Ка.
Пользователь

Offline
Сообщений: 584
|
В принципе практики тантры разделяются на три категории, которые в самом приблизительном переводе называются "с принадлежностями" (в смысле со всем, что их окружает), далее – "без принадлежностей", и наконец – "совершенно без принадлежностей".
Это будет разъясняться в течение курса. Царь Индрабодха относился к первой категории практиков, "с принадлежностями". "С принадлежностями" – имеется в виду то, что его окружает, его дворец, богатство, жёны. Со всем этим обиходом, принадлежностями он и практиковал тантру.
Если подобное окружение отсутствует – то это называется "без принадлежностей".
Примером третьей категории – "исключительно без принадлежностей" – будет бодхисаттва Шантидева, знаменитый автор того сочинения, на которое мы часто ссылаемся, "Бодхичарья-аватара". Он был монахом, совершенно незаметным, и никак не проявлял того, что называется обретенным высшим совершенством, высшим сиддхи. То есть достигший высшего результата человек снаружи никак не проявлял это. В этом смысле он относится к третьей категории.
И если бодхисаттва Шантидева внутри имел такой высокий результат, как нераздельность пустоты и блаженства, то снаружи он производил впечатление полного бездельника и ничего не понимающего человека, – за которого его и принимали."
"продолжая эту традицию в Тибете, достопочтенный Цонкапа, следуя сочинению Нагарджуны "Пять уровней" и комментарию на это сочинение, а также комментарию на основную тантру Гухъясамаджи Чандракирти, также дал толкования."
"И далее сообщается, что в этом тексте – два больших раздела. Первый – это изложение трёх классов так называемых низших тантр, и второй раздел – это изложение четвёртого класса, высшей тантры, Аннутара-йога-тантры. Первые три изложены кратко, а второй раздел чуть более пространный. В разделе, касающемся первых трёх классов тантры, сообщается о том, как пять уровней тантры сочетаются с десятью ступенями и показывается это сочетание. Первые три класса тантры именуются соответственно – классы Крия-тантры, Чарья-тантры и Йога-тантры. По поводу класса крия-тантры есть четыре подраздела. То есть Крия-тантр излагается четырьмя отдельными подразделами. Первый – о том, кто подходит, кто годен для практики тантры, практики тантрического пути. Самое короткое содержание этого раздела заключается в том, что такие практики, которые получили посвящение и которые, благодаря посвящению, готовы для тантрической практики, и при этом если они имеют в потоке сознания то, что называется отречением, мыслью о просветлении и правильными воззрениями, – то это практики, которые готовы к восприятию или практике тантры. Следующий раздел – это раздел о правильном соблюдении обязательств и обетов. Затем – раздел об осуществлении или о практике ретритов. И наконец, как результат этих ретритов, – желание обрести после или в связи с практикой ретритов сиддхи, совершенства, – обычные или необычные. Таковы эти подразделы, которые будут объясняться. Пока это лишь перечень. Основа для практики тантры – это порождение в потоке сознания отречения, мысли о просветлении и воззрении. Если это не присутствует в потоке сознания, – то должно быть хорошее понимание того, что это такое. Это тоже достаточная причина для того, чтобы заниматься практикой тантры. Следующее условие для практики тантры – наличие Учителя в соответствии с правильными приметами, признаками. То есть такого, который называется ваджрачарья, тантрический учитель, – который может дать посвящение и который, соответственно, имеет право называться Учителем в соответствии с настоящими признаками, а не как любой другой практик, имеющий тантрические аксессуары в виде ваджры, колокольчика, дамару и так далее. Такой Учитель имеет ещё и особую характеристику, которая называется "держащий под контролем три двери", то есть держащий под контролем физическое, телесное поведение, речь и ум. Следующей характеристикой такого Учителя, ваджрачарьи, является мудрость. Следующая характеристика – наличие терпения. И наконец – искренность или открытость, которая подразумевает то, что внутри и снаружи – одно, что на уме, то и на языке. Следующая характеристика такого Учителя – отсутствие хитрости и коварства. Первое слово – хитрость – подразумевает то, что бывает со всеми, когда мы скрываем собственные недостатки. Это отсутствует в таком учителе. А под коварством имеется в виду то, что, не имея в действительности достоинств, мы их старательно демонстрируем. Этого тоже нет в Учителе, не должно быть. В этом смысле – "без хитрости и коварства". И наконец – способность такого Учителя во время посвящения излагать весь процесс, прямо соединяя текст основной тантры с объяснительной тантрой. Способность к посвящению подразумевает ту силу, ту мощь, которая обретена самим Учителем и которую он затем имеет возможность, имеет право и имеет способность передать другим." |