Из последней книги Алексея Ксендзюка (вроде в тему):
Обычно, используя слово «безжалостность», мы имеем в виду обычную бесчувственность — то, что в повседневной жизни, проявляется как черствость, безразличие, в худшем случае — как жестокость. Это явление иного характера. Широко распространенная в современной мире бесчувственность является продуктом духовной анестезии. Человек часто прибегает к этому способу, чтобы как-то пережить грубость цивилизации. Это — распространенный способ психологической защиты. Иначе говоря, современный человек не может себе позволить проявить жалость к своему ближнему, если не считать тех немногих в его окружении людей, в ком он абсолютно уверен: эти люди не причинят ему боль.
Есть и другие причины развития бесчувственности, или духовной анестезии. Они вызваны не потребностью в психологической защите, а доминирующим типом культуры в целом. Европейская культура 19–21 вв. страдает выраженным индивидуализмом, эгоцентризмом и отсутствием эмпатии. Все эти черты не просто характерны для европейской и североамериканской культуры. Культурный индивидуализм, эгоцентризм и пренебрежение эмпатией являются, по сути, декларацией современного западного мира. Сегодня их можно рассматривать как этические нормы.
Бесчувственность подразумевается по умолчанию. Это правило нынешней социальной жизни можно нарушать, но с каждым десятилетием социум принимает эмпатию со все большим недоверием и молчаливым осуждением. Нормой становится одинокий человек, чей круг общения ограничен родителями, семьей и ближайшими родственниками. Восточнославянский этнос на этом фоне выглядит более традиционалистским и архаичным, но та скорость, с которой восточные славяне впитывают тип европейского поведения, не столько радует, сколько ужасает.
Североамериканский вариант «культурной» бесчувственности приобрел, пожалуй, самую жесткую форму, поскольку он непосредственно связан с естественной защитой одинокого человека, живущего в конкурентном обществе. Социум, разделивший граждан на «успешных» и «неуспешных», на «счастливчиков» и «неудачников», может обеспечить психологический комфорт успешной части своего населения только одним способом — культивируя бесчувственность по отношению к «неудачникам».
Разумеется, бесчувственность как способ ограничения осознанности по сути своей не имеет ничего общего с безжалостностью.
При нарушении работы канала солнечного сплетения можно выследить иную закономерность: чувство собственной важности блокирует данные нам от природы способности к эмпатии. Субъект практически перестает чувствовать других людей. Этот дефект энергообмена, безусловно, является наиболее распространенным. Вся современная цивилизация держится на этом фундаментальном искажении чувствительности. Ибо доминирующим чувством социального человека является его собственная важность.
А ведь эмпатия, как и другие виды ощущений, является инструментом ориентации. Способность со-переживать — это не только и не столько доброта, милосердие или альтруизм. Это, прежде всего, способность глубоко понимать человека во всей его противоречивой целостности. Лишая себя эмпатии, мы буквально «слепнем» и теряем способность к самопознанию. Ибо невозможно познать то, что не чувствуешь.
В конечном итоге, социальный человек становится бесчувственным автоматом. Честолюбец чаще всего жесток — но не потому, что ненавидит, а потому, что безразличен. Современный мир, переполненный чувством собственной важности, достиг почти патологического состояния — безразличия на грани аутизма. Центр солнечного сплетения излучает энергию, но не поглощает ее. Это — одно из самых серьезных препятствий на пути Трансформации.