ДА, здесь самое интересное...бывают такие проблески...как же сложно объяснить...есть возможность что-то преодолеть, "отойти" от "привычного в жизни" но какая то часть тоналя боится этого (я думаю у этого страха одни корни с тем что вы назвали рационализацией), несмотря на то что совершенно ясно что этот "отход" освободит, сделает только лучше...как не тяжело это признавать но все проблемы по большому счету от того что тональ не может принять решение изменится (что "это" ему действительно нужно), или нет целостного отношения на этот счет...но как к чему здесь подойдешь..вывести на чистую воду действительные желания...а если такое впечатление что не хочешь ничего?
gojibe,
Этот феномен в психотерапии называется
сопротивление.
В постнагуалистической парадигме я бы обозначил его как
сопротивление тоналя.
Так уж получилось, что и Кастанеда, и Ксендзюк в своих работах обошли эту проблему стороной.
С Карлосом все понятно, учитель служил прекрасным катализатором для движения вперед.
А у Алексея Петровича, судя по всему, были и есть гораздо более важные темы для описания, про которые если он не напишет, то никто не напишет, а про все написать одному человеку невозможно.
Безусловно, опыт показывает, что у большинства практиков в первые годы проблема сопротивления часто вылазит на первый план.
И здесь волевыми усилиями не обойтись.
Но все это отдельная (и огромная!) тема.
Про сопротивление следует написать целое исследование, в котором будут широко раскрыты как его источник, так и его проявления. Как методы работы с ними, так и те последствия и аффекты, которые эта работа будет вызывать.
И со своей стороны обещаю закончить то, что задумал, к сентябрю, где будет достаточно подробно освещена и эта проблема.
А пока что приведу отрывок из своей старенькой статьи (многое написано коряво, с чем-то я сейчас уже не согласен, но сознательно привожу ее в той, до-книжной, редакции)._______________________________________________________________________________________________________________
"В конце хотелось бы обозначить ту роль, которую играет в работе над собой внутреннее сопротивление практике.
Несмотря на то, что с этой трудностью сталкиваются практически все (особенно на ранних этапах), систематическое описание данного феномена не встречается ни в одной психоэнергетической дисциплине.
Полностью раскрыть содержание этой проблемы в рамках статьи не удастся, следует лишь отметить основные моменты.
Как только мы решаем измениться, сразу же бросается в глаза несоответствие наших желаний и устремлений с нашими возможностями и способностями. Все мы хотим быть максимально честными с самими собой, но можем ли? Все мы хотим измениться, но действительно ли мы
меняемся? Все мы хотим познать и понять себя, открыв внутри что-то кардинально новое, но почему же так часто мы довольствуемся находящими под рукой
готовыми объяснениями своих мыслей, чувств и поступков?
Каждый момент самопознания приближает нас к своей истинной природе, и мы все больше осознаем (видим) себя такими, какими являемся на самом деле. И все было бы так же легко и красиво, как пишут в книгах, если бы не
сопротивление любому серьезному изменению, любой серьезной работе над собой. Оно может истощить настолько, что на реальную
трансформацию энергии уже попросту не останется.
Взять на абордаж его невозможно.
Это только усугубит ситуацию, увеличив и без того интенсивное внутреннее напряжение.
С этого угла зрения вся наша работа с собственным психическим пространством делится на два противоборствующих аспекта.
Первый – это погружение в глубины своего существа. Со временем перед вами все отчетливей будут прорисовываться многие нелицеприятные аспекты вашей сущности, о существовании которых у себя вы ранее и не подозревали.
И
второй – это внутреннее сопротивление первому аспекту.
Но
откуда произрастает это сопротивление?
Причиной сопротивления является
неприемлемость для практика определенных аспектов своей личности, осознание которых может принести чрезмерную боль и вызвать целый психический коллапс; они слишком болезненны, слишком его пугают, разрушают иллюзии, которые он лелеял и от которых он пока что не в силах отказаться.
Человеку бывает трудно смириться с тем, что всю свою энергию он тратил на погоню за призраком.
Еще важнее, что такое знание о своих нелицеприятных особенностях ставит его перед
необходимостью радикального изменения.
Ситуация осложняется тем, что сопротивление подчас прокрадывается к практику в
замаскированной («невидимой») форме, и он вообще
не осознает его как таковое.
Он может сказать себе, что очень устал, что сегодня будет непродуктивным, что он неважно себя чувствует и т.п.
В таких ситуациях, человек является беспомощным существом, который участвует в невидимой битве с врагом,
о существовании которого он даже не догадывается. Исход почти всегда является предрешенным уже с самого начала, потому что эти защитные (а сопротивление по сути – ЗАЩИТА от изменения) механизмы приводятся в действие не только, когда вы сталкиваетесь нос к носу с проблемой, но и когда вы
лишь приближаетесь к ней.
И тут как тут желание посмотреть фильм, а потом и еще один, а потом надо бы зайти в интернет. Лучше перенести на завтра. А завтра (как только дело приближается к работе над собой) какое-то неважное самочувствие, странная тревожность, живот «скрутило» (с чего бы?). Даже наша соматика иногда выступает против этих изменений. И так может повторяться изо дня в день.
В этом и состоит подлинный драматизм любой серьезной работы над собой. Приходится переступать
через себя. Приходится разбирать (растворять) тот образ себя (наш идеализированный образ), который мы бессознательно выстраивали годами.
И единственная настоящая опасность –
внутри вас. И когда проживаешься осознанием того, что источником всего этого был ты сам
(все это - Я), открывается совершенно новый этап...
Про сопротивление следует написать целое исследование, в котором будут широко раскрыты как его источник, так и его проявления. Как методы работы с ними, так и те последствия и аффекты, которые эта работа будет вызывать."
_______________________________________________________________________________________________________________