Санкхья говорит о Буддха, Ахамкара и Манасе, к которым Веданта добавляет Читту, проявляющуюся в различных аспектах и атрибутах (Дхармах) Ума, и принимающую участие в психических процессах, посредством которых Джива знает, чувствует и желает.
Это можно рассматривать с точки зрения эволюции согласно той последовательности, в которой развертывается ограниченный опыт Дживы — или в том порядке, в котором они рассматриваются после творения, когда опыт конкретных чувственных объектов уже имеется. Согласно первому аспекту Буддхи или Махат-таттва — состояние представления сознания только о бытии, без мыслей о «Я» (Антахкарана) и не затрагиваемо ощущениями отдельных объектов (Манас и Индрии). Это — безличное сознание Дживы. Из Буддхи проявляется Ахамкара, личное сознание, которое реализует себя как отдельное «Я» переживающего опыт. В процессе творения Джива сначала приобретает опыт переживания без осознания самого себя, подобно состоянию сразу после пробуждения от сна. Затем он относит этот опыт к ограниченному самому себе и приобретает самосознание "Я есть то-то и то-то".
Манас — это желание, следующее за этим переживанием, а чувства (Индрии) и их объекты, — средства, которыми достигается это обладание, в котором конец всякого желания жизни. Однако в порядке эволюции Буддхи — это первый принцип, а Антах-карана в своей деятельности творения занимает второе место. Поэтому более удобно было бы начинать с объектов чувств и ощущений, ими вызываемых. На познающего материя воздействует пятью различными путями, давая возникнуть в нём ощущению слуха, осязания или прикосновения, цвета, формы и зрения, вкуса и запаха. Чувственные восприятия возникают только от отдельных объектов и постигаются только в их вариациях. Но существуют также и общие элементы особых чувственных восприятий.
Эти общие идеи могут сформироваться как частные объекты чувств, указывая своё существование некоторым частям природы Дживы как факт опыта; в то же время общие идеи не могут быть сформированы, как физические факты опыта, из частностей, даваемых чувствами. Это общее носит название Танматра, (буквально "более чем это") и это — абстрактное качество объекта. Танматра звука (Шабда-танматра) — не только особое частное ощущение, формируемое звуком, но то сущностное в этом звуке, что общее во всех его различных проявлениях. Поэтому о Танматрах можно говорить как об общем знаменателе частных ощущений, и в этом смысле они главный элемент чувственного восприятия. Они входят в существование, когда те или иные чувства испытываются, в смысле необходимости чего-то, что может быть объектом ощущения.
Эти тонкие Бхуты, как они называются, не постижимы обычным образом, потому что они сверхчувственны (Атиндрия). Их существование постигается только умом, через плотные частные объекты, для которых они являются общими и которые происходят от них. Они могут быть объектами непосредственного (Пратикша) восприятия только для йогов. Их, подобно плотным, происходящим от них объектам, пять: звук — Шабда-танматра, осязание или чувствование — Спарша-танматра, цвет и форма — Рупа-танматра, вкус — Раса-танматра и запах — Гандха-танматра.
Каждая из Танматр возникает из предшествующей. Ощущения, приходящие от объектов чувств, постигаются опытно посредством внешних инструментов (Бахья-карана) Господа тела, и чувств (Индрий), которые — те врата, через которые к Дживе приходит опыт переживания мира. Индрий десять, и они разделяются на два класса: пять органов чувств или восприятия (Джняниндрии) — уши (слух), кожа (ощущение прикосновений), глаза (зрение), язык (вкус), и нос (запах); и пять органов действия — Карминдрии, которые производят реакцию, посредством которой индивид получает ощущения: рот, руки, ноги, задний проход и половые органы, посредством которых он говорит, схватывает, ходит, выделяет и порождает, и через это осуществляет желание Дживы. Это афферентные и эфферентные импульсы.
Индрии или чувства — это не физические органы, а силы ума, оперирующие через эти органы как их инструменты. Внешние органы — средство, через которое чувство слуха и др. осуществляются на физическом плане. Но так как они — только инструменты и сила их исходит из ума, то йог может совершать посредством ума всё то, что может быть сделано посредством физических органов, без употребления их.
По физическим проявлениям Индрии можно разделить на классы, соответствующие сенсорной и двигательной функциям нервной системой. Так как Индрии — это не физические органы, — уши, глаза и т. д., — а способности Дживы, стремящегося знать и действовать через них, то Йоги утверждают, что могут делать без их употребления всё, что обычно делается с помощью этих органов. Так, под действием гипноза человек может воспринимать вещи не употребляя для этого физические органы восприятия. Факт их бытия для различных действий не обязательно затрагивает эти Индрии. Акт «хождения» может осуществляться и с помощью рук (безногий калека), и тогда он рассматривается как реальная деятельность Индрии ног, хотя руки принадлежат Индрии взятия. Через эти инструменты Индрии воспринимают и действуют в соответствии с ними. Однако, одних только Индрий недостаточно для этих целей.
Во-первых, без участия внимания, ощущений не будет вообще. Быть "умственно отсутствующим" — значит не знать, что происходит. Поэтому внимание должно сотрудничать с чувствами прежде, чем они смогут дать восприятие чего-либо. Кроме того, в один и тот же момент воспринимающий является объектом получения бесчисленного числа ощущений, которые приходят к нему со всех сторон и давят на него. Если какое-либо из них прорывается в поле сознания, оно может быть отобрано, исключая все прочие. Процесс получения восприятий — это отбор какой-то особой части из общего потока всего и затем связывание с ней, пока она не становится присвоенной, как особый объект мысли или особое поле деятельности.
Наконец, как утверждает западная психология, ощущения приходят не все сразу, а раздельно. Эти "точки чувства" должны быть собраны вместе и составлены в одно целое. Эти три функции — внимание, отбор и синтез определенного разнообразия чувств принадлежат к тому аспекту ментального тела, внутренним представителем которого является Манас. Как Манас (ум) необходим для чувств, так и они необходимы для Манаса, потому что Манас — область желаний, без которых он не может существовать. Это желания познавать или действовать, и поэтому они проявляются вместе с Индриями.
Манас ведет за собой Индрии и через него чувства получают свою силу. Без помощи внимания Манаса другие Индрии не способны совершать свои функции, а так как это Индрии восприятия и действия, то Манас, сотрудничающий с теми и с другими, разделяет характер познания и действия.
Объединяясь с глазами или с другими органами чувств Манас становится деятельным, будучи в то же время отдельным разобщенным от этих особых инструментов, которые не могут выполнять свои функции иначе как только в сочетании с Манасом.
Его функция называется Санкальпа-Викальпа, т. е. отбирание одного и отбрасывание другого из того материала, который дают Джняна-Индрии. Когда, находясь в контакте с объектами чувств, он отбирает ощущения, которые должны быть представлены другим способностям ума — то это Самкальпа. Однако активность Манаса самого по себе еще не вызывает ни умственный результат, ни чувств удовольствия или неудовольствия. Он не является независимой силой, чтобы обнаружить себя для субъекта, переживающего опыт. Прежде чем та или иная вещь может быть обнаружена и реализована как объект восприятия, она должна быть субъектом операций Ахамкара и Буддхи, потому что без «освещенности» интеллектом, она останется темной и невидимой познающему, и усилия Манаса будут слепы и подобны движению на ощупь в темноте. Образы, которые создает Манас, не могут воздействовать на познающего, ни сами по себе, ни каким-либо иным способом, пока познающий не отождествит себя с ними посредством Ахамкара, т. е. сделает их своими собственными в ощущениях и переживаниях. Манас, будучи таким опытом активности в темноте, невидимый и необнаружимый светом Буддхи и не проявляющий себя для познающего до тех пор, пока он не отождествит себя с ним в чувстве единства, в котором темнота, вуалирующая качество Шакти Пракрити, проявляется более всего. Эта Гуна также преобладает в Индриях и в тонких объектах их операций — Танматрах.
Ахамкара ("Я есть делающий") — это выделение самого себя, т. е. сознавание самого себя в качестве личностного «Я», самосознания, — той формы мирового опыта, в которой Джива думает о себе самом как об отдельной личности, которая находится в связи с объектами его опыта. Это сила самовыделения, посредством которого все эти слагаемые сливаются в одно «Я», а восприятие и выводы относятся к этому особому мыслящему субъекту и становятся частью его опыта. Поэтому когда восприятие улавливается Манасом и определено Буддхи, Ахамкара говорит "Это Я постиг".
Это «Я» феноменального сознания, отличающееся от «этого», познаваемого. Функция Буддхи — поддерживать его. По сравнению с другими силами, посредством которых получается опыт, Буддхи — это тот аспект Антахкараны, который определяет. Человек определяется так: тот кто «схватывает» (Манас) и думает. "Я заинтересован в этом и поэтому самовыделяюсь, иду к определению";[38] "Это должно быть сделано мною".
"Должно быть сделано" — это относится не только к внешнему действию, но и к умственному действию, такому как определение посредством образования идеи и объекта восприятия ("Это есть именно так и не иначе" и решения "Это должно быть сделано"). Буддхи пропитывает все действия, каковы бы они ни были. Это — главная Таттва, потому что она пропитывает все инструменты, является вместилищем всех Санскар (отпечатков), кармических тенденций и в Санкхье считается местопребыванием памяти. Это — мыслящий принцип, формирующий концепции или общие действующие идеи, действующие через Ахамкара, Манас и Индрии. В деятельности чувств главный — Манас, в деятельности Манаса главный фактор — Ахамкара, а в деятельности Ахамкара главное начало — Буддхи. Во всех них, как в инструментах, действует Буддхи, а изменения в Буддхи происходят через органы физических чувств. Буддхи — основа всех познавательных способностей, ощущений и решений, и передающее все объекты восприятия дальше, Пуруше — т. е. сознанию. Поэтому и говорится, что Буддхи, чья функция определять, — возница; Манас, чья функция Санкальпа-Викальпа — это поводья, а сами чувства — это кони. Джива — получающий удовольствие (Бхокта). Атма сочетается с телом, чувствами, Манасом и Буддхи. В Буддхи преобладает Саттва Гуна, в Ахамкара — Раджас, а в Манасе, Индриях и других объектах — Тамас.
Читта в специальном смысле есть та сила (Вритти), посредством которой ум сначала взывает к способности памяти (Смарана), через которую проявляется Анубхава или Пратьякша Джняна — непосредственная познавательная способность. Эта память существует только для того, чтобы проявить действующую Анубхаву. Для воспоминания находится эквивалент и ничто никогда не теряется из того, что было предварительно познано. Воспоминание только призывает опять Синта, ту способность, посредством которой поток мыслей приковывает внимание субъекта, и он думает и созерцает нечто вызванное из памяти, предварительно уже известное и определенное с помощью Буддхи. Для такой медитации мысленно вызывают вновь прошлые восприятия и идеи, фиксируя ум на них. Согласно Веданте, Буддхи определяет только однажды, а в последствии размышление об определенном ментальном объекте — это способность отдельной ментальной функции, называемой Читта. Санкхья, чтобы не увеличивать количество категорий, рассматривает и память и Синта как функции Буддхи. А в "Шат-Чакра Нирупана" термин Читта употребляется для обозначения основной функции ума, как синоним Антахкарана.
Суммировать функции тонкого тела можно так: объекты чувств (Бхута, происходящие от Танматр), производят чувства (Индрии), воспринимаемые Манасом, передаваемые «себе» (Ахамкаре) и определяемые Буддхи. Буддхи освещается светом сознания, Чит, которое и есть Пуруша. Все принципы (Таттвы) являются модификациями бессознательной Пракрити, и все эти Таттвы функционируют для наслаждения Пуруши. Они не могут рассматриваться как вещи, существующие независимо друг от друга, но как одинаково наделенные силой Духа — Атмы. Они функционируют не произвольно, а представляют организованное сотрудничество усилий на службе у радующегося, переживающего опыт Пуруши.
Тонкое тело состоит из 17 частей: Буддхи (включая Ахамкара), Манас, 10 чувств (Индрии), и 5 Танматр. Санкхья не делает специального упоминания о Пране или жизненном принципе — Прана здесь рассматривается как разновидность Антахкарана и считается включенной в него.
Последователи Майявады (учения о Майе) иногда вместо «Танматра», употребляют «Прана». Джива живет в своем тонком (ментальном) теле когда видит сны — это состояние называется Свапна. Тогда он отвлечен от внешнего мира объектов (Маха-Бхута) и сознание путешествует в мире идей. Тонкое тело, или душа, не исчезает, пока не достигается освобождение. Тогда Дживатма, как сознание, которое кажется обусловленным, прекращает быть таковым и становится высшим сознанием или Параматма, Ниргуна Шива. Поэтому тонкое тело сохраняется при растворение плотного тела, из которого оно уходит дальше и перевоплощается до самого освобождения. Линга-Шарира не есть всепроникающее Виндху (ибо в таком случае оно было бы вечным (Нитья), и не могло бы действовать (Крийя). Но оно движется и развивается до тех пор, пока оно не становится всепроникающим (Вибху) Оно должно быть ограниченным (Парикчинна) и состоящим из атомов (Анупаримана). Оно косвенно зависит от пищи, и поэтому материальное тело — это "тело пищи" (Аннамайя). Ум, когда он соединен с плотным телом, зависит от него. В тонком теле ум порождает Санскары, которые являются результатом происшедших действий. Тонкое тело — причина, порождающая плотное тело.
Весь процесс эволюции обязан стремлению к жизни и к наслаждению, которая — результат Васана, мирового желания, переходящего из одной жизни к следующей жизни в Санскарах или впечатления, производимого на тонкое тело Кармой, которой руководит Ишвара. «Я» не только наделено способностями тонкого тела, но плотными объектами наслаждения, в для проявления в которых предназначены эти способности. Поэтому оно воплощается в бытии как проекция Силы Сознания, как плотное материальное тело, называемое Стхула-Шарира.
Слово Шарира происходит от корня «Шр» — «гнить». В плотном теле каждое мгновение происходят молекулярные рождение и смерть до тех пор, пока Прана, жизненная сила, не покидает тело, которое тогда растворяется. Тогда душа (Дживатма) покидает тело и больше не интересуется им. Нет воскрешения в том же самом теле — оно разрушается, а Джива перевоплощается в новое тело, которое тем не менее, подробно последнему, должно испытывать действие его Кармы. Стхула Шарира с тремя Дошами, с шестью Кошами, семью Дхату, десятью огнями и т. п. — это постоянно умирающее тело, состоящее из смешения пяти форм плотной чувствующей материи (Маха-Бхута), которая гниет и конце концов при смерти разлагается на свои составные части.[39] Веданта называет это "телом пищи" (Аннамайя-коша), потому что оно поддерживается пищей, превращающейся в лимфу, кровь, мясо, жир, кости, слизь и семя — компоненты плотного организма. Джива обитает в этом теле, находясь в бодрствующем состоянии.
Согласно западной науке, человеческое физическое плотное тело состоит из нескольких основных химических компонентов, из которых вода составляет две трети общего веса. Эти компоненты состоят в свою очередь из более простых химических элементов, из которых на первом месте кислород, потом водород, углерод, азот, кальций и фосфор. Нужно было бы сделать шаг и еще дальше, хотя неразрушимость химических элементов и атомов до настоящего времени считалось практической истиной, но некоторые хорошо известные эксперименты напоминают о древних идеях об единой изначальной субстанции, к которой в принципе могут быть сведены все различные химические элементы. В этом заключается и до сих пор осмеиваемая возможность превращения элементов друг в друга, поскольку каждый из элементов является лишь одним из проявления лежащего за ними единого первоистока. Современные изыскания показывают, что эта первичная субстанция не может быть «материей» научных представлений — той материей, которая имеет массу, вес и инерцию. Согласно этим новейшим гипотезам материя, будучи «дематериализованной», оказывается чем-то таким, что в сущности отличается от материи, доступной органам чувств. Эта первичная субстанция — Эфир в состоянии движения.
Краткое изложение этой гипотезы таково: первичный и простейший физический фактор, из которого возникла Вселенная, это движение вовне и вовнутрь в некой субстанции. Субстанция — это «эфир», который не тождественен «материи». Идея о движении в этой субстанции берет начало в реалистической теории о природе материи. Материя вначале едина, что не противоречит дальнейшему многообразию её форм. Этот первичный элемент в конечном счете однороден, и различия в разнообразных видах материи зависят от различия в движениях первичных частиц, происходящих от их комбинации. Взяв такое единство в качестве основания, можно предположить, что такая единая форма может переходить в любую другую. Описываемая здесь индийская теория совпадает с западными идеями, к которым мы обращаемся, в частности, идея о том, что материя, имеющая вес и массу, существует не всегда, и что это не единственная форма материи; и что есть еще некоторые формы движения или силы, — их пять, — которые производят плотную материю и которые доходят до уровня эфира.
Однако этот «эфир» и Акаша не тождественны. Если эфир — это некая первичная субстанция, которая не является материей, имеет вибрационное движение и может передавать через себя свет, то Акаша — это одно из плотных проявлений Изначальной Силы. Это, в сущности, вибрация субстанции Пракрити, её проявленная форма, в которой может быть наблюдаемо действие других сил. Поэтому Акаша не первичен, а происходит от сверхчувственной Танматры с ее качеством (Гуна), посредством которой Акаша действует на чувства. Эта Танматра сама произошла из ментального принципа «Я» или личного сознания, возникающего из сверхличного сознания Дживы (Буддхи), которое в свою очередь эманирует из Изначальной Силы, Пракрити-Шакти, причины и основания всех форм «материальной» силы или вещества. За обеими, и материей и умом, находится высшая творящая энергия, которая — причина Вселенной и самого чистого сознания.
Материя действует на Дживу пятью различными путями, возбуждая в нём ощущения запаха, вкуса, зрения, осязания, чувствования и слуха.
Как уже объяснялось, Танматры сверхчувственны, будучи абстрактными качествами, в то время как чувства получают их вибрации только в частных объектах. Эти частные чувства получаются из общих, универсальных.
Из Шабда-Танматры и из комбинации последней с другими Танматрами возникают плотные Бхута, которые, как физические вещи, постижимы чувствами. Это близко к тому, что является в западных представлениях чувственно воспринимаемой материей. Эти пять Махабхут таковы: Акаша (Эфир), Вайю (Воздух), Тэджас (Огонь), Апас (Вода) и Притхиви (Земля). Их проявление происходит из Танматр, из того, что известно в чувственно воспринимаемой материи, как масса (Тамас), наделенная энергией (Раджас) посредством постепенного прироста массы и перераспределения энергии. В результате каждое новое Бхута плотнее, чем предшествовавшее, пока не достигается «Земля». Пять Бхута не имеют никакого отношения к тому, что по-английски называется «элементами» — это и не «элементы» вообще, поскольку они произошли от Танматр. Динамически и объективно рассматриваемые, они (произведенные из Акаша) — пять форм движения, в которых Пракрити дифференцирует себя; это не имеющие препятствий, направленные во все направления сверкающие линии силы, символически называемые "волосами Шивы", которые пронизывают пространство (Акаша), в котором, в свою очередь, действуют другие силы. Вайю — поперечное движение и продвижение в пространстве. Тэджас — восходящее вверх, экспансивное движение. Апас — сжимающее движение вниз, и то движение, которое производит сцепление, характерное для сопротивления бытия противоположному несопротивляющемуся эфиру в котором оно существует и от которого, как и от других Таттв, происходит.
Змеиная Сила
Артур Авалон
http://flibusta.is/b/410108