Какой только фигней не занимаются люди, чтобы не (только) работать. Физкультура и спорт, творчество и искусство, чтение художественной или нонфикшен литературы. Наука, философия или религия. Политический активизм. Форумы и кружки. Отношения и семья. Кулинария, настолки, просмотр телевизора под пиво.
Путь духовного развития в рамках той или иной традиции или вне её - на практике это по сути что-то типа сложного многоэлементного хобби, включающего изучение соответствующих источников, изложенных там концепций, постепенное освоение описанных методов, получения тех или иных результатов, возможно корректирующих изначально возникшие на основании чужих описаний понимание и мотивы.
Кому-то может быть интересным исследовать собственную психику, поведение, мысли. Развить способности вроде эмоционального самоконтроля, памяти, воображения, воли и внимания.
Кто-то просто хочет вырваться из серой повседневности и испытать что-то новое и необычное. Или разобраться со своими внутренними проблемами и научится переживать эту самую повседневность несколько менее негативно.
Кто-то хочет найти больше смысла в своей жизни и окружающем. Ищет причину продолжать жить и действовать если не мотивируют стандартные социальные стимулы.
Что может дать человеку “духовный путь” в той или иной форме? Дополнительную точку опоры в жизни, источник внутренней мотивации, позицию для альтернативного взгляда на себя и на происходящие события.
Отчасти это похоже на исповедование какой-нибудь религии. Но без массовки и ритуальности. Только свои действия и свои результаты.
Как можно заметить, все вышеизложенное вообще не касается вопросов типа реальной возможности влияния на материальный мир, жизни после смерти, или истинности определенной “эзотерической” картины мира. По сути можно и не _верить_ во все без остатка постулаты этой школы. А просто находить их воодушевляющими, интересными и полезными в каких-то дополнительных аспектах.
Переходим от общего к частному, а конкретно к нагвализму.
Описанный в книгах Кастанеды путь человека знания - практическая философия и набор методик для самостоятельного использования в жизни современным человеком, не склонным к ритуальной религиозности и не основанному на непосредственном личном опыте мистицизму.
В качестве первого постулата можно выделить отрицание любой догматичности. Любой путь ведет в никуда, к смерти. Любая картина мира - иллюзия. Любая жесткая заданная определенность - существует как признак неподвижной фиксации точки сборки. Практик всегда стремится к свободе и подвижности. Свободный человек сам ищет свой путь. Плох тот “воин” кто замыкается на одном лишь учении и не сходит с проторенной дорожки. Поиск знания может быть неким постоянным направлением в жизни. Но никак не обязаловкой, тягостной необходимостью, выбранной из каких-то рациональных философских причин. Путь сердца означает отбор тех элементов мира, которые действительно дают энергию, счастье и интерес. А значит стоит включать в него все то к чему лежит душа - от “бесполезного”, но интересного, до альтернативных нагуализму “духовных” практик - пранаяма, тайцзи и тд
Специфические направления и практики нагвализма.
Безупречность: выбирать лучшее из возможного, имея в виду абстрактную цель.
Не индульгирование, ответственность, отказ от печали и сожалений, и от погони за собственной важностью.
Самоисследование.
Разрушение ненужных привычек. Формирование полезных привычек.
Перепросмотр: вспомнить всё существенное о своей жизни, без посредников и навязанных теорий.
Полезно не только обесточить эмоции, увидеть структуры в своей личной истории, и найти корни текущего положения дел, но и вполне разумно проанализировать, как следовало бы поступать в тех или иных обстоятельствах. Рассмотреть разные возможные варианты и к чему они бы могли привести. Можно даже в какой-то степени условно поменять личную историю… Если есть два набора воспоминаний на счет какого-то события, понятно что реально было что-то одно, но фактически в текущем моменте времени уже неважно что там было, это только память и наша реакция на эту память. Также перепросмотр способен включать иные позиции точки сборки - и из сновидений, и просто из детства и подросткового возраста, где можно неожиданно для себя найти довольно необычные состояния, вроде проблесков повышенного осознания наяву
Остановка внутреннего диалога: неделание, пристальное созерцание, правильная ходьба
Суть практики - в сосредоточении внимания на выбранном объекте или области.
Это - одна из основных практик и в этой, и в некоторых других традициях. Дхарана/дхьяна, Шаматха и випашьяна. В разных формах, разные объекты выбираются, но по сути одно и то же. Длительная концентрация внимания на разных внешних или внутренних объектах или процессах, и ее эффекты.
Побочным действием является развитие способностей к концентрации внимания и воли.
Формирование намерения: волевой выбор убеждений, настроения, чувств, веры.
Физическое тело:
Релаксация
Чувство внутреннего благополучия
Внутреннее благополучие — это состояние, которое нужно взлелеять и тщательно за ним ухаживать
Подвижность, выносливость, координация, сила
Походы и прогулки, места силы
Тенсегрити (или аналоги)
Энергетическое тело:
в процессе самых разных практик возникает необычная чувствительность, похожая на необычные осязательные ощущения, в теле и вокруг него. Непосредственно, без интеллектуализации данных феноменов, возникает понимание единства психики, восприятия, тела.
Видение: новые формы отображения реальности, вроде осознания процессов обычно протекающих внутри подсознания и тп. Интуиция, озарения, переоценка.
Большое видение - редкость, но накопились за годы и свидетельства о возможности такого опыта. С альтернативным восприятием “коконов”, точки сборки и т.д. А также видЕния с информацией которая не могла быть известна даже и на подсознательном уровне - картины из прошлого или будущего, из жизни людей с которыми общаешься, в символической или прямой формах.
Сновидение:.
Что даёт и не даёт опыт осознанного сновидения.
Не даёт (вероятно - пока нет реальных доказательств) - настоящего общения, действительно новой внешней информации и т. д.
Дает - уникальное ощущение непосредственного пребывания в подвижной и изменчивой иллюзорной реальности, с любым способом измененным телом, невозможными ощущениями типа "горячего холода", ощущения трёхмерной структуры объектов, кинестетики на расстоянии многих метров от себя и т.п.
Самое субъективно шокирующее не объяснить словами, это не какие-то фантастические вещи которые можно увидеть и узнать, что-то невозможное сделать, а понимание нахождения себя в буквально другом мире, вне рамок обычного интерсубъективного пространства. В каком-то смысле казаться в реальности на борту космического корабля в окружении пришельцев - не столь фундаментально "странно", как осознать себя во сне у себя же в комнате и сделать там какие-то осмысленные действия вроде разглядывания рук или ощупывания лица или стенки - в первом случае мир на месте и мы сами на месте, просто произошло что-то маловероятное, во втором мы буквально в другом мире и что чуть менее очевидно это другие мы. Это понимание того, что всего мира вокруг не существует на самом деле, хотя мы целиком и полностью реально воспринимаем его как данность. Этот опыт, если действительно принять его и сделать повторяемым и устойчивым, меняет отношение к жизни наяву.
Безопасная и естественная альтернатива рекреационным веществам, получения новых впечатлений, способ путешествовать не вставая с кровати. Полигон для моделирования мира, тесно связанный с глубинными слоями психики.
“Сдвиги ТС”: измененные состояния сознания, повышенное осознание, видЕния и другие - отличаются от непроизвольных болезненных состояний возникающих у психически нездоровых людей своей относительной произвольностью, в том плане что они именно что вызываются специально в процессе медитаций, походов на места силы, сновидений, созерцания и неделания и тп и не вызывают болезненности, легко могут быть прерваны простым переводом внимания на обычный мир или на внутренний диалог.
Отдельно стоит рассмотреть психоделию. Тут важно подумать о том, зачем и почему люди в принципе издревле интересуются веществами, не ведущими к получению эйфории или к возникновению зависимости? Что люди ищут в этих путешествиях? Нагуализм не заставляет людей становится психонавтами. Он даёт рамку и путь для тех кто и так интересуется, как не просто разглядывать весёлые картинки, а использовать эти состояния аналогично медитации. Ещё раз - люди массово торчат и без кастанеды, на распространение кастанеда не влияет ровно никак. Но он даёт одну из схем для понимания что есть психоделия и почему столь многие к ней стремятся. Засвечивание новых эманаций, временный выход из обычного положения ТС, остановка мира. Чувства очищения, изменения и обновления психики.
Магия вне Хогвартса. Реальны ли телепортация, дубль, огонь изнутри и тп?
Как к этому можно относится
1 Миф
2 Глюки
3 Реальность
4 Реальность но не для всех (Исключительное везение. Редчайшее сочетание обстоятельств.)
А так ли это важно? Можно просто вывести за скобки и основываться на том что доступно непосредственно.
Для самопроверки, не являетесь ли вы верующим в религиозном смысле слова - можно допустить что все это - миф, сказка о силе призванная мотивировать учеников. И подумать о том, делает ли это все описанные методы и принципы бессмысленными и бесполезными.
Для себя со временем понял что чем меньше жду неких “чудес” тем спокойнее и проще отношение к практике. Если действовать без особых ожиданий, тогда те результаты, которые реально есть, воспринимаются более весомыми. Вполне можно строить интересную, мотивирующую, сильную жизненную стратегию независимо от реальности подобных достижений.
В этой связи вспоминаются учения вроде йоги или цигун - вполне респектабельных и влиятельных, массовых практик, в современных условиях не претендующих на достижения мифических учителей прошлого - достижения бессмертия, полета, превращения в большое и малое и тп Значит ли это что совокупность их практик и принципов не дает положительного результата? Точно нет - они несут вполне конкретные “посюсторонние” результаты, плюс помогают преодолевать дефицит смыслов, способны давать идейную, духовную опору на жизненном пути. С нагуализмом примерно то же самое, только практики меньше упираются в физические упражнения, а больше связаны с психологией и сознанием.
“Вторая жизнь” - большая область интересов, поисков, развития. Способна положительно влиять на другие области жизни - перепросмотр активный аналог психотерапии, отказ от вредных привычек и забота о теле, рекреационный эффект сновидений, трипов, походов на природу и тд.
Только не надо искать в пути ответ на все вопросы и полного заполнения жизни всеми этими “практиками”. Это как бы дополнительная параллельная жизнь. Обычная жизнь тоже должна стать полной и интересной. Работа, общение, отдых и развлечения, творчество и самореализация - все должно найти свое место, путь просто дополняет и преобразует их, а не заменяет.
Ошибки.
Культ продуктивности. Гиперконтроль.
К любой практике и ее результатам или даже их отсутствию стоит относится примерно как к обычным мирским хобби вроде попытки научится рисовать или допустим тренировкам в спортзале, или изучению иностранного язык без особой необходимости и тп. Без обязаловки, обвинений себя в недостаточной дисциплинированности или превознесения среди прочих людей, кто ничем подобным не интересуется. Тем более что любые результаты тут весьма неопределенные, заметные разве что самому же практику. И уж точно нет ничего окончательного, достигаемого раз и навсегда. Цели условны, главное двигаться, в своем темпе и без попытки себя куда-то загнать.
Груз нереалистичных ожиданий - партия нагваля, третье внимание, материальный дубль…
Даже если это все реально возможно - а оно вам действительно так уж надо? зачем? как реальная перспектива. Уйти из этого мира, причем даже не в райские кущи, а в другой непонятный и непредставимый сейчас более широкий мир?
“Не та безупречность” - отрицание вместо принятия, попытка отказа от всего человеческого.
Философ: длительное погружение в абстрактные размышления вместо их использования в жизни.
Вечный ученик: затянутая фаза поиска информации. Проявляется в том что человек вместо достаточно регулярной личной практики выбранных методов, долго ищет более продвинутые техники или методы, новое их описание и рассказы о результатах. Опять же, ничего уникального относительно других видов деятельности. К примеру есть огромное количество ютуб каналов и блогов посвященных спорту и тренировкам, на просмотр которых начинающий “спортсмен” может тратить времени не меньше чем на сами же тренировки в зале, или блоги/каналы про правильное питание, или даже каналы с обзорами игр и фильмов заменяющие сам же просмотр этих фильмов или самостоятельную игру и т.п. Большинство интересующихся научпопом тоже не собираются заниматься наукой. И не являются сами адептами разоблачаемых лженаучных идей, чтобы считать что вроде как непосредственно используют в жизни эту информацию.
Просто в любом типе деятельности человеку важно найти сообщество, услышать или прочитать разные мнения по близким и интересным темам. Нужно понимать и принимать подобные естественные стремления, понимать что все эти разговоры и чтение не мешают но и не помогают
К той же затянувшейся фазе поиска новой информации можно отнести и становление “сетевым воином”, что подразумевает частое и длительное общение на тематических форумах. Опять-таки, не обязательно это нечто особенно плохое - вокруг любых хобби сейчас формируются тематические группы. Пожалуй лучше когда есть общение на темы сверх бытовых вопросов, чем если его вообще нет. Что плохо - замыкаться в таких малых группах. Нагвализм маленькое течение. Какие-нибудь йоги или буддисты или хоть спортсмены/ анимешники/ ДнДшники и тп есть в каждом городе в достаточном количестве, чтобы междусобойчики могли на выходе давать реальные новые связи, с притоком новых людей, с разным интересным опытом. В нагвализме ловить нечего в этом плане, популярность не растет с годами, людей мало и они далеко.
Неограниченное увлечение психоделиками. Некоторые умудряются использовать их как аналог алкоголя или кино, просто как развлечение.
Наивная, буквальная вера в увиденное в сновидениях, трипах и тп
Возможно - усиление вероятности манифестации психических заболеваний у склонных к ним людей? Просто из общих соображений - реальной информации мало.
Отказ от общения, социальная изоляция (в результате странных увлечений и “тайных” занятий требующих времени, практики личной истории… )
Приближение к реальности или эскапизм?
Необычная жизнь или бегство от нормальной жизни (карьеры, отношений, семьи и тп)?
Все сомнения такого рода лучше разрешать именно в сторону “обычной жизни”.
Фанатизм со временем приводит к разочарованию, если отчасти из-за каких-то интеллектуальных или “духовных” целей не были реализованы цели обычные жизненные.
Учения вроде нагуализма, точнее все практики, техники и принципы лучше использовать для улучшения своей жизни, пусть косвенного (для отдыха, получения интересных впечатлений) или не использовать вообще
Это как с физическими тренировками, правильным питанием, изучением языков, походами на природу и другими “хорошими привычками” - можно брать ту или иную технику или принцип и использовать достаточно регулярно, тогда постепенно преимущества от этой практики проявляются и в повседневной жизни. Но они не должны отрицать остальную жизнь.
…
Есть рекомендации - весьма определенные - не растрачивать свою сексуальную энергию, которая нужна для сновидения. Возможно отчасти это связано еще и с тем, что это сопряжено с затратами не чего-то физического, что по идее рутинно компенсируется небольшим количеством пищи - а постоянными вложениями времени, внимания, эмоций, в случае рождения детей и вовсе определяет жизнь на годы и десятки лет по сути… В конечном итоге, каждый выбирает для себя. Кстати, из группы дх по его словам только сильвио мануэль придерживался целибата, как видим, и для остальных это тоже не стало каким-то камнем преткновения. Возможно, стоит просто оставлять себе побольше пространства для маневров, вступать в отношения без длительных обязательств и тд. В общем-то едва ли хоть кто нибудь реально принимает подобные решения исключительно из-за мнения индейцев из книги. Лучше ориентироваться на свои решения.
Подытоживая
Занятия медитацией, сновидением, сталкингом и тп более всего сродни хобби вроде непрофессионального спорта, или столь же непрофессиональному занятию искусствами вроде игры на музыкальных инструментах или рисования, туризму и путешествиям, изучению иностранных языков без прямой необходимости, садоводству, да хоть бы и рыбалке или просмотру фильмов, или чтению...
Некие навыки и опыт не особенно очевидные для внешнего наблюдателя, в которых можно развиваться с разной для всех скоростью, посвящая часть свободного времени этому интересу.
Из этого и исходить. Не должно быть чрезмерного раздувания важности для этих занятий. Оно должно приносить какое-то удовольствие или хоть бы удовлетворение в процессе и через промежуточные результаты и достижения, а не где-то в отдалённом будущем, или хуже того восприниматься как нечто неприятное, хотя и нужное.
Постепенно накапливаются небольшие изменения вызванные тем что часть времени тело и особенно психика функционируют в особых режимах - через это в обычной повседневности сознание и тело должны быть в особом тонусе, с большей свободой внимания, отрешенностью и тп. Меньше должны мешать обычные негативные стимулы, потому что есть привычка анализировать и декомпозировать их в ходе пп, сталкинг даёт отделенность от эмоций, стратегическое мышление, медитации на концентрацию или ОВД наиболее прямо тренируют волю через возврат внимания к объекту наперекор разным внешним и внутренним стимулам и всё в таком духе. Есть штуки типа КПТ, замены одних привычек и убеждений на другие - например от привычки к жалости к себе можно переключится к чувству своей ответственности и устранить драматизм и преувеличение своих проблем через мысли о неизбежность смерти и тд. Опять же всё это может и должно помогать ситуативно, а не мешать из-за мнимого несоответствия несуществующему идеалу. То есть это всё не должно становится обязаловкой, второй работой - это области для роста, развития и исследования.
— В жизни воина есть только одна вещь, один-единственный вопрос, который действительно не решен: насколько далеко можно пройти по тропе знания и силы. Этот вопрос остается открытым, и никто не может предсказать его исход.