Если вы проявляете интерес к аутизму не как к болезни, а к его применению в сфере ... магии , то советую вам почитать тему "Аутизм - с чем его едят?"
По большому счету вы правильно определяете аутизм, но есть несколько дополнений. Согласно отечественной психологической школе, ведущей свои традиции от Маркса, моделируются не субличности, снятые с прототипов, моделируются отношения, динамический процесс взаимодействия. При этом внутри вас нет зоопарка с клетями, занятыми персонажами из вашей жизни, рядом с которыми находится и ваш маленький загончик, все несколько хуже - структура вашей личности составлена из этих моделей взятых извне, так называемый процесс интериоризации. Естественно, родители закладывают самые фундаментальные слои, и если у них самих присутствует психиатрический анамнез, нет ничего удивительного, что ребенок имеет оба фактора, медицинскую предрасположенность помноженную на патологическое воспитание.
У аутиста наблюдается рассогласование основных перцептивных каналов, вот, кстати, причина вашей не-дружбы с телесностью, вам потребовалось собирать себя изнутри, чтобы выстроить перцептивные схемы) На этом фоне аутисту невозможно сформировать ориентиры, чтобы выстроить модели, которые он бы смог встроить в свою личность, он находится в состоянии дезориентации, непредсказуемости внешнего мира, что в норме тоже иногда включается в условиях нераспознанной опасности. Аутист находится в этом состоянии перманентно, и вот это его странное поведение, моторика, звуки, реакции это все преследует единственную цель - опознать, упорядочить, идентифицировать внешний мир, он его сканирует таким доступным ему способом.
Сюда же относится и дислексия и речевые нарушения, речь формируется как инструмент взаимодействия на основании устоявшихся ориентиров, в вербальных конструкциях заключены определенные ожидания, установки, предстказуемость явлений и предметов окружающей обстановки. Если же активна зона мозга, включающая дезориентацию, а это именно обособленная зона, то навыки речевой деятельности не могут быть сформированы. Как вы боролись с дислексией было бы любопытно узнать, видимо, старались выйти за пределы имеющейся данности, чтобы отстроить себя с мета- уровня, это совершенно правильно, только не все обладают способностями отстраивать себя изнутри, а внешняя коррекция мало эффективна Даже то, что я, далеко не классический психолог) сейчас говорю не находится в специальных методических пособиях, потому что тема малоизученная, работы разных исследователей не обобщены, по крайней мере об этом свидетельствовали сами специалисты еще пару лет назад.
На мой взгляд методики работы с дислексией могли бы успешно применяться и для адаптации аутистов, они очень близки психонетическим методам и направлены на то, чтобы принудительно выключить дезориентацию, но видимо для этих методов потребовалась бы адаптация и разработка. Суть там в том, чтобы зафиксировать и направить внимание, работая с
умственным глазом - произвольным центром внимания, перемещая его из его естественно положения на кончик пальца, в воображаемую точку из которой обозревается воображаемый предмет, и непосредственно в зону мозга отвечающую за дезориентацию, что ведет к ее выключению. При этом дислексик испытывает состояние необычайного комфорта, ему, наконец то удается сориентироваться, и из этого состояния формировать работу речевого инструмента.
Совершенно верно замечание про развивающую игровую деятельность (игрушка трансформер), дело в том, что структуры личности интериоризируются не только из взаимоотношений, но могут быть взяты из предметов, в силу того что в предметах также запечатлена совместная деятельность, в качестве их ноуменальной структуры. При этом предмет подчинен воле оператора, что для аутиста крайне важно в плане формирования ориентиров для ситуативной деятельности, также важно то, что деятельность с предметами закладывает самый первый базовый слой психики, без которого не разовьются все остальные надстройки, включая речевую. На ФШ упоминала о загорском эксперименте, развивающем теории отечественной психологической школы, в котором слепо глухих детей обучали на основе интенсивной деятельности, оперирующей с предметами, в результате они заканчивали институты и получали научные степени.
Возможно, психологические исследования аутизма могли бы помочь и в проектировании ИИ, грубо говоря, предвосхитить возможные сбои в категоризации, предусмотрев альтернативную систему классификаторов-ориентиров. Психология ИИ уже существует, как дисциплина, что неслучайно )