Корнак
Модератор своей темы
Старожил
Offline
Сообщений: 89558
|
|
| |
« Ответ #13 : 26 февраля 2014, 11:49:35 » |
|
ВВЕДЕНИЕ (ФРАГМЕНТ)
Сновидение и человеческая жизнь
Человеческая жизнь проходит, как правило, в двух основных состояниях – в бодрствовании и в сновидении. Эти категории, конечно, условны и всякий раз требуют множество оговорок либо уточнений. Потому что жизнь человеческой психики намного разнообразнее и богаче, чем умозрительная модель, включающая в себя два простых состояния – явь и сон. Мы устроены намного сложнее, чем какой-нибудь бытовой прибор, на котором в одном месте написано «Вкл.», а в другом – «Выкл.», чем и ограничивается его свобода существования. Человек не утюг и даже не микроволновая печь.
Я не стану утверждать, что человек – «венец природы» или повторять другие, уже набившие оскомину трюизмы. Но то, что человеческий вид качественно отличается от всех других живых существ, которые нам известны – факт, не требующий специальных доказательств. Мы создали цивилизацию и живём в её культурном пространстве. Мы научились мыслить и жить в пространстве воображаемых концепций, которые влияют на наше поведение никак не меньше, чем сенсорные сигналы, поступающие из так называемой «объективной» реальности.
Мы сотворили «вторую Природу», потому что первая нас во многих отношениях не устраивала. Все это абсолютно естественно для существа, утверждающего, что он создан «по образу и подобию» Самого Творца Мироздания. И вот – такому сложному организму, с большой эволюционной перспективой и множеством психических ресурсов, о которых он и не догадывается, дано сразу два режима восприятия, реагирования и осознания. Не слишком ли много?
Как известно из опыта, Природа не бывает расточительна. Тем более, по отношению к человеку, который не может пожаловаться на то, что его обделили в процессе эволюции. Разве что мы утратили способность к регенерации, широко распространенную среди рептилий, и живем не очень долго. И вдруг – две жизни!
Конечно, на данный момент практически никто из людей не пользуется вторым режимом восприятия и осознания. Дневная жизнь формирует дневную личность, а поскольку дневная жизнь составляет главное и основное содержание всей нашей жизненной активности, то «личность ночи» со временем пробуждается все реже и реже. В настоящее время активность ночной личности сведена к минимуму. Очень часто мы даже не можем вспомнить – снились ли нам хоть какие-то сны? Экспансия дневного «Я» и деградация ночного «Я» до эмбрионального состояния – характерная черта нашей эпохи.
Что мы знаем о жизни своего ночного «Я»? Только то, что нам время от времени снятся сны. Иногда это яркие, красочные сны, которые запоминаются сразу и надолго. Иногда – это бесцветные видения с невыразительными образами и смутным сюжетом, который забывается быстрее, чем закончится сам сон.
Бывают и еще более абстрактные сны. В них может участвовать некто и больше ничего не происходит. Такие сновидения я называю «сновидением о Присутствии». В другом, таком же абстрактном сне главным его содержанием может быть какой-то однообразный процесс – его содержание трудно передать словами, но после пробуждения остается чудное впечатление, будто всю ночь наблюдал малопонятные действия и даже принимал в них участие.
Эта книга о более редких типах сновидения – об осознанном сновидении и непосредственно с ним связанном внетелесном опыте.
В чем смысл предлагаемой работы со сновидениями?
Я исхожу из основных концепций моей версии нагуализма – из того, что сновидение является измененной позицией восприятия, что осознание в сновидении позволяет сновидцу собрать иной мир восприятия, что подобная практика помогает усилить осознание в целом (при этом под «осознанием» я понимаю психоэнергетическое поле, сформировавшееся в коре головного мозга и других отделах ЦНС, и поэтому выражение «усиление осознания» имеет не только духовный, мистический, но и психофизический смысл).
Я считаю, что усиление осознанности в сновидении во многом изменяет качество нашей жизни наяву. Не говоря уж о достижении «второго тела» (тела сновидения) или дубля.
Древний китайский мыслитель Чжуан-Цзы говорил – есть сон и пробуждение, но кроме того есть «Большой сон» и «Большое пробуждение». Под «большим сном» философ подразумевал бессознательную жизнь, которую мы проживаем изо дня в день. А под «большим пробуждением» - Свободу, Осознанную Жизнь в гармонии и бесконечном развитии, Трансформацию. Удивительная ирония заключается в этом обстоятельстве – для того, чтобы полностью пробудиться, надо пройти через множество осознанных сновидений.
Что такое осознанное сновидение?
Сновидение – это особое состояние человеческой психики. Находясь в сновидении, мы частично спим, то есть, полностью отключаемся от восприятия внешнего мира, частично додумываем мысли, над которыми размышляли днем, переживаем те чувства, которые возникли наяву, но мы по каким-то причинам не стали переживать их полноценным образом, частично вспоминаем то, что недоступно нашему сознанию, когда мы бодрствуем.
Что изучает официальная наука, когда предметом ее исследования становится сон и сновидение? Нейрофизиологи пытаются понять, как работает человеческий мозг во сне. Часто исследователей сновидения привлекает определенная стадия сна, которую называют «сон с быстрыми движениями глаз», или БДГ-сон (rapid eye movement, сокращенно REM). По мнению многих ученых, именно на этой стадии сна человек видит сны.
Чтобы зафиксировать быстрое движение глаз, не нужно никакой сложной аппаратуры. Достаточно пристального наблюдения за спящим человеком с небольшого расстояния – поскольку движение глаз под закрытыми веками легко заметить, за исключением тех случаев, когда мы не можем видеть его лицо. Кроме того, спящий, находясь в фазе быстрого сна, часто меняет положение тела, его дыхание и пульс становятся чаще. Иногда люди в этой фазе сна беззвучно шевелят губами, вздыхают, стонут, произносят отдельные слова – все это явные признаки того, что человек видит сон.
Человек всегда испытывал особенные чувства по отношению к любому яркому сновидению. Эти чувства отличаются от тех, что возникают в состоянии бодрствования. Если вы видите кошмар, то ужас, который вы испытываете в сновидении, намного сильнее того страха, который чувствуете наяву – независимо от ситуации, в которой оказались. То же самое происходит со всеми другими чувствами (восторг, радость, тревога), когда сновидение отличается «высоким качеством».
Разумеется, качество сновидения определить трудно. Сон и его содержание – исключительно индивидуальный опыт. Некоторые люди запоминают одно сновидение за год, другие – видят сны каждую ночь.
Если человек никогда не практиковал специальные психотехники, то его сновидения чаще всего отражают его собственные мысли, заботы и тревоги наяву. Иначе говоря, содержание таких снов состоит из воспоминаний, размышлений и предчувствий. Они предстают перед сознанием сновидца в виде образов или сюжетов, которые связывают приснившиеся образы. Сюжеты быстро возникают в самой творческой и динамичной части нашей личности – той части, которая связывает память и воображение. Здесь рождается нечто новое, еще одна возможность или фантазия.
Анализ сновидений вошел в моду после известной книги З. Фрейда «Толкование сновидений». С тех пор психологи анализируют образы и сюжеты наших сновидений, пытаясь расшифровать содержание бессознательного, которое выражает себя во сне.
Но в этой книге речь пойдет об осознанных сновидениях, которые сильно отличаются от обычных снов, в которых мы очень плохо осознаем себя.
Я собираюсь вкратце описать научные концепции осознанного сновидения, но должен предупредить читателя, что все они – не более чем гипотезы. Мое отношение к осознанным сновидениям и внетелесному опыту – тоже гипотеза, и я охотно признаю это. Более того, у меня сложилось впечатление, что ученые, несмотря на объективность естественных наук, в большей степени привязаны к своим гипотезам, и намного чаще пытаются выдать желаемое за действительное – особенно в тех областях, где субъективное отношение вплетается в наблюдаемый материал. А надо заметить, что осознанное сновидение, как и сновидение вообще, относится именно к этой области.
Дело в том, что сам термин осознанные сновидения подразумевает в какой-то степени участие осознания в сновидении. А объективного понимания осознания – под объективным я имею в виду нечто большее, чем психологическая теория осознания, которая кажется нам правдоподобной – мы не имеем. Почти что все теории осознания опираются на умозрительное идеи и, по сути, являются тем или иным видом новейшей метафизики. Даже в том случае, когда авторы психологических теорий открещиваются от метафизики как метода познания и от самой идеи трансцендентного.
Следует признать, что основополагающий факт нашего человеческого бытия, сердцевина нашей сознательной жизни, до сих пор остается неразрешенной загадкой либо лежит за пределами рационального познания, как такового.
Мое собственное исследование осознания и осознанных сновидений, которыми я занимаюсь больше двадцати лет, неизменно указывает на энергетическую природу и того, и другого. Однако, стоит ввести понятие «энергия» в традиционное описание психического мира человека, как возникают серьезные вопросы:
1. Что такое психическая энергия? 2. Можно ли с психической энергией обращаться произвольно – накапливать ее, концентрировать, излучать и поглощать произвольным образом? Если можно, то как именно? 3. Может ли эта энергия существовать вне биологического пространства, то есть без поддержки физического организма, автономно?
Внутри парадигмы современного естествознания эти вопросы звучат абсурдно. Что значит «психическая энергия»? Естественная наука не знает такого понятия. Психическую энергию невозможно исследовать в этом качестве. Если в экспериментальных условиях мы выясняем, что человек генерирует некую энергию, то она чаще всего описывается как электромагнитная (об этом еще будет сказано). Даже излучение энергии в инфракрасном или ультрафиолетовом диапазонах, как и в видимом участке спектра, - это не что иное, как электромагнитные колебания. Они могут принадлежать живому организму, неорганическому источнику – естественному или искусственно созданному.
Точно так же, как ученый не может отделить психику от мозга, он не может говорить о «психической энергии». Ведь в современном описании мира психика давно уже стала эпифеноменом (1) головного мозга и центральной нервной системы. Если сознание – всего лишь эпифеномен, то энергия, которую излучает наше тело, – это побочный эффект электрохимических процессов, поддерживающих жизнь в организме. Следовательно, возможности накопления, излучения и поглощения весьма ограничены и обусловлены состоянием физического организма, а существование психики вне тела – просто невозможно.
Но мой личный опыт, как и опыт других людей, исследующих ресурсы собственного сознания, противоречит концепции эпифеномена.
Как только человек принимается за работу с собственным сознанием, оно начинает вести себя как самостоятельная сущность, которую можно назвать «энергетическим полем» или, например, сложно организованным потоком биоплазмы, как предлагают некоторые исследователи. (2)
Большинство нерелигиозных людей соглашается верить в то, что сознание – всего лишь эпифеномен нейронных процессов, потому что всю свою жизнь проживают в состоянии поверхностного сознания. Их чувство «Я» растворено в потоке восприятия и отождествлено с чувствами и реакциями на них. Что же касается чувств и реакций, то они, как правило, доведены до автоматизма и осуществляют ряд принятых личностью стереотипов.
Автоматизмы и стереотипы – это внешние признаки бессознательного поведения. Принято считать, что с возрастом человек становится мудрее, или, по меньшей мере, обогащается опытом и становится сознательнее. Если понимать под этими словами увеличение количества наработанных автоматизмов и стереотипов, это безусловно так. Но осознание пробуждается все реже и реже, потому что осознание пробуждается в результате остановки автоматизма и разрушения стереотипа.
Понять, что такое осознание, находясь в бессознательном состоянии, невозможно. В бессознательном состоянии осознание действительно становится эпифеноменом – абстрактным понятием, лишенным энергии, пассивным наблюдателем за тем, как вокруг реализуются законы описания мира.
В той же степени это касается всплесков осознанного сновидения и кратковременного внетелесного опыта. Если наше осознание дремлет даже тогда, когда тело и мозг бодрствуют, что же говорить о состоянии сна? Осознанное сновидение возможно лишь в том случае, если вы можете ярко осознать себя наяву. В иных случаях осознанное сновидение возникает как побочный продукт эмоциональных потрясений или химических интоксикаций.
Специфика инициации осознанных сновидений объясняет, почему увлечение сновидением до сих пор не стало массовым, и, вероятно, не станет массовым в ближайшие десятилетия. Люди все еще втайне надеются на то, что существует волшебный рецепт, магическая пилюля или кнопка, которую нужно только найти и нажать, чтобы перейти из одного режима восприятия в другой – «волшебный». Когда книги Карлоса Кастанеды стали невероятно популярны (примерно в 70-ых годах вплоть до середины 90-ых), какое-то время его читателям казалось, что магическая реальность приближается на расстояние вытянутой руки. Всплеск энтузиазма привел к возникновению множества самостоятельных магических групп – иногда даже с собственными нагвалями. Но упование на древнюю Традицию, которую описал Кастанеда, не изменило положения дел.
Все равно каждый практик должен приложить немалое усилие и прожить свою «целую жизнь борьбы». Магическая реальность не открывается всякому читателю Кастанеды – даже в том случае, если он беззаветно предан идеям дона Хуана и наизусть выучил книги, написанные Карлосом.
Пробуждение осознания как психоэнергетического поля, способного к саморегуляции наяву и в сновидении, требует определенных усилий, терпения и времени. Все, кто не был готов к такому серьезному мероприятию, отошли в сторону, как только поняли, что путь магического сновидения (второго внимания) – не менее сложная дисциплина, чем лайя-йога, дзогчен или дзэн-буддистская медитация.
Увлечение осознанными сновидениями было тесно связано с мистической концепцией Кастанеды и невысказанными надеждами на его особую, не человеческую Судьбу. Смерть писателя от рака печени в 1998 году многих последователей привела в состояние уныния и дезориентации. Интерес к сновидению угас за несколько лет.
Любопытно, что тот же процесс имел место в научной среде. Насколько мне известно, никто из ученых не признавался в этом, но хронология говорит сама за себя.
В восьмидесятых годах ХХ века, в то время, когда книги Кастанеды были невероятно популярны, публикуется ряд научных исследований осознанного сновидения. Достаточно отметить, что именно в это время начинает свою карьеру Стивен Лаберж – один из самых знаменитых исследователей сна и сновидения не только для русскоязычного мира, но и для всей западной цивилизации. В 1980 году Лаберж защищает докторскую диссертацию, и темой ее является, разумеется, исследование осознанных сновидений. В 1985 году он издает книгу под названием «Осознанное сновидение», а в 1987 основывает Институт осознанных сновидений (Lucidity Institute).
В 1988 году в свет выходит фундаментальный сборник научных статей «Сознающий разум, спящий мозг» под редакцией С. Лабержа и Дж. Гакенбах. Через год публикуется книга «Управляй своими сновидениями» (Control your dreams), написанная Джейн Гакенбах и Джейн Босвелд. Наверное, конец 80-ых стал апофеозом для исследователей осознанного сновидения в западном мире.
Как пишет Дж. Гакенбах в 2011 году: «… Исследования осознанного сновидения стали терять значение и актуальность. Число исследований, посвященных этой теме, уменьшилось. Это связано с определенными трудностями при организации эксперимента (индукции состояния осознанности в сновидении), а также с субъективностью интерпретации любого исследования этого состояния сознания. Осознанное сновидение требовало нового методологического подхода».
За этими словами скрывается принципиальное непонимание двух совершенно разных парадигм – естественнонаучной и магической. Как можно вызвать (индуцировать) состояние осознанности в сновидении, если испытуемый (обычный человек, полностью погруженный в общепринятое описание мира) пребывает в состоянии психоэнергетического дефицита? Осознанное сновидение становится относительно регулярным явлением в психической жизни человека, если он располагает некоторым избытком психической энергии и владеет необходимыми навыками в работе с собственным вниманием и восприятием. Из чего следует, что в большинстве случаев регулярное переживание осознанности в сновидении требует изменения привычного стиля жизни, к чему готовы далеко немногие. По крайней мере, их число недостаточно для той статистики, которая нужна для научного исследования.
Исследователи осознанного сновидения в какой-то мере понимали причины возникших затруднений, но никто не знал, как преодолеть социальную инерцию. Стиль жизни западного человека с его привычкой к комфорту и гедонизмом – наше любимое детище и достижение. Чтобы отказаться от него, нужен мотив более убедительный и сильный, чем загадочные видения то ли во сне, то ли наяву.
Кроме того, сама естественнонаучная парадигма официальной науки, изучающей сон и сновидение, ограничивает вдохновение исследователя тем, что по умолчанию исходит из концепции «всякое содержание сновидения – продукт психики сновидца и описывать его следует психологическим языком».
Отказ от этой установки неприемлем, потому что грозит вторжением в науку мистических домыслов, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. А это, согласно знаменитому принципу «фальсификации» Поппера, делает науку «ненаучной».
Поэтому все научные исследования осознанных сновидений сводятся к открытию тех или иных психологических, нейрологических либо физиологических механизмов сознания и бессознательного. Любопытно, что недавний всплеск интереса к осознанным сновидениям в научном сообществе был вызван статьей одного из крупнейших авторитетов в физиологии мозга Алана Хобсона, опубликованной в 2009 году. И по какому поводу? Потому что ученый считает, что изучение осознанного сновидения поможет понять «физиологические основы механизма сознания».
А. Ксендзюк, 2012 г.
Примечания: 1. Эпифеномен (греч. epi — при, после, возле и phainomenon — являющееся) – дословно «явление, которое возникает вместе с другим явлением». Термин используется представителями естественнонаучного материализма при описании сознания, чтобы подчеркнуть «призрачный» и пассивный характер сознания, которое всего лишь отражает явления внешнего мира, и не может существовать иным образом. – Прим. автора.
2. См. : Инюшин В.М. Биоплазма, геоплазма и психоэнергетические структуры человека. – Прим. автора. |