыхательные упражнения или приемы имеют ряд общих признаков:– искусственные затруднения;– волевые задержки;– волевое замедление;– поверхностность или малая глубина дыхания (хотя это «качество»остается под большим вопросом) . Этот перечень исчерпывает все мыс-лимые способы вмешательства в естественный дыхательный процесс .методик форсированного дыхания (гипервентиляции) история не сохра-нила – за исключением поздних модификаций йоги, где они являютсядополнительными к основным видам пранаямы . отсюда можно заклю-чить, что полезным влиянием обладает только замедленное дыхание ,что было известно уже в древности .В работе «инфаркт и стенокардия начинаются в легких» приводится обзорряда дыхательных методик, разработанных для лечебно-профилактическихцелей . система лео Кофлера – преподавалась в конце XIX в . в основанныхим же «школах правильного дыхания» . В начале хх в . у него училась о . Г . ло-банова, которая на основе этих упражнений разработала затем собственнуюдыхательную гимнастику . суть ее – паузы после выдоха до 2–3 с, после вдо-ха – 1 с, выдох не до конца, само дыхание поверхностное .
Концепция и . мюллера изложена в его книге «моя система» (1904) .В ней приводится две группы дыхательных практик, в одной из них ритмдвижений тела соответствует дыханию, в другой – за время одного дыха-тельного цикла выполняется несколько быстрых движений . часть из нихпри этом совпадала с дыхательным ритмом, часть выполнялась в противо-фазе, как раз в этом случае возникала затрудненность и поверхностность .а . Н . стрельникова, которая в молодости была певицей, но сорвала го-лос, изобрела метод парадоксального дыхания – ежесекундные, быстрыеи шумные вдохи носом, похожие на активно-яростное «принюхивание» .Выдох же пассивный, мягкий, спонтанный . изюминка в том, что здесь ды-хание соединено с движением «наоборот» гораздо более акцентированно,нежели у мюллера . Например, вдох происходит на принудительном сжа-тии грудной клетки – налицо искусственные затруднения и поверхност-ное дыхание . стрельникова добивается хороших результатов в лечениизаболеваний голосового аппарата и начальных астматических проявле-ний . суть метода – создание (за счет напряжения мышц) более высокого,чем обычно давления в легких и, как следствие, большего усвоения кисло-рода и уменьшения застойных явлений в малом круге кровообращения,что в принципе достижимо надуванием воздушных шариков или работойна тренажере Фролова .Французский ныряльщик жак майоль характеризовал апноэ как«сознательную или непроизвольную задержку дыхания . . .» («человек-дельфин») . он утверждал, что врачи наблюдали у профессиональных йо-гов двадцатиминутные дыхательные задержки . японские ныряльщицы«ама» задерживают дыхание до двух минут, в Полинезии рекорд пребыва-ния под водой – две с половиной минуты .знаменитый ловец губок грек хаджи статти мог оставаться под водойпочти семь минут (1913) . сам жак майоль, наработав «апноэ» четыре ми-нуты пятнадцать секунд, достиг глубины в сто метров, а задержку трени-ровал именно пранаямой .« Г. Вильсон, цитируя “Азиатский ежемесячник” за март 1829 г., рас-сказывает о йогине, который мог задерживать дыхание на довольно дли-тельный срок (20–40 минут). Он охотно демонстрировал свое искусствовезде, где его просили, причем не из корысти, а просто из вежливости. Онтакже был способен оставаться под водой несколько часов » («Бессмертиеи свобода») . |