На тему "С чего начать?" я написал заметку. Правда, у меня есть подозрение, что не все начинающие поймут этот технологический язык
Но для меня он очень удобен и ясен. А если человек чуть подумает, то и ему он станет удобен.
Pipa, я не знаю, правильно ли ставить заметки сюда. Пока что ставлю - а потом уж, как решите. Хорошо?
Вот эта заметка:
Начало Пути. Психотехника: основные рабочие состояния
Наверное, на вопрос «С чего начать?» уже отвечали очень много раз. И каждый отвечал по-своему даже в том случае, если мы говорили одно и то же. Человек ведь неминуемо создает индивидуальный язык описания и пользуется им, когда дает советы – это очевидно.
Я поделюсь своим видением начальной ситуации. В выходящей книге такого описания нет, а до следующей книги – года два, наверное. Чего время терять?
Мы начинаем практику в двух направлениях сразу.
С одной стороны, мы учимся сталкингу себя – выслеживаем эмоции, чувства и реакции. Хотя бы для того, чтобы успеть их «опознать».
Немедленно вторгаться в работу психоэмоционального механизма тоналя (останавливать процессы, изменять их) – вряд ли получится. А если получится, то на фоне не «очищенного» сталкингом тоналя спешное вторжение может дать нездоровые результаты – про самоиндуцированные психозы рассуждать не стану (это крайний и редкий случай), а вот нежелательные искажения личности вполне возможны.
С другой стороны, мы начинаем формировать инструменты для работы с психоэнергетическим полем. Сразу возникает вопрос: что это за инструменты?
В нагуализме главными и основными инструментами являются две особые формы внимания и одно измененное состояние сознания, которое эти формы внимания часто продуцируют.
Особые формы внимания – это концентрация внимания и деконцентрация внимания.
Несмотря на то, что прежде мы говорили в основном о деконцентрации, если человек начинает практику с нуля, то правильнее будет сначала поработать с концентрацией. И легко понять, почему.
Даже в том случае, если человек никогда целенаправленно не работал со своей психикой, он владеет в определенной степени навыком концентрации внимания. Все, что мы делаем в мире тоналя (т.е. в мире организованных смыслов и содержаний), мы делаем при помощи концентрации внимания. Это фундаментальный психический навык. С помощью концентрации мы определяем границы любой воспринимаемой фигуры и отделяем эту фигуру от фона. А из чего состоит мир тоналя? Из фигур, выделенных сосредоточенным вниманием наблюдателя, и фона, который ожидает, когда мы доберемся до него и начнем там выделять новые фигуры. Поэтому наше внимание в повседневном режиме постоянно немного сконцентрировано. Дело в том, что естественная жизнь не заставляет нас усилить концентрацию до того уровня, где начинает изменяться общее состояние осознания! А это именно то, что нам нужно.
Итак, первое, что надо сделать – научиться достигать необычно высокой концентрации внимания.
Когда этот навык сформирован, концентрация становится длительной и стабильной (полчаса – час и больше). Длительная концентрация внимания – это уже не просто временное сосредоточение, которое является простой флуктуацией энергии осознания. Длительная концентрация постепенно становится состоянием психоэнергетического поля. И это состояние мы будем использовать как инструмент в дальнейшей работе.
В любом психоэнергетическом делании значение такого инструмента, как концентрация, очевидно. Без навыка интенсивной концентрации внимания прогресс в психоэнергетической дисциплине невозможен.
Вторая форма внимания, которая очень важна как инструмент в практике, – деконцентрация внимания. С деконцентрацией дело обстоит немного сложнее, так как обычная работа тоналя как раз не требует таких форм внимания для поддержания принятой нами картины мира. Поэтому здесь сошлюсь на ясно описанный в книгах Кастанеды метод «походки Силы», который генерирует эту форму внимания, на известную работу О.Г. Бахтиярова и на собственные книги, где о деконцентрации сказано немало.
Деконцентрация внимания – это инструмент, с помощью которого мы переходим из одной позиции точки сборки в другую. Деконцентрация используется как исходное состояние при осуществлении процедуры неделания. Об этой форме внимания можно писать и говорить очень долго, но здесь я только укажу на нее.
Обе формы (концентрация и деконцентрация) – не являются какими-то «точками» в психическом пространстве. На протяжении практики эти формы внимания разворачиваются и постоянно демонстрируют новую глубину и новые, ранее незаметные аспекты. В этом смысле их можно назвать динамическими формами осознания.
Концентрация внимания стремится к «математической точке», а деконцентрация внимания стремится заполнить собой весь объем сенсорной Бесконечности. В процессе углубления и разворачивания обе формы внимания создают множество измененных состояний сознания, которые можно будет освоить по мере общего усиления самого осознания.
Третий инструмент, абсолютно необходимый для психоэнергетической практики, является не формой внимания, а измененным состоянием сознания. Возникает оно на критическом уровне интенсивности концентрации или деконцентрации внимания, а фиксируется как отдельная психическая «форма» в том случае, если практик провозглашает соответствующее намерение. Это – остановка внутреннего диалога.
Разумеется, остановка внутреннего диалога (ОВД) может возникать спонтанно в различных ситуациях – при «перегрузке» тоналя во время ходьбы Силы, в результате длительной и энергетичной концентрации внимания, в результате длительной и устойчивой деконцентрации внимания.
Что происходит, когда стабилизируется измененная форма внимания?
Тональ (с его описанием и инвентарным списком) «не знает», как себя вести в данной форме внимания. Ну, а поскольку внутренний диалог (ВД) – это своего рода «отклик» тоналя на привычный мир, комментирование стандартного режима работы, то в критических, «измененных» состояниях внутренний диалог замедляется или приостанавливается.
Сначала ОВД воспринимается практикующим как феномен, как «всплеск Силы». Но затем, при условии регулярной практики, мы знакомимся с остановкой ВД ближе, и тогда она становится «рабочим состоянием». Находясь в этом «рабочем состоянии», мы совершаем множество непостижимых для рационального Я действий. Все они непостижимы для тоналя, ограниченного своим описанием и продуктами этого описания.
Таким образом, на первых этапах психоэнергетической практики перед нами стоит задача сформировать три «психических инструмента» – две формы внимания и одно состояние осознания:
1. Концентрация внимания.
2. Деконцентрация внимания.
3. Остановка внутреннего диалога.
Сами по себе эти три инструмента уже содержат в себе богатое, многоуровневое содержание, которое раскрывается практику шаг за шагом, по мере совершенствования навыков и работы с ними. И все же это только начало.
Скажу так – одно лишь освоение описанных трех психических инструментов может за несколько лет радикально изменить качество жизни любого человека. Потому что это – зарождение нового порядка осознания, а с ним и другого типа энергетического метаболизма, новых отношений с людьми и новых чувств. Это – фундамент, на который опирается личность, когда начинает исследовать свой путь к Трансформации.
А. Ксендзюк
PS Я ставлю в "Быстрый ответ". Там у меня термины выделены жирным, некоторые жирным и курсивом. Надо будет посмотреть, как это делается, и расставить. Это, выходит, "голый" текст - без выделений и прочих красот