Чем перестала устраивать корреляция? Объясню на примере.
На улице мне попадается мелкий тиран и моё скоррелировавшее настроение устремилось в пике.
Здесь все нормально.
Вариант второй. Я вышел на улицу в поисках мелкого тирана и возликовал от встречи с мелким тираном. Есть тут корреляция? Нету.
На ноль делить нельзя. Нельзя, потому что, результату такой операции невозможно присвоить какое-либо определенное число. Однако, несмотря на это обстоятельство, мы пользуемся операцией деления - она не перестает нас устраивать)
Оба ваших примера подобны "делению на ноль". Вы пытаетесь определить наличие/отсутствие корреляции между двумя единичными событиями. А этого нельзя делать. Между двумя единичными событиями можно определить наличие/отсутствие детерминизма. То есть вы можете сказать: На улице мне попадается мелкий тиран и из-за этого настроение устремилось вниз - т.е. вполне осмысленно утверждение, что причина ухудшения настроения - встреча. Детерминизм есть.
Второй вариант. Вы искали и нашли - достижение цели поисков превалирует над встречей, как таковой во влиянии на настроение т.е. в этом случае неприятная встреча уже не является причиной изменения настроения. Детерминизма нет.
А вот применение слова "корреляция" в обоих ваших случаях дает бессмыслицу. Чтобы применение термина не была бессмысленным, то либо событий должно быть много, либо если рассуждать о корреляции единичных явлений, эти явления должны быть процессами, или переменными.
Предлагается вместо корреляции новый термин. Супервентность. Этот термин говорит о том, что мир влияет на нас. Но как именно реализуется это влияние не всегда известно и зависит не только от происходящего в мире, но и от нас самих.
В отличие от термина "корреляция", который несет очень ясный смысл, но который невозможно передать другими более привычными терминами, супервентность не имеет ни новизны, ни смысловой определенности.
Погуглив про него, я пришел к выводу, что ввели его, как костыль во спасение некоторой мировозренческой картины, которая в спасении совсем не нуждается)
Новую жизнь термину «супервентность» дал Дональд Дэвидсон, впервые использовавший его в 1970 году для обоснования своей концепции аномального монизма[en][7]. Согласно данной концепции, психологические качества не могут быть редуцированы к физическим качествам, однако они могут сильно зависеть от них. Это обусловлено тем, что психофизиологических законов не существует, тогда как физические законы существуют[8]. Теория аномального монизма гласит, что психология не может быть такой же наукой, что и физика, поскольку она не обеспечивает принципиальную возможность предсказания и объяснения человеческих мыслей и поведения тем же образом, каким физика обеспечивает принципиальную возможность предсказания и объяснения физических явлений. Таким образом, психология не может быть редуцирована к физике, хотя обе этих науки базируются на физической онтологии[9]. По словам Дэвидсона, «аномальный монизм похож на материализм, поскольку предполагает, что все события являются физическими, но он отвергает тезис, обычно считающийся существенным для материализма, что ментальным феноменам могут быть даны чисто физические объяснения»[4].
В одном из наиболее влиятельных направлений современной западной философии, аналитической философии, центральное место занимает корреляция между независимыми наблюдаемыми или переменными — которую, выделяя из привычных терминов характеризующих взаимосвязь, называют — «supervenience» (супервенция, или супервентность). Стэнфордская философская интернет-энциклопедия даёт такое определение термина: «Ряд свойств A супервенирует другой набор свойств — B если, никакие две вещи не могут отличаться относительно A-свойств, также, не отличаясь относительно их B-свойств». В форме тезиса там же добавляется, не может быть «A-различия» без «B-различия». Существует мнение, что влиятельные (в научном смысле) англоязычные авторы при анализе интертеоретических отношений широко используют термин supervenience (от лат. «super» — сверх + «venire» — происхождение), который, видимо, допустимо переводить на русский язык как супервенция. По определению совокупность признаков А супервенирует совокупность признаков В, если их наличие и изменение вызывается признаками А, но не объясняется ими. В этой связи уместно привести следующее пояснение, отмечает философ: «Физика испытывает затруднение при описании взаимодействия нескольких частиц (например, 100 или более). Если же частиц тысячи или миллионы, то используется аппарат статистической физики и соответственно объект предстает в некотором усредненном виде, в виде системы». Философское использование термина «supervenience» является строго специализированным этот термин является обобщением таких понятий как: «причина», «степень свободы», или «соответствие определенным правилам» — предупреждает Стэнфордская энциклопедия — термин «supervenience» близок по своему смыслу философскому термину «обусловливание».
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1874173/%D0%A1%D1%83%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8FВ общем ради цели проскочить между Сцилой редукционизма и Харибдой индетерминизма налицо попытка придумать что-то размыто-неясное, что имело бы черты и причинно-следственных, и корреляционных связей.