Есть чувство, будто мне нельзя проходить мимо, и надо хотя бы попытаться.
Будто высшие силы с меня спросят, если оставлю вот так, без участия.
Когда Ш.А. спросили станет ли он спасать тонущего человека, он ответил примерно так:
"Я бы не спасал его, если бы не получил внутреннего указания сделать это."
Далее всезнающий чатгпт поясняет:
Этот ответ часто цитируют как пример его понимания божественной воли и действия, не основанного на личных импульсах, морали или привычных представлениях о "добре". Для него истинное действие это то, что совершается в соответствии с внутренним водительством, а не из эгоистических или даже “благородных” побуждений ума.
Он полагал, что только когда человек полностью действует как сознательный инструмент Божественного, его поступки действительно соответствуют истине, а не человеческим представлениям о правильном.
По другой версии он отвечает так:
"Я не спасу его, если он сам не попросит о спасении"
Вторая версия это народный или апокрифический вариант, гуляющий по книгам, сайтам и устным пересказам (в частности, через тексты Ошо).
Он выражает схожую идею: нельзя навязывать спасение тому, кто сам его не ищет - будь то духовное спасение или физическая помощь.
Ауробиндо считал, что пока человек действует из эго — даже самые благородные поступки остаются ограниченными, окрашенными неведением.
Он не отрицал сострадания, но утверждал: истинное сострадание рождается не из человеческой жалости, а из Божественного сознания, которое знает, что нужно в каждом случае.
Поэтому он не спасает не из равнодушия, а из смирения перед Истиной:
Кто я, чтобы решать, кого и когда спасать?"
Разве я знаю, что для другого — благо, а что — замысел его души?
Если я действую из жалости, страха или долга — это не Истина, а движение ума.
Истинное действие не исходит из мысли “я должен” или “я не должен”. Оно поднимается из глубины, спонтанно, без рассуждения.
“Спонтанность” у Ауробиндо — не произвольность, не каприз, а естественное, свободное действие сознания, когда ум и эго полностью молчат.
Это — действие без “делающего”, когда импульс исходит прямо из глубины, где нет разделения между "я" и Божественным.