ДЖАГАДДЕВА
«ВОЛШЕБНОЕ СОКРОВИЩЕ СНОВИДЕНИЙ»
перевод с санскрита А.Я.Сыркина
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
1. Ради пользы благоразумных изложена последовательность счастливых снов; далее я в твердом порядке буду излагать дурные сны.
2. Похищение оружия, украшений, драгоценностей, жемчуга, золота, серебра и прочих металлов причиняет различными путями ущерб богатству и чести, жестокие дела, смерть.
3. Похищение коней, слонов, повозок, разных сидений, одежды и прочего приносит страх и печаль, причиненные царем, несет вражду с родственниками и потерю богатства.
4. При похищении собственной жены мужчин ждет гибель имущества, при [ее] обиде — страдание; [когда то же случается с другими] женщинами в семье — смерть и заточение родственников.
5. У кого в сновидении похищают собственное ложе или обувь, у того умирает супруга, а также тяжко страдает тело.
6. При отрубании рук или ног непременно бывает убийство отца и матери; при [отрубании] других частей тела — гибель детей и добрых
7. У кого выпадают зубы, кому отрезают нос и уши, а также вырывают глаза, того постигает гибель имущества.
8. У кого в сновидении обрезают все ногти, бороду, волосы на голове и на груди, тот непременно встречает невыносимое бедствие.
9. Кто видит, как вокруг с головы, бороды, тела падают [у него волосы], тот, окруженный заботами и мучениями, вскоре отходит в небытие.
11. Кому в отверстие уха открыто проникают ящерицы, змеи, сколопендры, черви, тот гибнет от ушной болезни.
12. Кто видит, как диски луны и солнца раскалываются, затмеваются или падают, тот пусть ожидает небытия в течение пяти дней.
13. Болезнь глаз быстро следует за падением звезд, планет, огней и молний; с какой части тела [падает] украшение, на той части обнаруживается недуг.
14. Кто видит, как ломают дверной засов, ложе, качели, обувь, жилище, тот теряет супругу.
15. Садиться на козла, газель, верблюда, осла, барана, мула, оленя, буйвола и других копытных, видеть или слышать их не [приносит] счастья людям.
16. В сновидении появление, голос или борьба змеи, ихневмона, вепря, шакала, собаки, волка, гиены, медведя уничтожают счастье людей.
17. В сновидении вид зайца, барана, самки обезьяны, муравья, мыши и других животных всегда приносит людям несчастье.
18. Вид тигра, оленя, носорога, кошки, обезьяны, дикобраза и других неблагоприятных [животных], производимые ими звуки и борьба доставляют людям бедствия.
19. В сновидении вид воробья, вороны, совы, трясогузки, голубя, тхинки, цапли и других [птиц], сражающихся между собой, — к несчастью для человека.
20. Вид красно-бурого рябчика, куропатки, петуха, орла, сокола, -коршуна, [их] борьба или крик — к стократным мучениям для людей.
21. Вид водяных птиц: джалаваясы, цапли, лысухи, титтибхи, водяной курочки, морского орла, хариты не приносит счастья людям.
22. Кто видит путару, макару, пиявку, крокодила, круракармана, лягушку или других водяных животных, тот лишается богатства и зерна.
23. Кузнечики, саранча, пчелы, мошки, оводы и другие двигающиеся на крыльях [насекомые, а также] черви, клопы, вши и прочие, двигающиеся на ногах — неблагоприятны.
24. Тот мужчина, который в сновидении проникает в материнское или [чье-либо другое] недозволенное лоно, определенно не живет после этого [дольше] пяти дней и ночей.
25. Кто проникает в кухню, в лес с красными цветами, в дом с роженицей, тот, будучи искалечен, шествует в град Ямы.
26. Человек, который по воле судьбы проникает в окутанные тьмой колодец, яму, долину, пещеру или во мрак, становится пристанищем всех несчастий.
27. Кто поедает, видит, получает вареную пищу или сваренное мясо, а также торгует ими, тот или гибнет, или теряет богатство.
28. Кто поедает шашкулику, пирожок, полику, рисовую кашу, того вскоре [постигают] большие печали, страдания или смерть.
29. У кого в сновидении из сердца, [словно из] пруда, появляются лотосы, тот, пораженный проказой, быстро идет в обитель Ямы.
30. Кто пьет опьяняющий напиток вместе со швапачей, пишачей и другими [подобными существами], тот в лихорадке и страдании, поистине, обретает жестокую смерть.
31. Кто пьет масло с чандалами, тот умирает от болезни мочевых органов; кто ест блюдо из сезама и риса, смерть того — от чахотки.
32. Кто пьет горячую воду, смешанную с коровьим пометом, ромом, лекарством, тот непременно умирает от дизентерии.
33. На чей дом льется с неба влага из лака, шафрана, киновари, того постигает пожар в доме или поражает оружие грабителей.
34 — 35. У кого в сновидении из головы поднимается пальмировое дерево, куст тростника, кхарджура, рахита, дерево необычного вида, с шипами, лишенное плодов, или засохшее, или с красными цветами; или же поднимается от корня дерево из сердца, или пучки кустов из других частей [тела, тому] в той части тела [грозит] опасность.
36. В чьем теле возникает гора, куст, дерево, лиана, муравейник, а также дарбха и прочие травы, тело того гибнет.
37. Кто, взобравшись на черного коня, умастившись черным притиранием, с развевающимися волосами и в черной одежде движется на юг, тот быстро погибает.
38. Кто поднимается на цветущую киншуку, ашоку, масану, шелковицу, париджату, тот вскоре будет украшать погребальный костер.
39. Кто в сновидении поднимается на засохшее дерево, бревно, лиану, клин, муравейник, колючий куст, того быстро постигает неудача.
40. [Когда человек] поднимается на дерево, [растущее] на перекрестке, на место сожжения мертвецов, на кол, жертвенный столб, труп, то, если он не видит при этом пламени, это его последняя ночь.
41. Кого тянет вперед за шею и руки женщина, едущая на вепре, тот — если это происходит не на вершине горы — живет последнюю ночь.
42. Кто, взобравшись в сновидении на человека, влекомого претой или увлекаемого хищным зверем, движется к югу, тот несомненно вскоре умрет.
43. Разумному следует знать, что за смехом вскорости следует печаль, за танцем — убийство и заточение, за декламированием — ссора между людьми.
44. Изгнание и болезнь непременно [следуют] за поносом и рвотой. За мочеиспусканием людей постигает смерть, и плач — за пением.
45. Кто в сновидении часто мочится или испражняется с большим количеством крови, тому [грозит] потеря богатства и зерна, смерть или опасность битвы.
46. Когда кого-нибудь тащит за ноги лев, слон, человек, крокодил, то, будучи в заточении, он быстро освобождается, свободный же — попадает в заточение.
47. Кто принимает пищу при подношении предкам, при свадьбе и других праздниках, при ежегодно совершаемых обрядах, смерть того недалека.
48. Человек, который пребывает на каменистой скале и ест на месте сожжения мертвецов, быстро становится бедняком и всегда пьян от хмельного.
49. На кого в сновидении надевают красный венок, а также красную одежду, кого обвивают красной нитью, тот терпит ущерб в соответствующей части тела.
49а. У смертного, который в сновидении множеством рук поражает громко ревущего человека, поистине устраняются все мучения, вызываемые злыми демонами, и освобождается тело.
49б. Таким же образом смертный, который в сновидении поражает женщину, слона или вепря, освобождается от грозящих смертью недугов, здоров телом, постоянно счастлив, — так [говорит] Явана.
50. Кто пробуждается, увидев [перед тем] человека с очень белым телом, больного, аскета или необычно одетого, у того бывает телесное истощение.
51. Кто видит в сновидении носящего косичку, бритоголового, исхудавшего, с загрязненным телом, в красной или синей одежде, тому [грозит] опасность и потеря уважения.
52. Кто, поднявшись на цветущее дерево, собирает с кончика ветви красные цветы и носит их [на себе], тот непременно лишается жизни.
53. Кто в споре, ссоре или борьбе с врагами терпит поражение, угрозы, заточение и прочее, того ждет несчастье от насилия.
54. Тот, в дом которого в сновидении или же днем проникают пчелы, быстро погибает, или терпит непостоянство счастья.
55. Кто видит в воздушном пространстве ясно начертанное изображение Сварбхану, преследующего лунный диск, того постигает невыносимое несчастье.
56. Если в сновидении изображение бога-хранителя хотя бы немного, но определенно сдвигается со своего места, то вскоре наступает смерть.
57. Если у статуи чтимого божества части тела трутся [друг о друга], но не ломаются, то наступает тяжкое телесное страдание.
58. Когда в сновидении у бога-хранителя отпадают части тела, и падает подношение [ему], то человека [постигает] жестокое несчастье.
59. Цветок или плод, прекрасный, но родившийся не вовремя или же родившийся во время, но дурной, всегда вреден и приносит людям много мучений.
60. Человек, который, свалившись в углубление, не знает, есть ли поблизости выход, или же принимает гибель в воде, гибнет или подвергается опасности.
61. Кто в сновидении играет на музыкальном инструменте, но не на барабане и не на панцире черепахи, тот лысеет и вскоре отходит в небытие.
62. Когда в сновидении обнимает прекрасная женщина, умащенная красной мазью, носящая красную одежду и венок, поистине, это предвещает убийство брахмана.
63. Когда в сновидении обнимает юная девушка, с иссохшим телом, подобным лиане, умащенная черными притираниями к в черной одежде, то близок уход в обитель Ямы.
64. Когда в сновидении обнимает женщина со страшными бровями, в желтой одежде и [желтых] притираниях, то наступают всевозможные болезни.
65. Кого обнимает [женщина, как бы] лишенная живота, смеющаяся, с красновато-коричневыми глазами, длинными зубами, ногтями и волосами, нагая, того постигает смерть.
66. Когда женщина с распущенными волосами, черная, с необычным телом, красновато-коричневыми глазами, нагая, тянет мужчину в сторону Ямы, он непременно умирает.
67. Когда [человек], обмазанный копотью или маслом, лишенный одежды, поднявшись на верблюда или осла, с распущенными волосами движется в сторону Ямы, близка его смерть.
68. Когда [человек] один поднимается на повозку, запряженную верблюдом или ослом, и, находясь на ней, просыпается, поистине, это его смерть.
69. Кто, умащенный нежным шафраном, нося красные одежды, цветы и венок, танцует, смеется или поет, тот умирает от горлового кровотечения.
70. Кто в сновидении погружается в грязную воду и, несмотря на усилия, не выплывает, тот вскоре, погубленный ракшасой, устремляется в южную сторону.
71. Поистине, когда смертного, танцующего и опьяненного, мертвецы и тому подобные [существа] влекут в сторону Ямы, он испускает дух от безумия.
72. Соединение с черной дурной женщиной, умащенной красным [притиранием, в красных] одеждах и украшениях, или же игра с такими [женщинами] порицается и не служит для мужчин к добру.
73. Тот человек, который постоянно видит при пробуждении очень неблагоприятный сон, поистине, умирает в течение года.
74. Если в сновидении все время бывает великая радость, а также веселье от свадьбы и других праздников, то близка смерть или неудача.
75. Человека, носящего грязную одежду, с длинными ногтями или бородой, обнаженного, [а также] в красных или оранжевых одеяниях, обычно постигает смерть.
76. Когда происходит любовная встреча с прекрасными женщинами в очень грязных одеждах с грязными цветами или в оранжевых одеждах, или же когда они притягивают к себе, — [это] неблагоприятно.
77. Кого в сновидении преследует страстная женщина в образе швапачи, пишачи, преты и кто сходится с [подобной] девушкой, тот несомненно идет к смерти.
78. Если бывает страх перед змеями, зверьми с когтями, ворами, отвратительными шакалами, слонами, врагами, то быстро приходит телесное страдание.
78а. Мудрецы возвещают, что человек, которого в сновидении ударяют лишенные одежд или носящие черные одежды, получает срок жизни в двадцать дней, - так [говорит] Явана.
78б. Далее, тот, кому в продолжение трех ночей в конце ночи в сновидении наносят удары медведи, шакалы, вепри или же нырки или рябчики, поистине, не проживет и двух месяцев.
79. Если у кого в сновидении происходит борьба ворон, цапель, соколов, орлов и других птиц, то непременно близка его смерть.
80. Падение с ложа, сиденья, дерева, скалы, стены, дома, храма, с лошади и других упряжных [животных] обязательно приносит гибель самому [спящему].
81. Кто в сновидении постоянно спит в пыли, ложится на землю или движется в пространстве, того вскоре ждет смерть.
82. Кого тянет к себе вепрь, собака, обезьяна, кошка, тигр, шакал, волк или другие [животные], тот быстро следует путем, [на котором] зрит Кританту.
83. Если на голове усаживаются или делают гнездо коршун, ворона или другие птицы, это обычно [несет] людям страдания.
84. Когда самка обезьяны со страшными красновато-коричневыми глазами крепко обнимает человека, тот непременно лишается богатства и вскоре отправляется в град Ямы.
85. Кто поднимается на повозку, запряженную обезьяной, или газелью, или бараном, или буйволом, или же играет с ними, у того бывает множество несчастий.
86. Если в сновидении человек идет, всячески призываемый достославными мертвецами из его рода, то конец его недалек.
87. Принятие отшельничества, оставление [его] и перемена в этом [состоянии] не приносят счастья; ссора, а также раскалывание горы приносит страдание человеку.
88. Просеивание груды зерна, приготовление всяческих блюд с маслом, жертвоприношение на дымящемся огне — [все] это непременно приносит смерть.
89. Кого в сновидении ведут в сторону Ямы ослы, олени, собаки, волки, шакалы, хищные звери, верблюды и другие [животные], тот умирает от чахотки.
90. Когда человека, лишенного одежд, с искаженным лицом, бритоголового ведут в южную сторону швапачи или пишачи, это не бывает благоприятно.
91. Человек, которого в сильном гневе осыпают бранью мать, отец или другие чтимые люди, вскоре лишается богатства.
92. Тот человек, который общается с бхутами, претами, пишачами, швапачами или влечется ими в сторону Ямы, непременно бывает пристанищем несчастья.
93. Вид отшельников и подобных им людей, обнаженных, с тремя палками, больных, бедных приносит в сновидении несчастье.
94. При дожде из кокосовых орехов или камней, землетрясении или громком смехе божества происходит несчастье — людям грозит близкая смерть.
95. Кто в неподходящее время видит в сновидении мрак без дождя и туч или же дождь с ветром, у того явно не бывает счастья.
96. Тот человек, который видит день без солнца или ночь, лишенную луны и звезд, определенно вскоре гибнет.
97. Кто [видит] вращение круга [человеком], выжимающим масло из зерен, или гончаром и результат [этого действия], а также качание на качелях, того постигает телесное страдание.
98. Кто в сновидении лежит или сидит в пыли, на комьях или куче земли, в трясине, а также видит [все] это, тот, поистине, подвергается мучениям.
99. Тот человек, который постоянно лежит или сидит на муравейнике, куче мусора или колючек или же видит их, тот определенно встречает несчастье.
100. Кто лежит или сидит на груде камней, черепицы, костей, комьев земли, лохмотьев, травы, листьев или видит их, идет к утрате богатства и гибели.
101. Тот человек, который спит или сидит на куче навоза, мякины, шкур, [человеческих] костей, волос, дров, железа, вскоре терпит ущерб от царя.
102. Тот человек, который за отсутствием постели предается сну на ложе, устланном деревом или соломой, легко достигает обители Ямы.
103. Кто в сновидении умащивается коровьим пометом, грязью, красной охрой, ароматической пудрой, пылью, мелом, тот несомненно вскоре лишается жизни.
104. Натирать тело красным лаком, красным сандалом, шафраном, киноварью, видеть или получать [их] — нехорошо для людей.
105. Кто натирает тело горочаной, харидрой, желтой мазью, индиго [и тому подобными] превосходными притираниями, тот быстро идет в жилище Ямы.
106. Кто в сновидении поедает жир, свежее масло, костный мозг, гной или натирает ими тело, того определенно постигает нежеланное.
107. Натирать тело кислым рисовым отваром, медом, жидким маслом с водой и другими жирными веществами и пить их бывает несчастьем для людей.
108. Вид портного, красильщика, ткача, плотника, кузнеца, сапожника, рыбака, шабары, охотника и прикосновение к ним определенно [приносит] нежеланное.
109. Изготовитель опьяняющего напитка, ювелир, мясник, брадобрей, нандала, горшечник и другие ремесленники [приносят] людям многочисленные несчастья.
110. Увидеть в сновидении калеку, хромого, карлика, врача, прихлебателя, игрока в кости, актера, слугу и других подобных [им лиц] очень неблагоприятно.
111. Вид в сновидении хинталы, салы, ванджулы, тростника, хлопка, хлебного дерева, тиниши и других [растений], когда они лишены сока, всегда нежелателен.
112. Вид джамбу, нимбы, кадамбы, мадхуки, бандхуки, лакучи, ничулы и других [растений] явно нежелателен, и поедание их цветов и плодов неблагоприятно.
113. Арджуна, бана, вибхитака, рохитака, дурман, ковидара — эти деревья бывают весьма неблагоприятны для людей.
114. Поедание и вид плодоносящих или цветущих кутаджи, каранджи, желтого амаранта, саптадалы, шилиндхры, шелу, салы — неблагоприятны.
115. Вид снухи, кхадиры, шиншапы, адхвашальи, кариры, арки, карникары, ююбы, пилу, шами приносит спящему несчастье.
116. Вид и поедание изобилующих цветами и плодами прияки, приянгу, лавали, шобханджаны, маданы, канчанары – несчастливы.
117. Поедание в сновидении ветвей, цветочных гроздьев, плодов, сердцевины, побегов, лыка и листвы деревьев обычно неблагоприятно для людей.
118. Вид таких деревьев, как кимпака, таких растений как дигдхика, таких ползучих растений, как гунджа, - всегда неблагоприятен.
119. Вид и поедание таких трав, как куша, каша; таких луковичных растений, как редиска, свежий имбирь, шурана; таких волокнистых корней, как хривера, — неблагоприятны для людей.
120. Кто видит или получает цветы аруны, олеандра, лотоса, китайской розы и других красных [цветов], тот вскоре непременно гибнет.
121. Когда дерево с ветвями предстает бесплодным, с куста падают листья или поникают гроздья цветов, то даже благоприятные [растения] бывают неблагоприятны для людей.
122. Кто ест, видит или получает плоды лимонного дерева, тумбини, баки, каркати, калинги, тундики и других [растений], тому это неблагоприятно.
123. Кто видит, находит или поедает плод карпары, ююбы, карира-ки, самгараки, патолы, пилуки и других [растений], у того гибнет богатство.
124. Поедание и вид черной соли, черного перца, длинного перца, харитаки, сухого имбиря, каменной соли и других лекарственных средств [приносит] спящему неприятность.
125. Кто видит, получает или ест рис, приянгу, сафлор, макушту, сезам, алхакыа, кулаттху и другие [растения], того постигает страдание.
126. Кто ест, видит или получает дикий рис, корадушаку, машу, шьямаку, валлу, чанаку и другие [растения], у того не бывает благополучия.
127. Подобно тому, как вяжущий, соленый, кислый, горький или острый вкус, каждый сам по себе, явно неприятен людям, следует знать, что они также и неблагоприятны в сновидении.
128. Кто вырывает и поедает кожу, позвонки, череп, зубы, сухожилия, ногти, внутренности, тот, без сомнения, устремляется к обители Ямы.
129. Кто в сновидении питается плодами кхаяы и кхарджури, патокой, соками гуггулы, хингу, букасы, тот весьма скоро бывает обременен страданиями.
130. Поистине, тот человек, которому случается отведать всевозможных [водяных] растений, как лотос, тростник, шайвала и другие, не может избежать [скорой] смерти.
131. Кто берет или видит металлы — олово, латунь, бронзу, свинец, жесть, медь, железо, тот гибнет, лишенный зерна и богатства.
132. Вид пилы, серпа, молота, топора, лопаты, лемеха, вертела и других [орудий] нежелателен в сновидении, и поражать ими себя — неблагоприятно.
133. Вид и получение горшка, пестика, деревянной ступки, метлы, ручной мельницы н других [орудий] и прикосновение [к ним] бывают неблагоприятны для людей.
134. Вид топлива в угасающем огне, дымящейся головни, огня с [густым] дымом н тому подобного всегда нежелателен для людей, несет уменьшение и потерю богатства и зерна.
135. Щипцы, сеть, труба, бритва, ножницы, бурав, канат и прочие [приспособления], а также другие, — такие, как колесо и игла, не бывают благоприятны в сновидении.
136. Вид мутовки, сита, цепи, плуга, ярма, силков, веревки, бодца и других [приспособлений] явно нежелателен, н получение их неблагоприятно.
137. Если у людей в сновидении тело поглощают тимингилы, а также – разверзшаяся земля, то близко страшное несчастье.
138. Если ранний, средний и поздний возрасты меняются в своей последовательности, то людей часто постигает внезапная превратность счастья.
139. Падение дворцов, стен, зонтов, знамен, сосудов, стягов Шакры означает убийство царя и не приносит счастья самому [спящему].
140. Падение храма — к разрушению города, [падение] вершины — к разрушению царства; также и собственное [падение] непременно — к дурному.
141. Кто испытывает в сновидении разрушение, дрожь, слабость, утрату частей тела, для того это не бывает благоприятно.
142. Кто видит сломанные стены, жилища, дворцы, корабли, повозки или поднимаются на них, того непременно всегда постигает страдание.
143. Кто видит, как прибывает вода, и вступает в нее, того постигает всевозможное зло, потеря зерна и богатства.
144. Кто в сновидении видит, как сушу внезапно заливает вода, того непременно постигают болезнь, истощение, потеря богатства.
144а. Кто в конце ночи чистит в сновидении зубы, тому суждено благополучие от убийства врагов-млеччхов.
145. У того человека, который погружается в быстрый поток, уносится [им] или погружается в непроходимую трясину, гибнет тело.
146. Кто в сновидении совершает на пыльной земле совокупление с грязными женщинами, того постигает несчастье.
147. Тот человек, который видит состязание атлетов, избранных для единоборства, непременно теряет свое положение и терпит многочисленные несчастья.
148. Спор учеников друг с другом во время обучения неблагоприятен; вид счастливого празднества также не приносит счастья.
149. Кому слышатся призывы издали, звуки беспорядочных криков, брань, порицания, того непременно постигает гибель.
150. Кто видит, как разрушаются венки, знаки, нанесенные на лицо и тело, украшения в ушах, на лбу и прочее, того постигает неблагоприятное.
151. На кого в сновидении набрасывается животное с рогами или клыками, обезьяна, дикий вепрь, тому человеку царский род причиняет беспокойство.
152. Кто окрашивает зубы, покрывает притиранием глаза, натирает маслом голову или получает монеты, с тем непременно случится неблагоприятное.
153. Кто в сновидении часто ощущает сладострастие, жажду, голод или получает монеты, с тем непременно случится неблагоприятное.
154. Смерть и угон скота неблагоприятны для людей; также неблагоприятно в сновидении и изгнание плода у беременной.
155. К тому человеку, который видит вершины гор, посеревшие от пыли и объятые вихрем, бывает близка смерть.
156. Нет в мире предмета, одушевленного и неодушевленного, который не мог бы когда-либо явиться в сновидении. Так к чему же много слов?
157. То, явившееся в сновидениях, что [относится] к самому [спящему], приносит благоприятное или неблагоприятное ему самому; то же, что [относится] к другому, [несет все это] тому [другому], но следует знать, что не самому [спящему].
158. К чему много слов? То, о чем было сказано некогда в священных наставлениях как о благоприятном или неблагоприятном признаке, явившись в сновидении, также [предвещает] желанное или нежеланное.
159. При прикосновении достойных людей к женщине низшей касты или к менструирующей, при совокуплении с таковой, при извержении семени, а также при дневном сне пусть мужчина очистится омовением.
159а. Прикосновение к чандале в сновидении быстро приносит опасность царю. Следует усердно рассмотреть и старые сочинения, сообщающие о нежелательных сновидениях.
160. Те различные сновидения, благоприятные и неблагоприятные, которые изложены в сокровищницах Бхадрабаху, Сушруты, Вачаспати, Чараки, разъяснены также и мной.
161. Кому ведомы намерения чужого сердца и суть чужого высказывания, тот мудрец, поистине, один в мире, наделен редким могуществом.
Такова вторая часть о дурных сновидениях в «Волшебном сокровище сновидений», сочиненном Джагаддевой, сыном славного возвышенного Дурлабха