Роман с полным погружением 5D, аж мурашки по коже….
Читать его — изощренная форма мазохизма — повествование затягивает так медленно, так липко и так неотвратимо, как смертоносная трясина, наверное такие же ощущения испытывали небезызвестные бандарлоги, глядя на охотничьи пляски Каа. Но стоит вчитаться — и роман раскрывается как огромная палетка красок и образов. Здесь нашлось место и мастерским описаниям, и доведенному да абсурда гротеску, и берущему за душу психологизму, и залихватскому стебу надо всем, что ограничивает свободу духа — бессмысленными ритуалами, мертвыми традициями, непререкаемым авторитетом слабоумных старцев.
Величественный древний замок населен даже не людьми, а тенями. Горменгаст подавляет их душу и разум, в их глазах пустота, усталость и осознание собственного ничтожества перед этой громадой покрытых мхом булыжников. И вот существование этого упорядоченного благополучного сумасшествия, погрязшего в тягомотных ритуалах, взорвано — в пасмурный мир горменгаста пришла радость и надежда — наследник, и одновременно ворвалось зло в облике Стирпайка. Этот навозный князь по-хозяйски уверенно шныряет по древним залам, один за другим попадают в его сети обитатели замка, интриган, он смешон своими заоблачными претензиями и наполеоновскими планами и страшен своим ледяным цинизмом и расчетливой жестокостью. Найдется ли управа на этого негодяя, оправдает ли новорожденный наследник надежду на обновление — такова интрига романа.
Маниакальное внимание автора к мельчайшим деталям приводит к поразительному результату — по ходу повествования любой, самый незначительный персонаж становится живым, объемным, запоминающимся. Они не оставляют равнодушными. Они вызывают Эмоции.
Атмосфера романа — атмосфера тяжелого беспокойного сновидения вызвала у меня неожиданную ассоциацию — я наконец поняла, что мог «курить» Тим Бертон, создавая свои фильмы.
В общем, вы не найдете здесь магии кроме магии слова и таланта автора, вы не найдете здесь героев и битв, кроме жалкой и смешной войны камердинера с поваром, вы не найдете здесь любви, кроме любви старушки-няни к малышу в бархатных пеленках. Но это надо прочитать. Хотя бы, чтоб знать, что бывает и такая литература.
....
Это мир сумасшедших. Единственный «нормальный» человек бродит по фантасмагорическому замку корысти ради и по мере возможностей манипулируя окружающими. У подножий цитадели живут слуги, но дальше... а дальше — пустота. Пустыня или апокалиптический мир? Конец плоской вселенной или фэнтезийные дебри лесов? Неизвестно. Для них был и есть только Горменгаст. Слуги потеряли связь с реальностью так же, как и их хозяева, веками живя в общей фантасмагории. Мир-картина, но больше сказка, чем эзотерика.
Станет ли таким же родившийся Титус Гроан или как-то сможет избежать липучей заразы безумия? И стоит ли быть в мире сумасшедших нормальным? Ведь итог будет один: одиночество. И мы-то, глядя на название третьей книги серии, знаем, что его герою не обойти.
.....
Потрясающий, опустошающий, вакуумирующий мистицизм Пика погружает в нехилый медитативный транс.
Моё воображение дорисовывало холодные клубы кладбищенского тумана, древние, как сам замок, привидения, а Горменгаст воображался мне гигантским старцем, вросшим в землю и окаменевшим от сидения с незапамятных времён. Такой бог Тоски и Уныния, что ли.
Замок, его обитатели и их пронзительное одиночество потрясают. Люди, живущие бок о бок, не видят и не слышат друг друга, словно каждый из них обретается в пустыне или диком лесу.
Стирпайк — обалденный образ, не знаю с кем и сравнить.%-\ Единственный живой, панорамно обозревающий замок и его обитателей персонаж.
Мне кажется, Стирпайк был материализацией воли Горменгаста. Надоели ему Гроуны, вот он и породил Стрипайка. Хотя, вероятно, я слишком одухотворяю это циклопическое сооружение.
Очень мрачно, безысходно, депрессивно. Супер.^_^