А суть была просто в том, что бы длительное время удерживать внимание ученика пока тело его приобретает новые привычки и способы взаимодействовать с миром.
А скажем, если я не хочу, чтобы моё тело совершало поступки в обход сознания?
Т.к. я желаю ясно понимать свои побуждения при совершении действий в купе с причинами, побудившими выбрать именно этот вариант действий среди прочих альтернатив (т.е. хочу еще и осознавать альтернативные возможности, которыми пренебрегла при совершении этого действия).
Спешу обратить внимание на то, что в этом случае я не имела в виду, что осознанный выбор варианта действия среди альтернативных даст гарантию безошибочности принятого решения, а имела в виду именно те последствия, если мой выбор в окажется ошибочным. Ибо если я, кроме избранного варианта действий, осознаю еще и альтернативы к нему, то в случае ошибки мотивация в пользу альтернатив повысится. Примерно это имеется в виду в пословице "на ошибках учатся", т.к. неудачи должны не отбивать желание что-то делать, а повышать мотивацию в пользу альтернативных вариантов (именно для этого их и надо держать в уме).
Только что сказанное мной очень похоже на "
Метод обратного распространения ошибки", используемого в системах искусственного интеллекта. Когда при обучении ИИ упор делается не на то, чтобы отгадать лучший вариант, а на то, чтобы реакции на совершаемые ошибки неизбежно приводили к улучшению тактики выбора.
Так нас и воспитывают обычно. Поступил плохо, получай по заднице. В угол и осознавай свой поступок.
Поступил хорошо, на те пряник.
А дальше вбитые автоматизмы нами так овладевают, что работают буквально на подкорке. И практика намеренного осознавания может не для всех работать. Потому что тут же включается мышление, всколыхнутое эмоциональными реакциями. И начинается обычная чехарда, когда длительные размышления и колебания, оценки и взвешивания - мешает действию, оттягивают его, отвлекает от цели, заводит в тупик зеркальных отражений.
А ученику дона Хуана не рассуждать надо было, а действовать.
Если бы он там зарассуждался, то его запросто могло съесть дикое животное или произойти иная неудача.
Конечно в обучении Кастанеды все было доведено до гротескных форм, но суть проста - когда надо действовать - то нужно действовать.
После сильного потрясения - не надо размусоливать эмоциональные переживания ( говорить о пережитом с кем то посторонним разрешалось на второй третий день).
Люди сами не осознают, как сами себе же мешают действовать, сами себе морочают голову, принимая что то, за что то еще, притягивая за уши желаемое и принимая за действительное существующее.
Люди это не машины. И обладают тонкой душевной организацией, помимо мышления. Поэтому методы обучения искусственного интеллекта - не подойдут большинству людей.
Порой люди просто хотят жить в иллюзиях, хотя сами же страдают от этого. И увидеть все это ясно им достаточно сложно.
Посмотрите на "пиратку", пишушую на этом форуме, и ее нервные срывы. Причин этих истерик она не осознает. Представь вы ей их, причины этои, со стороны - она вам не поверит. И приведенные доводы не примет. Потому что мутные мыслительные потоки и выплески эмоциональных реакций на каждое ваше слово - затмят ее разум.
А эмоциональные реакции обязательно будут, потому что ваша правда заденет больно ее эго, ее мнение о самой себе. Ее чсв ( чувство собственной важности) по дону Хуану. И напав на вас - она будет его ( свое я и представление о самой себе) защищать.
Эти ее истеричные и агрессивные комментарии, нападки на других участников форума - ее щиты. И пока она их не скинет, настоящего положения дел ей не разглядеть, ни самой, ни с чьей то помощью.
Порой человек настолько погружается в иллюзии, что считает любое брошенное слово - обращенным лично к нему. Та самая известная мнительность, которая как раковина обволакивает человека, не давая реально взглянуть на положение дел во внешней среде. Такой человек настолько зациклен на себе, что все, на что он бросит взгляд или услышит - относит только к самому себе лично. Считает выпадом и нападкой на свое я. На образ себя, который у него сложился. И чем хлипче и лживее этот личный образ себя, чем сильнее он противоречит тому, что человек представляет собой для окружающих, тем сильнее такое Я ( тот самый летун или чужеродное устройство, по последним книгам Кастанеды) вынужден защищать себя, так как лживость основы на каком то уровне ( за порогом сознания) все же доходит до человека. Чужеродное устройство потому и названо чужеродным, потому что сделает все, лишь бы человек не осознал истиное положение, а продолжал барахтаться в болоте лжи самому себе.
Вот как изменить такого человека как пиратка? Словами, призывами одуматься? Читая лекции и обучая анализу и стратегии?
Пока человек разбросан и разобщен, пока он не искреннен с самим собой, пока " стенки его пузыря восприятия" загажены и нет свободного чистого пространства в его сознании для принятия нового - у вас ничего не получится. Да и после тоже придется прибегать к трюкам, так как люди часто снова норовят скатится в привычное состояние и погрузится в иллюзии.
Поэтому дон Хуан годами таскал Кастанеду на прогулки по горам, отвлекая внимание байками, которые поглотили бы внимание ученика, пока тело обретало другие привычки. Как помнится именно в этих походах в итоге Карлос похудел, стал выносливее и бросил курить. Научился действовать не раздумывая когда надо именно действовать, а не растекаться мыслью по древу. Иногда от этого зависит жизнь, а иногда шанс, который можно было упустить навсегда.
Он учился терпению, отвыкал от нытья, загнанный старым индейцем в угол. По сути, вся стратегия сталкинга раскрыта еще в первых книгах. А объяснение магов, осознание того, что с ним делали и чему научили - пришло позже.
Иначе просто не возможно, он бы замучил старика расспросами, насытил ментальный голод и утратил бы свой интерес. А делать ничего бы не стал.
Да дон Хуан все это раскрывает, иногда прямым текстом.
Но видимо не у всех хватает внимания это выхватить и связать воедино.
Многие читают и понимают слова дона Хуана буквально. Как по началу сам Кастанеда. Они не придают особого внимания первым книгам, считая, что Кастанеду индейский дедуля учил охотится. Это не совсем так. Переданная информация в этих походах помимо буквальной была и абстрактной. Такой, которую можно применить ко всему в любых условиях жизни. А "охотника" заменить на человека, мага, йога, шамана, городского мистика... как и сам дон Хуан с какого то момента заменил его " воином".
Охота на куропаток - это то, что происходило в первом внимании, практический опыт для ума и тела Кастанеды. Но на базе принципов реальной охоты давались указания, которые применимы и в обычной жизни в миру.
Замените лес или охотничьи угодья - городом или местом вашего обитания. Жертва это не обязательно зверь для пропитания. Это может быть что угодно, от подходящего партнера, хорошей работы, клиентов - до денег на какие то ваши задумки.
Ведь даже про деньги можно сказать то, что говорилось о животных, на которые шла охота. Правда сами по себе деньги или нужные вещи не ходят по миру, и не едят и не спят. Но они всегда находятся в руках у кого то, или в банках и подобных злачных То есть в "привычных" местах. И охотится на них можно точно так же как и на кур лесных. Только вам придется изучить повадки тех, кто ими обладает и готов потратить.
Вообще стратегию охоты можно приложить к чему угодно. Но не на любую " дичь" вы сможете охотится. Опять же деньги не ко всем пойдут, для этого нужно реально быть зацикленным на них. Хотя и такие люди есть тоже...
Сказать прямо Кастанеде о том, что люди охотятся на людей - в повседневном мире - это возмутить его нежные чувства ( и задеть мораль, выстроеную на вбитых шаблоннах). Поразить до глубины души. И вызвать отторжение.
Но именно это и сделал сам дон Хуан по отношению к Кастанеде - начал на него ( как на потенциального ученика) охоту, "выстрелив", образно говоря, при первой встрече и вызвав к себе интерес. Заставив жертву открыться, выйти из ее привычных жизненных путей и троп. Вынудив либо действовать либо отступиться, проверяя силу его ( кастанеды ) намерения.
Охота магов и прочих подвижников идет вовсе не на животных.
А на людей и те силы, которые управляют нашими судьбами, и судьбами всех живых существ.
Но пока человек сам не достигнет определенного опыта он вообще не поймет, что это за силы. Он извращенно поймет суть охоты на человеческое внимание.
Черных магов полно вокруг нас, тех кто действует практически не не полностью осознавая что именно они такого делают. Ловя ваше внимание, вызывая у вас эмоции, стараясь ухватить вас за слабые места. Они не выдумка для красного словца, хотя и не мистические песонажи. Это просто обыватели, не всегда осознающие то, что они на самом деле делают.
Первое чему обучается маг - этозащите. Не стать жертвой и самому не попадаться на крючок таких вот неосознанных черномагов. И не стоит их, черномагов этих, мистифицировать. Любая фирма ловящая клиентов, разрабатывая свою рекламу охотится на людей. На потенциальных клиентов. Любой продавец пытающийся всучить не нужный вам товар. Любой нытик, мажущий соплями вашу жилетку и трепетно заглядывая вам в глаза, ожидая выклянчить у вас что то, разжалобить и получить нечто свое. Пусть даже тривиальное утегение и поглаживание по головке, признание его ценности и уникальности его ситуации...
Этого полно вокруг нас. Но только вставший на Путь начинает это полностью осознавать. И первое чему он обучается - это неуязвимости, недоступности, тому как уйти с середины проезжей дороги.
Опять же не надо понимать все это буквально, а этим грешат многие трактовщики и комментаторы книг Кастанеды.
Неуязвимость почему то рассматривается как физическое развитие, закалка и самооборона. Здоровое питание и прочая ерунда. Хотя сам дон Хуан ни на чем таком не заострялся и ни к чему такому не призывал. Все мы помним, что в походах он и ученик ели сушеное мясо и ту добычу, которую сами же и ловили. Либо ели в ресторанах и забегаловках, обычную местную еду. Откуда вся эта тема с голодовками и очищениями и как это к нагвализму по дону Хуану ( и Кастанеде) относится - мне не очень понятно.
Стать недоступным, тоже не означает скрываться в засаде, уйти жить в леса, скрыть из сети все данные о себе , бежать от города и цивилизации, сидеть в ритритах и тому подобное. Но многие восприняли и трактуют этот термин именно так.
Речь идет совсем о другом. О том, что бы вам не крутили мозги, когда вам этого не хочется. Не донимали обязательствами, если вы сейчас не в том настроении. Не отвлекали от текущей задачи ерундой.
Не оттягивали ваше время и энергию на бессмысленную болтовню не отвечающую вашим настоящим интересам.
Стирание личной истории только помощь в этом, инструмент на этом пути. Один из трюков, сам же дон Хуан об этом говорил в главе откровериях магов.
Нет конечно когда человек имеет желание и настроение - он готов стать жилеткой для чужих слез, раздавать бессмысленные утешения и добрые советы. А так же помогать и делом и информацией. Быть доступным и открытым. Быть на связи.
Но когда ему нужно сконцентрировать все свое внимание на важном на данный момент для него деле, на каком то личном или абстрактном вызове - он может закрыться от всех. Хотя не отключит телефона и останется на связи. Он просто не будет уделять постороннему много внимания. А то и вообще пропустит мимо ушей саму тему и никак не отреагирует. И не будет мусолить ее где то про себя, ментально.
.