С Суфизма
"
Пришло время вернуться к рассмотрению упомянутого мной выше определения:
СОЗНАНИЕ — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида.
На перый взгляд, такая трактовка трудно сочетается с тем представлением о природе сознания, что было мной развернуто в предыдущих разделах.
Действительно, понятие "состояние" хотя и совмещается с понятем "среда", но точно не эквивалентно ему. Мы можем говорить о "состоянии среды". Если "среда" - в данном случае есть сознание, то "состояние среды" прямиком отсылает нас к четырем состояниям сознания Успенского.
Чем характеризуется "состояние" в определении выше. Оно выражается в "субъективной переживаемости". Переживаемость в контексте сознания - это "осознаваемость". Попробуем скорректировать определение с учетом данного соображения.
(О)СОЗНАВАЕМОСТЬ - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости происходящего.
Теперь оба наших определения начинают работать совместно.
СОЗНАНИЕ - психическая среда.
(О)СОЗНАВАЕМОСТЬ - состояние психической жизни в этой среде.
Если мы снова вернемся к идее шкалы состояний сознания Успенского, то нам придется несколько поправить его формулировку. Добавить его словам точности. Когда он говорит о состояниях сознания - он несколько небрежен в словоупотреблении. Третье состояние в его шкале он называет Самосознанием. По сути же, речь идет о Само-о-сознании или о Само-осознанности. О-сознание самого себя. Четвертое состояние - Осознание не только себя, но и внешнего мира. Первые два пункта шкалы Успенского не являются в точном значении степенями осознанности. Это состояния сознания как психической среды. В обоих этих состояниях сознания как психической среды человек может осознавать себя или НЕ осознавать себя.
Можем резюмировать, четыре состояния по Успенскому НЕ лежат на одной линии. Первые два (сон и бодрствование) составляют "горизонтальную" ось НЕ одномерной шкалы. Третье и четвертое состояния (состояния осознания) - это "вертикальная" ось. Разница между первым и вторым качественно НЕ то же самое, что разница между третьим и четвертым. И даже между двумя первыми (сон и бодрствование) и третьим. Строго говоря, сон и бодрствование - это крайние полюса, между которыми можно разместить множество трансовых и трансоподобных состояний сознания.
Для более наглядной иллюстрации различия в содержании понятий "сознания" и "осознаваемости" можно предложить образ моллюска в раковине. Подобные образы часто используются в йогической и ей подобных традициях.
Когда кусочек реального мира (песчинка) попадает в раковину, моллюск не осознает песчинку напрямую - впечатление от ее воздействия его сильно раздражает. Он выделяет из себя некую субстанцию, которая сразу же обвалакивает песчинку. Застывая, эта субстанция становится драгоценным перламутром и образует жемчужину, в точности так, как психическая среда сознания замыкает любое впечатление (раздражение) в образ сознания. Жидкое и твердое состояния перламутра - аналогия сновиденного и бодрственного состояния сознания как психической среды.
Состояния осознания же - это состояния психической жизни, т.е. состояния самого моллюска, находящегося в парламутровой среде, которую он сам из себя и выделяет.
В дальнейшем можно будет продолжить рассмотрение того, как взаимосвязаны Сознание и Осознание - как состояние психической жизни влияет на характер процессов, текущих в сознании как психической среде..
И также можно будет поговорить о том, как эта взаимосвязь Сознания и Осознания проявляется в работе психических центров и их частей."
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=12119.msg133493#msg133493Формулируя свое видение насчет природы сознания, оказался на одной волне с вопросом картины. Изложил в соответствующей ветке.
Говоря кратко, сознание - это контейнер для того, с чем имеет дело осознание. Осознание может только мельком коснуться того, что будет "помещено" в сознание... А может касаться снова, или даже заполнить все пространство сознания. Сделав сознание осознанным.
Гурджиев считал сознание обычного человека не-осознанным. Успенский нмв поддался склонности современных ему психологов путать сознание и осознание. Вероятно, не оценил масштаба последствий, к которым ведет подобная путаница.
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=12147.msg133494#msg133494