Нет большего чуда, чем быть в настоящем. Всё с этого начинается, и ничто этим не заканчивается.
Что означает термин "самовоспоминание"?
По-моему, Бертон унаследовал от Успенского привычку описывать многословно то, что можно описать короче. Возможно это делается для того, чтобы показать при помощи языковых средств (и несколько художественно) трудноописуемые вещи, в том числе присущие определенному состоянию работы сознания.
Под самовоспоминанием, я так понял, подразумевается состояние максимального присутствия в моменте, когда опыт прошлого, ненужные для настоящего момента стереотипы реагирования либо озабоченность будущим (которое опять же "отягощено" именно прошлым опытом), за ненадобнстью отсекаются. Если же этот "балласт" продолжает "работать", то соотвественно, максимально полное восприятие момента пропадает. Впечатления не являются полными. Полнота осознование момента отсутсвует. А полученный в настоящий момент опыт якорится, еще и тем, что непосредственно не сопуствовало переживанию момента и было излишним. К примеру, вряд ли вам удасться почувствовать окружающую красоту природы (там, заценить всю полноту многоголосия местных пташек, разнотравье и запах цветов, уловить движение в небольших животных и насекомых втраве и все это в определеной взаимосвязи), если на природу вы вырвались в пятницу вечером с целью вволю побухать с корешами водки, вырвавшись из "уютного" семейного гнездышка после очередного скандала с изрядно опостылевшей женой, озадаченный очередным неподъемным проектиком шефа по работе, которое необходимо будет "сдать" в понедельник и т.д. (Впрочем, данный пример не совсем удачный).
Однако, этим понятие "самовоспоминание" не ограничивается...
Под разными "я" отличными от истинного "я", по-моему, понимаются прочно закрепившиеся у субъекта определенные привычки реагировать на быстро изменившиеся условия значимые для жизни или стереотип реагирования, выработанный у субъекта продолжительным повторяемым образом жизни, поведения. Это те привычки реагирования, которые субъект "тягает" с собой везде и, которые "выстреливают" бессознательно, автоматически, при наличии малейшей необходимости и без оной. Ну вот, к примеру, решили вы выехать с женой вдвоем на "злополучную" природу. А она побежала красится. Ну вы давно в браке, жену всякую же видели "...и накрашеную и не накрашеную". Говорите ей, дескать, нафига, там все равно в лучшем случае пастух-синяк один раз в день коров гоняет. Да и вам самим как то "по-барабану", типа тебе даже не накрашенной и лучше. А она вам - дескать, нет, нада. И побежала марафетится минут сорок, поддерживать образ лица. Потому что видите ли не может на улицу выйти без подвода бровей, и такой-то помады.
Вообще-то, актуальность присутствия "здесь и сейчас" и полноты нахождения в моменте определяется банальной потребностью, прежде всего, адекватного задействования используемой энергии. Т.е. усилий к моменту прикладывается ровно столько, скольно нужно в конкретный момент и не на джоуль больше. Если же одновременно делать еще что-то - непрактично растратиться гораздо больше. Что расточительно и вредно конкретному моменту. К примеру, делаете вы пристроек, подбираете доски, гвозди колотите. И одновременно мусолите в голове очередной недавний скандал с ненавистной тещей. Что, дескать, мля, я ей не так ответил. Надо было так и так... И что в следующий раз я обязательно отвечу вот так, нет... лучше вооот таак! И херакс так по пальцам себе молотком.. а пото еще раз. Почему травма? Потому что должная степень концентрации на процессе работы потеряна. Из-за концентрации внимания отчасти и на эмоциональном виртуальном споре с тещей. Про спокойную, творческую работу над пристройком можно вообще забыть.
Далее, понятие машинности в системе понятий ГиУ мне вообще мало импонирует. Но то заслуживает отдельной темы разговора. Отмечу лишь, то, что под машинным автоматическим поведением понимается такой тип поведения (образа жизни) когда человеком целиком и полностью управляют привычки, правильность и обоснованность, которых он практически не подвергал сомнению в процессе жизни. Этакая традиционность во плоти. К месту и не к месту. "Я так веду себя потому что я такой с детства, и ничего с собой поделать не могу и не хочу, так делают все вокруг.. и т.п."
В понятийном аппарате ГиУ понятие "машинности", так понимаю, приобрело популярность именно благодаря широкому расцвету механических машин и механизмов в производстве и на улицах в конце 19 начале 20 века. Как известно именно в период ГиУ появились первые автомобили, получает широкое рапространение ж/д транспорт, появляются первые самолеты, танки на движках авто. Т.е. механическая машина становится наглядным примером для сравнения.
Отмечу, что в наше время намного уместнее строя аналогичные размышления о природе поведения человека и сознания сравнивать человеческую функциональность с функциональностью компьютера. Сейчас это гораздо уместнее и практичнее.
Такие заметки...
далее комментю "спешку..