Пройдусь по тропе, по которой Ослы ходят, попробую рытвины от копыт утоптать.
пристраиваем лупу к глазу, наводим на амёбу и смотрим. Кое что конечно глазом не видно,
но мы же экспериментаторы, сами подстраиваем им козу и смотрим, и делаем выводы.
Ползёт амеба и ощупывает перед собой ложноножкой все что встречается. И кое-что обползает,
а кое-что съедает (обволакивая всей тушкой). И делаем первый вывод - эта ложноножка
аналог нашего тактильного восприятия. Это датчик, поставляющий ей информацию об окружении.
И она, каким то чудом (а как иначе, мозга то нет) реагирует на показания датчика. Причем не случайным образом,
а вполне целесообразно, в соответствии с её потребностями. И вот уже и первый вывод напрашивается-
она получаемую информацию классифицирует на съедобное\не съедобное. И это есть выражение её желания
подхарчиться.
Значит сначала потребность, потом метод её удовлетворения, а метод прост - найти, распознать, если съедобно
Амёба и наблюдения за ней.
Да, все эти действия амёбы Могут вызвать желание назвать их разумными, а саму амёбу представить, как организм, способный "получать информацию" и работать с ней.
Но Хогбен забывает о двух уровнях, о которых забывать никак нельзя.
Первый уровень мы можем наблюдать И у амебы, И у человека. Это инстинктивное поведение, основанное на врожденной памяти и не нуждающееся в сознании.
Второе подразумевает наличие ощущений, как основы сознания и основы психики.
То есть мы имеем
- рефлекторные явления, таксисы, раздражительность и
- сознание, ощущения, эмоции, мысли. Сюда же и только сюда можно отнести и информацию.
А как иначе? Иначе никак. Иначе мы просто унизим интеллект.