Репортёр ВГТРК Андрей Руденко @RtrDonetsk
Каждый день проведения СВО убеждает меня в том, что Россия с гораздо большей заботой относится к украинцам, чем власти в Киеве. Очередным доказательством этого стал сайт 1000ua.ru, где RT собрал всю информацию по пленным вэсэушникам (включая фото в высоком разрешении), от которых отказался Киев (
https://russian.rt.com/ussr/article/1516807-plennye-ukraina-obraschenie-zelenskii). Напомню, Россия подала на обмен имена 1 тыс. украинских военных. Но Киев вычеркнул их, заменив другими людьми. Почему же украинские власти так поступают?
Причин такого отношения Украины к своим же людям несколько. Есть второстепенные: бюрократические проволочки, бездарно выстроенная система государственного управления, отсутствие межведомственной коммуникации и так далее. Это бывает, и это нормально для всех стран, потому что бюрократия всегда сбоит. Но есть и основные причины.
Во-первых, в украинской мобилизационной модели пехота — это расходник, который легче заменить, чем вытаскивать. Дешевле и проще набрать новых. Пленные слишком дорогие и, главное, слишком политически токсичные. Ведь забирать пленных — это показывать всей Украине реальное положение дел, и даже самый упоротый вышиванец может быть шокирован количеством пленённых вэсэушников. И не надо забывать, что каждый такой пленный — это свидетель. Прежде всего свидетель преступных действий нынешнего режима, свидетель бездарности командования. Каждый такой пленный — это протестный потенциал. А если речь идёт о неких грядущих выборах, то наличие таких пленных — это риск. Ведь они расскажут, как к ним относились на самом деле в российском плену, расскажут, как они попали в плен и почему так долго там находились. И к самому Зеленскому они относятся ой как негативно.
Во-вторых, украинская власть использует тему обменов исключительно как инструмент торга и пиара, отдавая предпочтение «медийным» пленным — с наградами из «Азова»* или «Айдара»**. Остальные — безымянные, никому не нужные, не приносят рейтингов и выгоды. Как говорила одна украинская политическая звезда с косой, «это биомусор». Но самое главное — то, что нынешняя власть (как и вся «постмайданная» власть на Украине) делает деньги на людях, на украинцах. Пленные — это возможность получить деньги. Как ТЦК выбивает деньги из своих заложников, так же и другие государственные структуры выбивают деньги за включение в списки на обмен. По рассказам самих украинцев, система здесь простая: есть определённая очерёдность, и условный пленный Тарас Опанасенко включён в список под номером 100 500. Родственники через хитрую систему посредников заносят куда надо энную сумму. И вот уже Тарасик поднимается в списке на 500-е место. Занесли ещё — и он уже в списке на обмен.
Кстати, такая практика — это не придумка Зеленского, она применялась с 2014—2015 годов. Ещё тогда все удивлялись и изумлялись поведению всевозможных украинских омбудсменов и переговорщиков с украинской стороны. Никто не понимал, почему Украина не хочет забирать своих, по каким критериям они оценивают ценность того или иного пленного. Я помню, что всё было настолько омерзительно, что глава ДНР Захарченко лично выступал в качестве инициатора некоторых «обменов», когда матери пленных приезжали и забирали своих детей. Но потом эта лавочка прикрылась, потому что Киеву это было просто невыгодно.
Так и живёт сейчас «свободолюбивая и демократичная Украина», и это стало для украинцев нормой, с которой они смирились. Надеюсь, этот сайт ещё раз покажет всю фальшь и гнилость киевского режима, у которого аморальность возведена в абсолют, и станет ещё одной инъекцией в сознание украинцев, которые наконец поймут чудовищность своего положения.
* «Азов» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 02.08.2022.
** Признан в России экстремистским и запрещён.