[
zvezdo4et,
Спасибо за широкий обзор литературы, но не могли бы Вы сузить немного.

Интересует йога в практическом плане - техники расслабления, работа с вниманием, дыхательные техники.
Это для начала, а там можно будет и углубиться. Или обязательно предварительно ознакомиться с теорией?
По поводу обширного набора источников – разумеется, не стоит сразу хвататься за все приведенные материалы, нужно выбрать для себя то, что
актуально на данный момент. Я лишь хотел показать, что серьезных работ на тему йоги достаточно и их все можно найти если не в магазине, то в интернете уж точно.
Часто звучит высказывание, мол «главное – это практика». С этим не поспоришь. Но вспомним Юнга: «
Практика йоги немыслима – да и неэффективна – без тех идей, на которых она базируется».
Если вы интересуетесь йогическим сосредоточением, знакомства с работой Островской и Рудого «Йога-сутры Патанджали» вам не избежать

Даже если вы возьметесь изучать техники кВ и дКв по работе О. Бахтиярова «Деконцентрация», вы увидите ссылку на данный труд и интересную параллель, выстроенную исследователем. Занимаясь изучением проблематики работы с вниманием, в дальнейшем вы будете часто встречать идеи и термины, которые подробно разобраны в этой работе.
Общие рекомендации по расслаблению можно найти к примеру в работах Бихарской школы йоги (автор – С. Сатьянанда). Они довольно просты: закрыть или полуприкрыть глаза (в большинстве асан это возможно), расслабить лицо, отпустить живот, внимание может медленно скользить, сканируя тело, а может свободно зацепиться на каком-нибудь его участке (например, «растворять ощущения» районе глаз). В любом случае - внимание остается в пределах тела. Движения по входу и выходу из асаны - плавные, после выполнения асаны не должно оставаться «остаточных» ощущений, в противном случае нужно сделать короткую шавасану.
Трудности начинаются во время освоения методики, а именно - «подстраивания» ее под ваши индивидуальные особенности. И, зачастую, здесь все рекомендации «со стороны» оказываются бесполезны, пока не начнешь разбираться самостоятельно. Ведь качественное расслабление – это не результат каких-то волевых действий, а следствие косвенного влияния на сознание посредством работы с телом. Процесс постепенной очистки от избыточных напряжений весьма - медленный процесс, но если практика построена верно – уже через месяц-другой появляются интересные результаты. А через год вы себя просто не узнаете

Насколько мне известно, дыхательные техники не рекомендуется применять, пока не будет достигнута достаточная проработка тела. Боюсь, что этот вопрос может быть решен только с инструктором – человеком более опытным, который знает ваши индивидуальные особенности и наблюдал за вашим «продвижением» в течение какого-то времени.
Далее.
Даже бегло изучив историю йоги, вы заметите, что это очень консервативная система. Консервативность была связана прежде всего с сакральным статусом йоги, и язык, на котором написаны сутры (санскрит) знали немногие. К тому же, до Патанджали информация, судя по всему, передавались «из уст в уста». С другой стороны - авторитет «афоризмов йоги» был очень высок и мало кто решался отступать от сформулированной им системы. (А может быть, в этом просто не было нужды? Ведь йога решала ключевые проблемы человека).
Несмотря на консерватизм, йога видоизменялась, ассимилируясь иными культурами – как например в Японии (ведь всем известное слово «дзен» произошло от санскритского «дхьяна»), но
основные положения, зафиксированные в «Патанджала-даршане» остались неизменными:Если описать коротко,
йога, по определению Патанджали, есть
«читта-вритти-ниродхо» - т.е.
состояние, когда деятельность (развертывание, актуализация) сознания прекращена на время практики.
«Составными частями» йоги являются: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.Из них
асана - неподвижная и устойчивая и удобная поза, в которой отсутствуют ярко выраженные ощущения в теле (и ни при каких условиях не должно быть болевых ощущений!).
Асана достигается прекращением всякого усилия (или, выражаясь несколько иначе – нужно сделать усилие, суть которого – в снятии естественного напряжения)
и сосредоточении на бесконечном.
Напоследок хочется привести цитату того же Юнга:
«Пройдя свой путь исторического развития, европеец настолько удалился от своих корней, что ум его раскололся в конце концов на веру и знание…
Ему нужно возвращаться не к Природе – на манер Руссо, - а
к своей собственной натуре. Он должен открыть естественного человека. Вместо этого европеец
обожает системы и методы, с помощью которых он может только еще больше подавить в человеке естественное». [К.Г.Юнг «Йога и Запад»] Это сказано о европейцах, но - я уверен - относится также и к нам. Мне кажется, очень важно принять это во внимание, поскольку как йога, так и нагуализм (обычно это происходит на начальных этапах изучения) слишком часто превращается в такую систему подавления.